Поиск
 
 
 

Особенности учета средств от приносящей доход деятельности в свете новых приказов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства

М.А.Наумова, начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани

Вопрос об учете средств, полученных бюджетными учреждениями от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, неоднократно рассматривался на заседаниях нашей секции. Тем не менее, какого-либо единообразия в решении данного вопроса до недавнего времени не существовало. Причиной тому послужили противоречия, уже изначально заложенные в Бюджетном кодексе Российской Федерации и создавшие тем самым благодатную почву для надзирающих органов в плане предъявления к финансовым органам как органам, организующим исполнение бюджета на том или ином уровне, предписаний и представлений о нарушении бюджетного законодательства. При этом финансовые органы при всем своем желании не могли одновременно соблюсти все нормы законодательства, регулирующие данный вопрос, потому что исполнение одной нормы неизбежно приводило к нарушению другой. Так, статья 42 БК в прежней ее редакции устанавливала, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов данного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета. Статья 161 БК определяла самостоятельность бюджетного учреждения в расходовании этих средств. При этом зачисление средств от предпринимательской деятельности в доход бюджета согласно ст. 35 БК, устанавливающей принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, никак не могло предполагать ни их увязки с расходами конкретного учреждения, ни самостоятельности в расходовании.
При разработке федерального закона «О внесении изменений в БК РФ в части регулирования бюджетного процесса» в числе прочих ставилась и задача законодательного урегулирования вопроса учета доходов бюджетных учреждений от платных услуг и иной приносящей доход деятельности. В целях реализации реформы бюджетного процесса, реструктуризации бюджетного сектора и перехода к созданию организаций новых организационно-правовых форм вполне логичным и закономерным представлялось зачисление доходов от оказания учреждениями платных услуг в доход бюджета без целевой привязки этих доходов к расходам конкретного учреждения. Однако, в соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007г. №63-ФЗ и соответственно п.5 ст.41 БК РФ данная норма начинает действовать со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности. При этом до дня вступления в силу данного закона бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные средства на основании генерального разрешения главного распорядителя бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования средств от приносящей доход деятельности и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения. В статье 5 Федерального закона № 63-ФЗ также предусмотрено, что бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке, в соответствии со сметой доходов и расходов, представляемой в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения. Финансовый орган при этом вправе принимать решение об осуществлении операций с указанными средствами на счетах, открытых ему или Федеральному казначейству в учреждениях Центрального банка или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства.
Таким образом, из положений данного закона следует, что до дня вступления в силу соответствующего федерального закона средства от приносящей доход деятельности, по сути дела, выведены из состава доходов бюджета. При этом совершенно очевидно, что если в соответствии с законом (решением) о бюджете эти доходы не используются целевым образом бюджетными организациями, их получающими, то указанные доходы относятся к так называемым доходам общего покрытия, подлежат перечислению на счет бюджета и не могут быть направлены только на обеспечение деятельности этих учреждений.
С целью приведения процедур по исполнению бюджета в соответствие с новыми положениями БК РФ в настоящее время Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством разработан целый ряд порядков, вступающих в действие с 01.01.2009г. Часть из них уже утверждена соответствующими приказами, часть еще находится на рассмотрении. В частности процедуры кассового обслуживания операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, закрепляются в разработанном Федеральным казначейством проекте Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований и порядка осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов (проект размещен на сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru).
Кроме того, сегодня уже утвержден и прошел процедуру регистрации в Минюсте Приказ Министерства финансов Российской Федерации «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности». (Приказ от 01.09.2008г. №88-н)
Федеральное казначейство в начале сентября т.г. провело видеоконференцию в рамках обсуждения проектов приказов, участниками которой являлись и финансовые органы. Кроме того, 15-20 сентября 2008 года в г. Сочи по этим вопросам проходил Всероссийский семинар-совещание. Как нам рассказали коллеги из управления Федерального казначейства по Рязанской области, в своем выступлении С. В. Романов (заместитель директора Департамент Минфина России) указал на недопустимость наличия у бюджетных учреждений счетов по учету внебюджетных средств в кредитных организациях. Операции с такими средствами до выхода особого Федерального закона, регулирующего порядок учета средств, полученных бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, подлежат учету исключительно в органах Федерального казначейства.
В проекте Приказа Федерального казначейства предусматриваются 2 варианта кассового обслуживания операций с указанными средствами (абзацы 2-3 пункта 3.6. проекта Порядка):
а) с ведением на лицевом счете бюджета (с кодом 02) учета операций со средствами от приносящей доход деятельности в обособленном разделе «Средства, полученные от приносящей доход деятельности»;
б) с открытием лицевых счетов получателям бюджетных средств (с кодом 03) и учетом операций со средствами от приносящей доход деятельности в обособленном разделе «Средства, полученные от приносящей доход деятельности» этих лицевых счетов.
Особенности кассового обслуживания по варианту «а»:
- кассовые выплаты осуществляются на основании представленных финансовым органом в органы Федерального казначейства расчетных документов (т.е. платежных поручений);
- на лицевом счете бюджета в разделе «Средства, полученные от приносящей доход деятельности» учитываются только поступления и кассовые выплаты по соответствующим кодам бюджетной классификации (т.е. без учета сметных назначений);
- невыясненные поступления, учтенные на лицевом счете бюджета, уточняются финансовым органом по соответствующему коду бюджетной классификации с отражением операции на лицевом счете бюджета;
Особенности кассового обслуживания по варианту «б»:
-при заключении Соглашения и Регламента информационного взаимодействия между соответствующим органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) необходимо дополнительно предусмотреть полномочия сторон
по:
• виду и срокам предоставления финансовым органом в орган Федерального казначейства информации о наделении получателей средств соответствующего бюджета полномочиями по осуществлению приноси щей доход деятельности;
• санкционированию кассовых выплат с лицевых счетов;
• основаниям для отказа органом Федерального казначейства в исполнении представленной Заявки на кассовый расход;
• порядку зачисления средств без права использования и их уточнения;
• порядку представления Сведений о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов получателей средств.
- кассовые выплаты осуществляются на основании представленных в органы Федерального казначейства финансовым органом или получателями средств Заявок на кассовый расход;
- на лицевом счете получателя средств (с кодом 03) в разделе «Средства, полученные от приносящей доход деятельности» учитываются поступления, кассовые выплаты по соответствующим кодам бюджетной классификации, а также сметные назначения по доходам и расходам;
- невыясненные поступления, учтенные на лицевом счете бюджета, уточняются финансовым органом по соответствующему коду бюджетной классификации с отражением операции на лицевом счете получателя средств;
Невыясненные поступления в обоих из указанных выше вариантов будут отражаться на лицевом счете бюджета с кодом 02 и уточняться на основании Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, представляемом в орган Федерального казначейства финансовым органом.
В своем выступлении Романов С.В. на указанном выше совещании сообщил о завершении Минфином России работы по включению в указания о порядке применении бюджетной классификации РФ, подлежащей применению с 01.01.2009, нового кода доходов для учета невыясненных поступлений по приносящей доход деятельности. Такой код доходов будет иметь в 4-ом разряде кода (группа вида доходов) значение «3».

Теперь в нескольких словах о том, какой порядок учета средств от приносящей доход деятельности был принят в нашем муниципалитете, как он действует сейчас и что предстоит нам сделать в целях приведения его в соответствии с нормативно-правовыми актами, разработанными на федеральном уровне.

С 1 сентября 2004 года в нашем муниципальном образовании все доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений зачислялись на счет, открытый финансово-казначейскому управлению в муниципальном банке на балансовом счете №40703, распределялись по лицевым счетам бюджетных учреждений и расходовались ими по смете с соблюдением процедуры предварительного и текущего контроля. Муниципальный банк был выбран по причине отказа ГРКЦ ГУ Банка России в безвозмездном обслуживании данного счета. По аналогии с Инструкцией Минфина от 21 июня 2001г. №46н была разработана и утверждена Инструкция «О порядке открытия и ведения финансово-казначейским управлением администрации г. Рязани лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств местного бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов», которой четко определены зоны ответственности сторон по вопросам документооборота. Подготовлен регламент работы с бюджетополучателями, проведен ряд мероприятий по адаптации существовавшего на тот период в управлении программного комплекса в рамках учета и отчетности со средствами, полученными от предпринимательской деятельности.
В конце 2005 года произошло 3 события, повлекшие за собой изменение действующего до той поры порядка учета средств от предпринимательской деятельности. Во-первых, изменил свою позицию ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области и дал согласие на безвозмездное обслуживание счетов, открытых на балансовом счете 40703. Во - вторых, субъект Федерации и все муниципальные образования Рязанской области приняли решение о консолидации в 2006 году доходов бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности в доходах своих бюджетов. В-третьих, в конце декабря 2005 года Приказом Федерального казначейства РФ была утверждена инструкция «О порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» (от 30 декабря 2005 г. № 19н), которой регламентирован порядок кассового обслуживания операций с внебюджетными средствами органами Федерального казначейства по 2-м вариантам:
с открытием и ведением лицевого счета по учету внебюджетных средств финансовому органу (уполномоченному органу) соответствующего бюджета;
с открытием и ведением лицевых счетов получателям средств бюджета, указанным в сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств соответствующего бюджета.
В сложившейся ситуации сохранение счета ФКУ для учета доходов от предпринимательской деятельности в коммерческом банке не представлялось возможным. Ну а поскольку с июня 2005 года кассовое обслуживание бюджета города осуществляется Управлением Федерального казначейства по Рязанской области по схеме открытия единого счета финансово – казначейскому управлению города, вполне логично было отдано предпочтение переводу операций с внебюджетными средствами на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства по I варианту, регламентированному Приказом №19Н. Данный вариант принципиально соответствовал ранее принятому порядку ведения нами лицевых счетов по учету операций с внебюджетными средствами. Кроме того, действующая в ФКУ администрации г. Рязани модель зачисления доходов и проведения расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, представлялась нам наиболее приемлемой с точки зрения минимизации налогообложения, т.к. в данном случае налогом на прибыль облагается только сумма, оставшаяся после фактически произведенных расходов.
На 15 сентября 2008 г. в ФКУ администрации города обслуживаются 559 лицевых счетов, в том числе 268- по приносящей доход деятельности.
Сегодня действующий у нас порядок учета средств по приносящей доход деятельности полностью соответствует инструкции, утвержденной приказом №19-н. Учет поступлений внебюджетных средств на лицевой счет ФКУ администрации г. Рязани осуществляется в разрезе кодов бюджетной классификации.
Суммы, зачисленные на счет ФКУ администрации г. Рязани без указания (ошибочного указания) наименования получателя средств или реквизитов лицевого счета по учету средств от приносящей доход деятельности, с неверным указанием КБК, учитываются как невыясненные поступления по коду доходов 49211701040040000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты городских округов», администратором которых является ФКУ администрации г. Рязани.
Для уточнения платежей, учтенных УФК по Рязанской области на лицевом счете ФКУ администрации г. Рязани как невыясненные поступления, ФКУ представляет в УФК «Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа», на основании которого операция отражается на лицевом счете ФКУ с правильным кодом.
Порядок ведения лицевых счетов по учету внебюджетных средств от приносящей доход деятельности установлен в «Инструкции о порядке открытия и ведения финансово-казначейским управлением администрации города Рязани лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств бюджета города Рязани от приносящей доход деятельности» и соответствует инструктивным материалам ФК.
Каждому клиенту открыт только один лицевой счет по учету внебюджетных средств, в структуре которого (11 знаков):
ФКУ в установленном порядке в соответствии с приказом 1Н представляет в УФК по Рязанской области расчетные документы для осуществления платежа со счета ФКУ администрации г. Рязани и отражает кассовые выплаты на лицевом счете по учету средств от приносящей доход деятельности соответствующего клиента в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными клиентом в платежном документе, не позднее следующего рабочего дня после поступления выписки из своего лицевого счета из УФК и выдает клиентам выписки из их лицевых счетов с приложением по каждой записи копий расчетных, кассовых и платежных документов.
Передача платежных документов из ФКУ в УФК осуществляется в электронном виде с ЭЦП в виде массива документов (реестра), при большом количестве документов может быть отправлено несколько реестров, на каждый из которых оформляется распоряжение на осуществление кассовых выплат с лицевого счета ФКУ с указанием количества документов и общей суммы по реестру. По окончании операционного дня из УФК приходят протоколы по результатам обработки документов и отправки их в ГРКЦ.
Ежемесячно, в течение трех первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным, ФКУ осуществляет сверку с УФК и с клиентом операций по движению средств, отраженных на лицевом счете по учету внебюджетных средств ФКУ как финоргана и лицевым счетам клиентов.
Операции с наличными деньгами от приносящей доход деятельности осуществляются нами в порядке, установленном Приказом от 21 сентября 2004 г. N 85н «О Порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы РФ».
Таким образом, можно говорить о том, что действующая у нас на сегодняшний день схема принципиально соответствует первому варианту, предусмотренному в проекте Приказа Федерального казначейства.
Для реализации изменений, вводимых Министерством Финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством с 2009 года по проведению операций от приносящей доход деятельности финансово-казначейскому управлению потребуется осуществить следующие мероприятия:
1) Переоформить лицевые счета главных распорядителей и получателей средств бюджета города с открытием на них отдельного раздела для учета средств от приносящей доход деятельности.
2) В связи с изменением документооборота обеспечить обновление программного обеспечения и изменение регламента взаимодействия участников бюджетного процесса. Вводятся заявки на кассовый расход (заявки на возврат), представляемые в ФКУ получателями средств, на основании которых будут формироваться и передаваться в УФК расчетные документы, вводятся журнал регистрации неисполненных документов, протокол результатов проверки, сводные сведения по смете и ряд других промежуточных отчетов, направляемых в адрес ГРБС, изменяются действующие формы (сведения о смете, выписки из лицевого счета, приложение к выписке и т.д.)