Поиск
 
 
 

О мерах по укреплению доходной базы местных бюджетов в условиях системного финансово-экономического кризиса

И.А.Косинкова, начальник управления торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар

Уважаемые коллеги!


Потребительский рынок Краснодара является крупным сектором городского хозяйства, одной из приоритетных бюджетообразующих отраслей экономики муниципального образования, обеспечивает товарами и услугами свыше одного миллиона человек – жителей и гостей нашего города.
По состоянию на 1 сентября 2009 года потребительский рынок краевого центра объединяет более 13 тысяч юридических лиц и 14 тысяч предпринимателей из числа хозяйствующих субъектов отрасли. В Краснодаре сосредоточено 48 % всего розничного товарооборота Кубани, 40 % оборота общественного питания и 44 % от объема всех оказываемых платных услуг.
В сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города работают более 80 тысяч человек.
Объем продаж потребительских товаров через все каналы реализации за 2008 год составил 236,0 млрд.руб. при темпе роста к 2007 году – 144,0 процента.
Объем налоговых поступлений от потребительской сферы за этот же период – более 2,0 млрд.руб. или каждый четвертый рубль в доходах городского бюджета. Прибавка в сравнении с 2007 годом составила 464 млн.руб. или 130,0 %.
Уже за 8 месяцев текущего года городская казна получила от предприятий отрасли более 1 млрд. рублей.
Сфера потребления является индикатором благополучия населения. Поэтому финансово - экономический кризис не мог не отразиться на темпах развития отрасли. Мы вынуждены признать, что рост инфляции, составивший с начала года 8,2 %, а также имеющаяся зависимость от импорта непродовольственных товаров и продуктов питания привели к существенному росту цен.
Так, за 1 полугодие 2009 года, рост цен на продтовары составил в среднем более 15 %, в том числе на сахар 31 %, на плодоовощную продукцию и картофель 12 %, на мясную консервированную продукцию 8 % и т.д.
Цены на непродовольственные товары в сравнении с декабрем прошлого года выросли в среднем на 10 %. Значительно подорожала сложно - бытовая техника – на 12 %, ковры и ковровые изделия – на 11 %, медикаменты – на 15 %, парфюмерно-косметические товары – на 10 %. Платные услуги с начала года в среднем выросли на 13 %. При этом доходы населения остались на прежнем уровне. Все это не смогло не привести к снижению покупательских потоков.
В результате, темпы прироста товарооборота розничной торговли сократились с 50-60 % в год (за 2006-2008 годы) до 18 % (1 полугодие 2009 года), в общественном питании соответственно с 30-35 % до 6 %.
При общем росте объема розничного товарооборота за 1-е полугодие (122,3 млрд.руб, против 103,6 млрд.руб. за аналогичный период прошлого года) из-за резкого увеличения издержек обращения объем налоговых поступлений от потребительской сферы в консолидированный бюджет края за 7 месяцев 2008 года составил 93,6 % к уровню 2008 года. Снижение произошло практически по всем видам налогов: темпы роста по налогу на прибыль составили 84,6 %, по НДФЛ – 96,7 %, по ЕНВД – 98,1 %, по УЕСН – 82,8 %.
По данным Росгосстата падение покупательского спроса и, как следствие, снижение объемов продаж наблюдается во всех регионах страны. Жители Санкт-Петербурга сократили повседневные расходы на 22,3 %, Москвы – на 5,1 %, других городов с населением более миллиона человек в среднем на 6,6 %, городов с населением от 500 тыс. – на 2,7 %.
Однако, не все отрасли потребительской сферы одинаково пострадали от финансово-экономического кризиса.
Произошло перераспределение денежных потоков, выраженное в переориентации населения на совершаемые покупки.
Наибольшее падение товарооборота отмечено в сети реализации автотранспорта. Так, в крупных автосалонах города Краснодара объем реализации в мае-июне составил 60 % от уровня ежемесячных продаж, в июле-августе – 50 %. Это объясняется от части тем, что резко уменьшились покупки в кредит, условия пользования которым, населению стали обременительны.
Произошло также заметное снижение оборота по крупным и средним предприятиям общественного питания. Снизилось общее посещение предприятий, рассчитанных на бизнес-среду, упало количество заказов на проведение корпоративных мероприятий, уменьшилось число посетителей, принимающих полноценное питание (комплексные обеды). В результате, выручка в некоторых предприятиях общепита за летне-осенний период упала в 4-5 раз. А средний объем оказания услуг сократился на 20-25 %.
Прослеживается динамика снижения заполняемости торговых мест на рынках Краснодара, что связано с оставлением рабочих мест предпринимателями. Доходы от продаж части предпринимателей перестали окупать арендную плату. Причем, только на непродовольственных рынках в июле с.г. предпринимателями оставлено более 200 торговых мест. Заполняемость на рынках в данный период составляет от 80 % до 90 %.
Наиболее пагубно кризис отразился на сфере оптовой торговли. Связано это, прежде всего, с сильной зависимостью этой сферы от кредитных ресурсов, ростом конкуренции в лице крупных гипермаркетов, развивающих собственное оптовое звено и логистические центры, другими факторами.
В результате, только в августе с.г. Арбитражным судом на процедуру банкротства вынесено 15 предприятий, большинство из которых – предприятия оптовой торговли. Для сравнения, за весь 2008 год указанной процедуре были подвергнуты всего 12 предприятий отрасли.
Вместе с тем, как уже было мною сказано, благодаря переориентации потребителя на товары первой необходимости, в том числе продукты питания, выигрыш получили те предприятия отрасли, которые выстроили четкую ассортиментную и ценовую политику.
Магазины эконом-класса нашли пути увеличения объемов продаж через расширение ассортимента товаров низкоценового сегмента. В результате, за январь-август 2009 года их выручка увеличилась на 32 %, в сравнении с тем же периодом прошлого года.
Аналогично обстоят дела в супер и гипер-маркетах, рассчитанных на покупателей со средним и выше достатком. Они удерживают долю импортных товаров на докризисном уровне, поскольку для их аудитории стабильный ассортимент является определяющим фактором. В результате и налоговые отчисления указанных сетей превышают уровень соответствующего периода 2008 года. Рост налоговых отчислений по отдельным торговым комплексам составил от 150 % до 500 % !
В условиях рыночной экономики административное регулирование финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов не применимо. Поэтому, управлением торговли и бытового обслуживания населения города Краснодара изыскиваются методы и формы работы с предприятиями отрасли по укреплению доходной базы местного бюджета.
Одной из проверенных временем форм экономического сотрудничества, является заключение трехсторонних Соглашений между краевой, городской администрациями и хозяйствующим субъектом потребительского рынка. В них предприятия берут на себя конкретные обязательства по увеличению налогооблагаемой базы за счет повышения рентабельности работы, увеличения заработной платы сотрудников, переоценки основных фондов и т.д., а специалисты администрации получают доступ к оценке состояния финансово=хозяйственной деятельности предприятий. Как правило, такое сотрудничество дает положительные результаты.
В целях увеличения объемов НДФЛ по отрасли, управлением торговли и бытового обслуживания населения широко используются такие формы работы, как разъяснительная работа с населением через средства массовой информации о пагубных последствиях получения заработной платы по «серым» схемам; «телефоны доверия», по которым могут обратиться граждане, получающие зарплату ниже МРОТ; мониторинг полноты и своевременности выплаты заработной платы в торговых организациях города.
Так, в ходе мониторинга, проведенного в 111-ем квартале текущего года в 314 предприятиях отрасли выявлен резерв НДФЛ на сумму 1,3 млн.рублей.
Действенной формой повышения оплаты труда и, как следствие, НДФЛ, служат коллективные договоры между работодателем и трудовым коллективом внутри предприятия.
Организованная управлением работа позволила только в 2009 году охватить коллективными договорами 93 новых предприятия и пролонгировать на следующий срок 172 договора. Общее же количество действующих по отрасли коллективных договоров превысило 1 тысячу.
Одним из резервов увеличения налоговых поступлений в местный бюджет служит постановка иногородних юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью на потребительском рынке города, на временный учет в налоговые органы Краснодара.
В сфере мелкорозничной торговли мы уже добились 100 % охвата предпринимателей постановкой на временный налоговый учет через конкурсную систему распределения торговых мест с предъявлением участниками конкурса соответствующих документов из налоговых органов.
Среди крупных торговых организаций еще имеются факты перевода налоговых платежей по месту регистрации головных предприятий. Так, например, ООО «Вимм-Биль-Данн Продукты питания» производит отчисление налога на прибыль в г.Тимашевск, ООО «Ключ-авто» - в г.Горячий ключ, ООО «Бау центр-Юг» - в г. Калининград и др.
В этом вопросе мы надеемся на помощь налоговых инспекций по городу Краснодару.
В целях увеличения товарооборота в продовольственной сети города за счет пользующихся спросом у покупателей товаров кубанских производителей, стимулирования увеличения объемов производства, сохранения рабочих мест на предприятиях перерабатывающей промышленности края, управлением торговли и бытового обслуживания населения организован ряд выездных совещаний руководителей предприятий перерабатывающей промышленности и торгующих организаций города.
В январе с.г. проведено такое совещание на птицефабрике «Краснодарская», на котором были приняты конкретные меры по продвижению в торговую сеть продукции птицефабрики.
В феврале и апреле 2009 года аналогичные встречи с потенциальными поставщиками проведены в г.Кореновске и станице Каневской.
В результате, в ходе июньского мониторинга более 200 объектов розничной торговли, было отмечено, что продукция кубанских производителей в торговой сети Краснодара составляет: по молокопродуктам - 90-100%, колбасным изделиям – 75-85%, маслу растительному 50-70 % в общем ассортименте представленных товаров.
Анализ результатов мониторинга также показал, что наметилась и тенденция увеличения самой доли продаж продукции кубанских производителей в общем объеме реализации продовольственных товаров.
Приняты также необходимые меры по снижению дефицита денежного обращения в отрасли. В этих целях, проведены встречи «за круглым столом» руководителей предприятий торговли с руководителями кредитных организаций. Проработан вопрос и выданы рекомендации о заключении долгосрочных договоров между поставщиками и предприятиями розничной торговли в части, касающейся расчетов за поставленный товар.
В период кризиса и вызванного им снижения доходной части местного бюджета, нами активно используются такие формы, как привлечение хозяйствующих субъектов отрасли к оказанию безвозмездной спонсорской помощи администрации на финансирование социальных программ. Только за 1 полугодие управлением заключено с руководителями предприятий потребительской сферы более 150 соглашений на финансирование ремонтных и благоустроительных работ. Общий вклад предприятий отрасли в благоустройство города за этот же период превысил 50 млн.рублей, что является весомым дополнением к бюджетным средствам, выделяемым администрацией города на эти цели.
Вопросы минимизации воздействия кризисных явлений на работу потребительского рынка и экономику города в целом мы стараемся держать на постоянном контроле.


Спасибо за внимание!