Поиск
 
 
 

О бюджетной политике в России

А.Г.Силуанов, заместитель министра финансов Российской Федерации

Уважаемый Вячеслав Евгеньевич, уважаемые коллеги!


В настоящее время бюджетная политика Правительства РФ, Министерства финансов РФ направлена в первую очередь на то, чтобы подготовиться к преодолению последствий финансового кризиса, в котором мы сейчас уже начинаем находиться. В своем выступлении я больше остановлюсь именно на этой теме, на том, как мы должны выходить из неблагоприятных условий для финансов Российской Федерации.
Действительно получается, что в условиях интеграции в общую мировую финансовую систему проблемы, которые начались в Соединенных Штатах, затем в Западной Европе, коснулись и России. Пока все развивается достаточно стандартно. Сначала возникли проблемы на финансовом рынке, фондовый рынок лихорадит. После этого начинаются проблемы в банковской системе, поскольку фондовый рынок, рынок акций, облигаций и ценных бумаг являются ее инструментами. Снижается обеспечение залогов, дешевеют активы, которые были заложены под кредиты коммерческих банков. Естественно, со стороны банков идут предложения о досрочном погашении кредитов или о довнесении залога. Это по цепочке приводит к тому, что банковская система все в меньшей степени осуществляет перераспределительную функцию, все меньше и меньше деньги перераспределяются в разные секторы экономики, в том числе и в отрасли народного хозяйства.
Дальше - следующий этап, в который мы уже вступили. Это сокращение инвестиционной активности, в том числе кредитных организаций. В первую очередь, сокращение инвестиционной активности за счет иностранного капитала; это сокращение общего объема инвестиций и соответственно снижение темпов экономического развития. За снижением инвестиций следует сокращение и общего объема промышленного производства, оказания услуг и т.д. То есть мы видим как бы несколько волн: финансовый рынок, банки, экономика.
Вслед за торможением развития экономики идет следующая волна - социальная. Здесь нам, финансистам, формирующим бюджеты страны, субъектов РФ, муниципалитетов, необходимо подготовиться, поскольку социальные обязательства в основном лежат на плечах государства, муниципальных образований. И от того, насколько правильно мы выстроим бюджетную политику в предстоящий период, во многом будет зависеть, как наша страна пройдет испытания, которые нас ожидают в ближайшем будущем. Это, действительно, испытания, поскольку по оценкам экспертов и как мы знаем из истории, финансовый кризис быстро не проходит. Средний срок кризисов такого рода составляет 1,5-2 года, а может быть и больше. Все зависит от того, какие меры будут приняты правительствами разных стран, как у нас быстро перестроится экономика на другой этап развития, а собственно от этого будет во многом зависеть и наша ситуация в социально-экономической сфере.
Министерство финансов совместно с ЦБ, принимает целый ряд мер для того, чтобы обеспечить подпиткой, ликвидностью денежную систему. Вы видите, что в настоящее время коммерческие банки по сути дела сокращают объем кредитов, поскольку и приток ликвидности у них сокращается, и риски повышаются. Соответственно стоимость кредита дорожает, он становится менее доступен. Поэтому принятые меры направлены на то, чтобы коммерческие банки могли иметь этот ресурс, пусть он будет теперь дорогой. Вы знаете, что ресурс достается коммерческим банкам в результате проведения депозитных аукционов Центрального банка, аукционов Министерства финансов, которые предоставляют возможность коммерческим банкам привлекать средства. Эти средства уже стали дорогие, потому что коммерческим банкам эти средства достаются под 8,5-11%. Соответственно банки должны еще закладывать свои риски, издержки, и поэтому кредит становится дорогой, его стоимость составляет 13-16 % и далее. Поэтому в первую очередь, задача Министерства финансов – обеспечить «кровеносную систему экономики» - финансовую систему ликвидностью, с тем, чтобы деньги там были. И второе – это смягчить ситуацию в ключевых отраслях. По-нашему мнению, наиболее пострадавшие отрасли это те, которые во многом опирались в своей деятельности на привлечение кредитных ресурсов банков. Это такие отрасли, как строительство, торговля - наибольший объем кредитования сложился именно в этих секторах экономики.
Мы говорим о необходимости поддержки ключевых отраслей, таких как оборонно-промышленный комплекс. Это уже наша задача, наша сфера ведения, поскольку нельзя допустить, чтобы остановилось исполнение гособоронзаказа, госконтрактов. Среди ключевых отраслей, требующих поддержки - агропромышленный комплекс, поскольку без собственного производства продукции сельского хозяйства, продовольствия, естественно, мы не можем говорить о социально-экономическом развитии. Поэтому в качестве антикризисных мер дополнительно предусмотрены бюджетные ассигнования в текущем году и на следующий год для поддержки спроса на продукцию этих ключевых отраслей. Возможна и такая мера, как перенос части средств с 2009 года на 2008 год для осуществления финансирования жилищного строительства в первую очередь для федеральных льготников и нуждающихся. Тем самым создается спрос, поддерживающий строительную отрасль. Сейчас в Министерстве финансов работает комиссия по поддержке оборонно-промышленного комплекса, рассматриваем буквально каждое предприятие, которое уже начинает страдать от последствий кризиса на финансовых рынках и от недоступности кредитных ресурсов. Мы выработали программу антикризисных мер, она уже известна и обсуждалась в средствах массовых информации, будем ее выполнять.
Как мы видим ситуацию, что нужно делать в субъектах РФ и муниципальных образованиях? Естественно, наши прогнозы на следующий год далеко не радужные. И, несмотря на то, что проект бюджета уже прошел по сути дела Государственную Думу, составлен он исходя из старого еще прогноза социально-экономического развития, и зная, что субъекты РФ во многом тоже ориентировались на этот прогноз, тем не менее, мы можем сейчас уже очевидно ожидать, что в следующем году произойдет сокращение прогнозных показателей по ключевым бюджетообразующим параметрам субъектов РФ и муниципальных образований. В первую очередь это касается прибыли и, безусловно, планирования налога на прибыль как одного из основных источников бюджетов субъектов РФ, особенно - промышленно развитых регионов, в том числе Вологодской области. Конечно, нам необходимо уточнять и пересматривать прогнозы. Мы, кстати, направили письмо Министерства финансов во все субъекты РФ, в котором подчеркнули необходимость крайне консервативного подхода при определении параметров прогноза налога на прибыль. Если в этом году субъекты РФ завершат год более или менее успешно, поскольку запас, который был накоплен за период с начала текущего года до сентября позволяет обеспечить финансовыми ресурсами расходные обязательства текущего года, то на следующий год, повторюсь, нужно подойти крайне консервативно к планированию двух основных доходных источников – налога на прибыль и НДФЛ.
Параметры прибыли на федеральном уровне пока не подготовлены, у нас нет еще уточненного прогноза. Это, конечно, не очень хорошее положение, поскольку бюджеты регионов находятся в самом разгаре обсуждения в Законодательных Собраниях, тем не менее, по нашим оценкам прибыль предприятий, естественно, не превысит уровень текущего года, скорее всего она, будет ниже, чем параметры этого года. Насколько? Узнаем при подготовке прогноза, он будет готов к концу ноября. Поэтому мы рекомендуем субъектам РФ не закладывать в корректировки по налогу на прибыль уровень больше, чем уровень текущего года, а может быть, закладывать его со снижением. То же самое касается фонда оплаты труда.
Сейчас происходит сокращение различных социальных выплат, заработной платы в хозяйствующих субъектах. Это скажется на налоге с физических лиц, который рос в последнее время на четверть нормы каждый год, темпы роста в среднем по РФ 25% держались примерно на протяжении последних 3-4 лет. Естественно, на следующий год, несмотря на повышение заработной платы бюджетников, федеральных бюджетников, бюджетников в отдельных субъектах РФ, прогнозирование, планирование НДФЛ должно быть крайне консервативно, а темп роста - на уровне текущего года плюс, может быть, инфляционная составляющая - не выше.
И еще самое главное. Регионы уже привыкли к тому, что бюджет прогнозируется с дефицитом, имея в виду привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков, выпуск облигационных займов для финансирования расходов. В следующем году доступность кредитов будет гораздо ниже, а их стоимость – выше. Поэтому наши рекомендации заключаются в том, что нужно очень аккуратно подходить к заимствованиям следующего года. Лучше сделать более или менее сбалансированный бюджет, нежели в середине следующего года сокращать свои обязательства. На наш взгляд, сокращение обязательств в течение года, то есть по сути дела секвестр расходов - это значительно большее зло, нежели подготовить реальный бюджет, пусть несколько даже в усеченном виде. Лучше сразу сказать правду в глаза, чем потом в ходе бюджетного процесса сокращать расходы.
В некоторых регионах бюджеты приняты в первом чтении, идет подготовка ко второму чтению. Мы предлагаем создавать резервы в бюджете, может быть, через текстовые статьи, не создавать новые обязательства, которые с 1 января начнут действовать. В таком случае часть расходов бюджетов будут заморожены и могут быть разблокированы, если соответствующие доходные источники появятся и будут поступать в тех объемах, которые запланированы. По этим доходным источникам могут заключаться контракты, создаваться расходные обязательства субъектов РФ или муниципалитетов.
Подобная ситуация коснется муниципальных образований, поскольку там основной доходный источник – НДФЛ. Хотелось бы тоже обратиться к коллегам из муниципалитетов с тем, чтобы не было каких-то иллюзий о большом увеличении бюджетов следующего года.
Уважаемые коллеги, нам нужно создать дополнительные механизмы страхования муниципальных образований в следующем году, то есть использовать дополнительные инструменты. Какие? У нас есть механизм дотации на сбалансированность бюджетов, он используется на федеральном уровне и в субъектах РФ. Мы в следующем году сохранили большой объем бюджетных кредитов субъектам РФ. Это можно сделать и на уровне регион-муниципалитет, поскольку кредитные ресурсы и кассовые разрывы будут гораздо острее чувствоваться в следующем году, чем в нынешнем и предыдущих годах. Резервы можно сохранить, используя дополнительные доходы, которые в этом году имеются, и те остатки, которые еще остаются, и пока не потрачены на дополнительные расходы текущего года. Наши рекомендации заключаются в том, чтобы перенаправить их в качестве резервов на следующий год.
Всем нам нужно очень серьезно подготовиться к тому, что следующий год это своего рода испытание на прочность всей финансовой системы. Министерство финансов очень часто критиковали за то, что мы создаем различного рода кубышки, резервные фонды, фонды национального благосостояния, отвлекаем эти деньги из экономики. Но сейчас пришел «час истины». Вот как раз эти фонды, которые создавались за счет сверхдоходов бюджета, которые мы получали в результате благоприятной экономической конъюнктуры и, в первую очередь, конъюнктуры на сырье и основные продукты экспорта, будут задействованы для выполнения обязательств бюджета РФ. На федеральном уровне созданы механизмы и инструменты для того, чтобы преодолеть кризис. Призываю вас тоже принять необходимые меры для того, чтобы предусмотреть все необходимые инструменты на следующий год для настройки региональных и муниципальных бюджетов.
Думаю, если мы вооружены такими знаниями, то мы пройдем это испытание и выйдем из него еще более сильными и окрепшими.

Спасибо за внимание.