Поиск
 
 
 

О порядке учета финансово-казначейским управлением администрации г. Рязани средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

М.А.Наумова, начальник финансово-казначейского управления администрации г.Рязань

Вопрос об учете средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в связи с определенными противоречиями, заложенными в действующих нормах БК РФ, и на сегодняшний день не теряет своей актуальности. Федеральный законодатель установил четкий порядок учета этих средств только для федерального уровня, поэтому и регионы и муниципалитеты были вынуждены искать свои пути решения данной проблемы.
В городе Рязани хронология событий, определивших выбор действующего на сегодня механизма учета доходов учреждений от предпринимательской деятельности, выглядит следующим образом.
В период формирования администрацией города Рязани проекта бюджета города на 2003 год прокуратурой области при изучении соответствующих материалов было указано на несоответствие требованиям бюджетного законодательства в части учета доходов от предпринимательской деятельности. Проектом решения Рязанского городского Совета «Об утверждении бюджета г. Рязани на 2003 год» было определено, что средства, полученные бюджетными учреждениями, находящимися в ведении главных распорядителей средств городского бюджета, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на счетах, открытых им в учреждениях ЦБ РФ и иных кредитных организациях без зачисления в доходы городского бюджета и расходуются бюджетными учреждениями самостоятельно. Между тем Бюджетным Кодексом РФ (п.2 ст. 42) предусмотрено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
В целях приведения в соответствие с БК РФ порядка учета средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности, администрацией г. Рязани рассматривался как вариант консолидации этих средств в бюджете, так и вариант с открытием отдельного счета ФКУ в учреждениях расчетной сети Банка России или кредитных организациях на балансовом счете № 40703, для обслуживания на нем внебюджетных лицевых счетов муниципальных учреждений по аналогии со схемой, действующей на федеральном уровне. Предпочтение было отдано второму варианту.
Новая редакция соответствующей статьи решения о бюджете на 2003 год устанавливала, что средства, полученные бюджетными учреждениями, находящимися в ведении главных распорядителей средств городского бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в ФКУ администрации г. Рязани и направляются на финансирование этих учреждений в соответствии со сметами доходов и расходов в пределах поступивших средств.
Во исполнение указаний прокуратуры Рязанской области и в соответствии со ст. 42, 161, 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Инструкцией Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2001 г. № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов» и уточненной ст.22 решения Рязанского городского Совета от 11.02.2003г. №8 «Об утверждении бюджета города Рязани на 2003 год» было принято распоряжение администрации города Рязани от 23 июля 2003 года №1131-р «О переводе в 2003 году на казначейское исполнение счетов «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» учреждений социально-культурной сферы, правоохранительных органов и органов управления», в рамках которого начался поэтапный перевод операции с внебюджетными средствами бюджетных учреждений на казначейское исполнение.
Первоначально предусматривалось открытие счета финансово-казначейского управления на балансовом счете 40703 «Счета для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области. Однако, в связи с тем, что Центральным Банком было отказано администрации города в безвозмездном обслуживании данного счета, нашим управлением был открыт счет в ООО «Муниципальный коммерческий банк им. С.Живаго» Поскольку счета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности всех бюджетных учреждений города ранее были открыты именно в этом банке, работа по закрытию данных счетов была проведена в кратчайшие сроки.
Финансово-казначейским управлением была проведена колоссальная организационная и техническая работа по внедрению системы казначейского исполнения операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
По аналогии с Инструкцией Минфина РФ от 21 июня 2001 г. N 46н была разработана и утверждена Инструкция «О порядке открытия и ведения финансово-казначейским управлением администрации г. Рязани лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств местного бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов», которой четко определены зоны ответственности сторон по вопросам документооборота. Подготовлен регламент работы с бюджетополучателями, проведен ряд мероприятий по адаптации существовавшего на тот период в управлении программного комплекса в рамках учета и отчетности со средствами, полученными от предпринимательской деятельности.
Специалистами нашего управления проводилась постоянная работа с клиентами по вопросам правильного ведения бухгалтерского учета, применения бюджетной классификации и нормативного законодательства.
С 1 января 2004 года все доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности зачислялись на счет, открытый ФКУ в муниципальном банке на балансовом счете № 40703, распределялись по лицевым счетам бюджетных учреждений и расходовались ими по смете с соблюдением процедуры предварительного и текущего контроля.
В конце 2005 года произошло 3 события, повлекшие за собой изменение действующего до той поры порядка учета средств от предпринимательской деятельности. Во-первых, изменил свою позицию ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области и дал согласие на безвозмездное обслуживание счетов, открытых на балансовом счете 40703. Во - вторых, субъект Федерации и все муниципальные образования Рязанской области приняли решение о консолидации в 2006 году доходов бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности в доходах своих бюджетов. В-третьих, в конце декабря 2005 года Приказом Федерального казначейства РФ была утверждена инструкция «О порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» (от 30 декабря 2005 г. № 19н), которой регламентирован порядок кассового обслуживания операций с внебюджетными средствами органами Федерального казначейства по 2-м вариантам:
с открытием и ведением лицевого счета по учету внебюджетных средств финансовому органу (уполномоченному органу) соответствующего бюджета;
с открытием и ведением лицевых счетов получателям средств бюджета, указанным в сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств соответствующего бюджета.
В сложившейся ситуации сохранение счета ФКУ для учета доходов от предпринимательской деятельности в коммерческом банке не представлялось возможным. Ну а поскольку с июня 2005 года кассовое обслуживание бюджета города осуществляется Управлением Федерального казначейства по Рязанской области по схеме открытия единого счета финансово – казначейскому управлению города, вполне логично было отдано предпочтение переводу операций с внебюджетными средствами на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства по I варианту, регламентированному Приказом №19Н. Данный вариант принципиально соответствовал ранее принятому порядку ведения нами лицевых счетов по учету операций с внебюджетными средствами. Кроме того, действующая в ФКУ администрации г. Рязани модель зачисления доходов и проведения расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, представлялась нам наиболее приемлемой с точки зрения минимизации налогообложения, т.к. в данном случае налогом на прибыль облагается только сумма, оставшаяся после фактически произведенных расходов.
Учитывая позднее поступление в УФК по Рязанской области рабочей версии программного продукта, поддерживающей реализацию Инструкции, и результаты предварительного тестирования в УФК, проведение совместных (УФК-ФКУ) тестовых операций по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, параллельно с действующей в ФКУ схемой обслуживания операций по внебюджетным средствам мы начали лишь с 01.05.2006г.
Для перехода на новые условия кассового обслуживания операций по учету данных средств в мае текущего года было проведено тестирование программного комплекса, т.е. было обеспечено дублирование как на уровне первичных документов, так и на уровне выдачи необходимых форм отчетности.
Следует отметить, что ввиду отсутствия в нашем управлении на тот момент программного обеспечения, позволяющего вести учет поступлений доходов от предпринимательской деятельности на лицевые счета учреждений в разрезе бюджетной классификации, что предусмотрено инструкцией № 19Н, нами совместно с УФК по Рязанской области было принято решение о введении единого кода доходов на период до 1 января 2007 года - 00030201040040000130 «Доходы от продажи услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления городских округов».
Окончательный переход в части учета внебюджетных средств по варианту № I на балансовом счете УФК № 40703 был осуществлен с 1 июня 2006 г. Управлением федерального казначейства по Рязанской области был открыт лицевой счет 04092000010 ФКУ администрации г. Рязани для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности в УФК по Рязанской области на счете 40703810500001000001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области и закрыт банковский счет 40703810900002000579 в ООО «МКБ им. С.Живаго» (31 мая 2006 г.)
Для реализации перехода на новый вариант кассового обслуживания в соответствии с приказом ФК РФ № 19Н совместно с УФК по Рязанской области был разработан и утвержден порядок и условия обмена информацией между нашими управлениями. Также в рамках ранее заключенного договора об обмене электронными документами осуществляется обмен информацией посредством электронного документооборота с использованием средств криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи.
Разработаны формы отчетности, необходимые для ежедневного и ежемесячного обмена информацией и сверки с УФК при кассовом обслуживании операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями г. Рязани от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Для автоматизации новой схемы взаимодействия с УФК нами был установлен необходимый функционал программного обеспечения, который позволяет автоматизировать все участки процесса. В кратчайшие сроки новой технологии были обучены сотрудники ФКУ и работники учреждений, причастные к данному процессу.
Проводилась консультационная работа с руководителями и главными бухгалтерами учреждений с целью разъяснения правил оформления расчетно-денежных документов по операциям с внебюджетными средствами в связи с переходом на кассовое обслуживание в УФК по Рязанской области.
Вся текущая информация о ходе процесса предпринимательской деятельности учреждений хранится в единой базе данных системы АС «Бюджет». Это позволяет осуществлять мониторинг в режиме реального времени, получать из базы данных всю необходимую информацию по всем аспектам внебюджетной деятельности учреждений. Разработаны входные и выходные документы экономической и бухгалтерской отчетности в условиях работы в соответствии с утвержденным порядком.
Операции с наличными деньгами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности осуществляются нами в порядке, установленном Приказом от 21 сентября 2004 г. N 85н «О Порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы РФ». Учитывая то, что в соответствии с Инструкцией №19Н финансовый орган самостоятельно организует проведение мероприятий по обеспечению получателей средств бюджета наличными денежными средствами со счета, открываемого для этих целей на балансовом счете № 40703, 1 июня 2006 г. был открыт счет ФКУ в ГРКЦ для операций с наличными денежными средствами, налажен учет движения денежных средств на нем.
В соответствии с положениями статей 42, 161, 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения составляют и представляют в ФКУ сметы доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, согласованные главными распорядителями средств городского бюджета.
В доходной части сметы указывается общая сумма внебюджетных средств в разрезе источников, определенных разрешениями главных распорядителей средств, в расходной части сметы - направления расходования внебюджетных средств по кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ.
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности согласно КБК подразделяются, в основном, на доходы от продажи услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, и прочие безвозмездные поступления.
К доходам от продажи услуг, оказываемых бюджетными учреждениями г. Рязани относятся:
· средства, полученные от оказания медицинских услуг населению;
· средства, полученные по родовым сертификатам;
· средства, полученные от оказания услуг в связи с диспансеризацией работающих граждан и медицинского осмотра работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами;
· поступление средств от добровольного медицинского страхования;
· поступление средств от родителей за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях;
· средства, поступающие учреждениям социальной защиты населения в качестве оплаты за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;
· средства, получаемые от главных распорядителей бюджетов других уровней на проведение мероприятий.

Прочие безвозмездные поступления включают в себя:
· безвозмездные поступления от юридических и физических лиц и другие целевые поступления;
· целевые поступления от родителей на питание учащихся и приобретение товарно-материальных ценностей в учреждениях образования;
· целевые поступления от родителей в музыкальных школах;
· поступления средств в возмещение коммунальных расходов;
· средства, поступающие на счет учреждения от утилизации списанных основных средств;
· поступления страховых средств (для ОМОБ);
· поступление суммы НДС для последующего перечисления в доход федерального бюджета.
Особое значение в процессе перевода внебюджетных счетов на казначейское исполнение уделяется организации предварительного и текущего контроля.
В рамках предварительного и текущего контроля за расходами внебюджетных средств работниками управления производится проверка представленных клиентом платежных документов на правильность оформления, соответствие указанных в них кодов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации содержанию операции согласно смете доходов и расходов по внебюджетным средствам.
При выявлении таких фактов, как:
· недостаточность средств на лицевом счете по учету внебюджетных средств;
· несоответствие подписей на платежном документе образцам подписей в карточке образцов подписей;
· несоответствие представленной сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам разрешению как по источникам образования внебюджетных средств, так и по направлениям их использования;
· отсутствие у клиента утвержденной сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам на текущий финансовый год
работники управления отказывают в приеме платежного документа и оформлении чека на получение наличных денег.
В настоящее время в ФКУ администрации города 275 бюджетным учреждениям из 330 открыты внебюджетные лицевые счета, в том числе:
205-и учреждениям образования;
33-м учреждениям здравоохранения;
5 учреждениям по физической культуре;
21 учреждению культуры.
В течение 2006 года поступило доходов от предпринимательской деятельности 326,2 млн. рублей, что на 101,1 млн. рублей больше, чем в 2005 году. Больше половины всех доходов (182,4 млн. руб.) получено лечебными учреждениями города. По предпринимательской деятельности к обработке в ФКУ было принято более 35 тыс. платежных поручений и 6 тыс. объявлений на взнос наличными – на зачисление, а также более 20 тыс. платежных поручений и около 2,5 тыс. заявок на получение наличных средств на осуществление кассового расхода учреждениями.
С 1 января 2007 года ФКУ осуществлен переход на учет поступлений внебюджетных средств в разрезе кодов бюджетной классификации в полном соответствии с инструкцией 19Н. Принимая во внимание значительный объем документов на «приход» по предпринимательской деятельности (до 300 – 400 в день), в целях минимизации отнесения платежей к невыясненным поступлениям и снижения «непроизводительного» документооборота, необходимо было успеть в кратчайшие сроки довести до бюджетополучателей порядок учета внебюджетных средств в 2007 г., провести с ними разъяснительную работу по оформлению контрагентами бюджетных учреждений поля «Назначение платежа» платежного поручения с указанием в нем соответствующих кодов бюджетной классификации доходов, в том числе в первых трех разрядах - кода администратора дохода. Для данной схемы учета внебюджетных средств характерно следующее. Если в платежных документах на перечисление платы за услуги, оказанные бюджетными учреждениями г. Рязани, не указан код бюджетной классификации доходов или указан несуществующий код, то доходы учитываются УФК на лицевом счете ФКУ по коду доходов 49211701040040000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты городских округов». Для уточнения платежей, учтенных как невыясненные поступления, ФКУ представляет в УФК уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, на основании которого операция отражается на внебюджетном лицевом счете ФКУ.
Результаты первого месяца работы в новых условиях показали, что бюджетополучатели оперативно отреагировали на нововведение и от контрагентов поступают правильно заполненные платежные поручения. Трудности встретились при обработке документов, поступающих из кредитных организаций (в частности из ОСБ). При формировании сотрудниками банков платежных поручений по платежам населения за услуги, оказанные бюджетными учреждениями г. Рязани, в поле «Назначение платежа» ими не указываются реквизиты, соответствующие платежным документам клиентов.
Принимая во внимание то, что доля платежей населения через кассы банков составляет практически 90% доходов учреждений от внебюджетной деятельности, нашим управлениям направлены письма в кредитные организации по вопросу правильности формирования платежных документов, так как неотражение КБК доходов во входящих документах приводит к огромному количеству невыясненных поступлений, обработка которых требует дополнительных ресурсов,
В заключение хотелось бы отметить, что успешной реализации данной схемы работы с внебюджетными средствами муниципальных учреждений во многом способствовало конструктивное взаимодействие ФКУ администрации города с УФК по Рязанской области и консолидация усилий, направленных на решение поставленных задач.