Поиск
 
 
 

Протокол

заседания секции «Финансисты муниципальных образований»
НП «Сообщество финансистов России»


09-10 сентября 2010 года
г.Хабаровск



Присутствовали: 91 человек (список участников прилагается).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Открытие заседания
А.Н.Домбровским, первым заместителем главы муниципального образования город Краснодар, директором департамента финансов, председателем секции «Финансисты муниципальных образований»

Приветственное слово Мэра города Хабаровска Александра Николаевича Соколова
Мэр города рассказал гостям о городе, обладающем значительным потенциалом благодаря своему историческому и культурному наследию и являющемся центром политической и хозяйственной деятельности Дальнего Востока. Были обозначены основные направления социально-экономического развития Хабаровска, при этом отмечено, что экономика города широко диверсифицирована, наблюдается неуклонный рост малых предприятий. Приведены основные параметры местного бюджета, ощутившего влияние кризисных явлений и пережившего 2009 год с неплохими результатами.

2. Перспективы развития города Хабаровска
Докладчик: Валерий Евгеньевич Соколов, директор финансового департамента администрации города Хабаровска
В своем выступлении рассказал о достижениях в сфере реформирования системы управления муниципальными финансами.
В администрации города уделяется большое внимание вопросам повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и достижения высоких результатов. Активно используется программно-целевое планирование, призванное повысить эффективность расходования каждого бюджетного рубля.
Утверждены требования к качеству оказываемых муниципальных услуг.
Утвержден Порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых услуг требованиям к качеству.
Ведется работа по определению нормативов финансирования муниципальных услуг в социально-культурной сфере, что даст возможность оптимизировать механизмы бюджетного финансирования.
Проводится реструктуризация сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов муниципальных услуг. Осуществляется перевод муниципальных бюджетных учреждений на автономный режим функционирования.
В городе утверждено Положение о муниципальных заданиях для бюджетных учреждений, в соответствии с которым последние имеют возможность самостоятельно распоряжаться полученными бюджетными средствами, составлять и исполнять бюджетную смету, обеспечивать формирование штатного расписания, установление фонда оплаты труда, должностных надбавок и т.д.
Разработана Методика оценки выполнения бюджетными учреждениями муниципальных заданий и достижения требуемых результатов. Оценка будет производиться в разрезе количественных и качественных показателей, характеризующих результаты деятельности учреждений.
Мэром города была утверждена Концепция увеличения доходной части бюджета городского округа "Город Хабаровск" на среднесрочную перспективу на 2009 - 2011 годы.
Для реализации поставленных целей социально-экономического развития г.Хабаровска определены новые требования к повышению качества работы системы местного самоуправления, обеспечению конечной результативности и эффективности ее участия в территориальном развитии.
В заключении подчеркнуто, что накопленный положительный опыт городов, членов «Сообщества финансистов России» позволит решить поставленные Президентом и Правительством России нелегкие задачи.
Решили:
Довести до сведения членов секции материалы, озвученные В.Е.Соколовым, разместить их на сайте секции, принять к сведению опыт администрации города Хабаровска по развитию города Хабаровска.

3. Опыт реализации Фондом "Институт экономики города" на Дальнем Востоке грантовых проектов ФРАЕК
Докладчик: Маслова Марина Викторовна, консультант сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» фонда «Институт экономики города»
В докладе обозначены основные компоненты Программы FRAEC «США – Дальний Восток России: муниципальное партнерство»:
- межмуниципальные обмены в целях улучшения навыков разработки и реализации эффективной политики местного социально-экономического развития;
- разработка, реализация и распространение эффективных моделей и практик муниципального управления в муниципалитетах Дальнего Востока России;
- повышение компетентности специалистов органов местного самоуправления, государственной власти и лидеров местных сообществ и управлении местным развитием.
Одна из моделей в рамках программы FRAEC – модель бюджетирования по услугам с учетом отраслевой специфики (ИЭГ).
Цель: разработка методики расчетно-нормативного финансирования услуг здравоохранения, обеспечивающей увязку выделяемого из всех источников объема финансовых средств с количеством и качеством оказываемых услуг.
Задачи:
- определить объективно необходимый объем расходов на услуги учреждений здравоохранения;
- выявить статьи, по которым происходит недофинансирование, и объемы недофинансирования по соответствующим статьям;
- разработать технологию расчета объема расходов на финансирование услуг учреждений здравоохранения
Докладчиком изложен механизм финансового обеспечения заданий. Основа расчета объема финансового обеспечения заданиястоимость государственной (муниципальной) услуги (работы), рассчитанная смешанным, нормативно-затратным способом.
На нормативной основе финансируются расходы, которые находятся в прямой зависимости с количеством потребителей услуг или объемом выполняемых работ (переменные расходы).
На затратной (сметной) основе финансируются расходы, которые не связаны с количеством потребителей услуг или объемом работ (постоянные расходы), нормировать которые экономически нецелесообразно, так как отсутствует объективная основа для нормирования.
Затраты учреждений, не связанные непосредственно с предоставлением услуг и выполнением работ – ЖКУ, услуги связи, повышение квалификации и пр. – определяются расчетным путем (поскольку по ним невозможно корректно установить нормы потребления) и распределяются по услугам (работам) в соответствии с пропорцией, определенной в соответствии с выбранным методом их распределения по услугам (работам).
Разработка и внедрение методик расчетно-нормативного финансирования услуг с учетом отраслевой специфики – задача завтрашнего дня в реформировании бюджетной сети.
Задача дня сегодняшнего – разделить сеть на казенные учреждения и бюджетные учреждения (нового типа), утвердить необходимые НПА.
Решили:
Довести до сведения всех членов секции представленные материалы докладчика, основные выводы доклада учитывать в практической деятельности муниципальных образований.

4. Проблемные вопросы, возникающие в муниципальном образовании в ходе реализации новаций федерального законодательства, регулирующего бюджетный процесс
Докладчик: Шерстнева Анна Юрьевна, Директор департамента финансов города Сургута
В своем докладе Шерстнева А.Ю. затронула проблемные вопросы, которые возникают в деятельности муниципального образования «Город Сургут».
Основными направлениями в настоящее время являются шаги по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и Программы повышения эффективности бюджетных расходов. Одним из основных из направлений Программы является внедрение программно-целевого планирования. В городе Сургут продолжается работа, начатая еще в 2005 году, когда было принято решение принять участие в конкурсном отборе на получение субсидий из Фонда реформирования финансов, организованном Министерством финансов РФ.
На практике часто приходится сталкиваться с не всегда четким толкованием новшеств, содержащихся в федеральном законодательстве. Вопросы, как правило, должны решаться муниципалитетами самостоятельно, исходя из своего понимания и толкования проблемы. Далеко не всегда федеральными органами, от которых исходят инициативы по внедрению новаций, реагируют на направляемые вопросы.
Город пошел по пути разработки ведомственных целевых программ, положив в основу принцип – «Одна муниципальная услуга – одна ведомственная целевая программа». На первом этапе привлекались консалтинговые организации. Но уже в 2006 году в городе была создана нормативно-правовая база, позволяющая работать в новых условиях. При отсутствии четких рамок и ориентиров на федеральном уровне выработана собственная позиция.
До сих пор большой проблемой остается запаздывание федеральных органов за задекларированными ими же направлениями реформирования, в результате чего местным органам власти приходится адаптировать уже принятые и работающие документы под вновь принимаемые федералами.
Также серьезными вопросами остаются:
- отсутствие возможности кодирования показателей ведомственных целевых программ в рамках действующей Бюджетной классификации;
- отражение в отчетности долгосрочных целевых программ;
- подходы к формированию муниципальных заданий и использование нормативов.
Решили:
Учитывать в практической деятельности финансовых органов муниципальных образований озвученный в докладе опыт администрации города Сургута.

5. Особенности реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с учетом отраслевой специфики
Докладчик: Жигалов Дмитрий Владимирович, руководитель проектов сектора "Муниципальные финансы и межбюджетные отношения" Фонда "Институт экономики города"
Доклад-презентация посвящен реализации реформирования бюджетной сети и ее перспективах в свете положений Федерального закона ФЗ-83, обрисована схема реорганизации государственных (муниципальных) учреждений, особенности каждого типа создаваемых учреждений.
Особо отмечено, что для реализации положений Федерального закона ФЗ-83 требуется законодательно определить и «обсчитать» государственные (муниципальные) услуги. Приведен подход Фонда «ИЭГ» к трактовке понятий «государственная (муниципальная) услуга» и «государственная (муниципальная) работа». Подробно перечислены документы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, подлежащие разработке и утверждению нормативными правовыми актами соответствующего уровня.
Решили: довести до сведения всех членов секции представленные материалы, основные выводы докладов учитывать в практической деятельности. Обратить особое внимание на положения Федерального закона от 8 мая 2010г. № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений и проекта Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций».

6. Долгосрочное бюджетное прогнозирование в городе Хабаровске
Докладчик: Титова Татьяна Владимировна, начальник отдела межбюджетных отношений и финансовых инноваций финансового департамента администрации города Хабаровска
В своем докладе остановилась на результатах реализованной Программы реформирования системы управления муниципальными финансами г. Хабаровска на 2006 – 2008 годы «Финансам Хабаровска – качественное управление!», утвержденной в ноябре 2006 года Хабаровской городской Думой.
Обозначила основные направления работы:
- оценка качества финансового менеджмента;
- совершенствование правового статуса бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов муниципальных услуг;
- средне- и долгосрочное прогнозирование в социально-экономической и бюджетной сферах.
По инициативе Мэра города было принято решение о корректировке Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года и внесении в него дополнительного раздела «Долгосрочное бюджетное прогнозирование».
Цель бюджетной политики городского округа «город Хабаровск» в среднесрочной перспективе – это создание условий для повышения эффективности деятельности городского округа по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей жителей города в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города.
Для достижения поставленной цели в городе, с учетом изменений, которые планируется осуществить на федеральном уровне, будут приниматься решения по следующим основным направлениям:
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
- применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования трехлетнего бюджета города;
- переход к утверждению «программного» бюджета города;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг, в том числе путем реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ;
- реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
- совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
- создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Решили: принять к сведению опыт администрации города Хабаровска.

7. Особенности межбюджетных отношений в Волгоградской области между областным бюджетом, бюджетом муниципального района и поселений
Докладчик: Пикман Леонид Борисович, первый заместитель Главы администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области
В докладе подробно рассмотрена структура доходов Городищенского муниципального района.
В 2010 году в областном бюджете появилась новая субсидия на обеспечение сбалансированности местных бюджетов для районного бюджета. С одной стороны это дополнительная финансовая помощь, но с другой стороны - она заменила дополнительные отчисления от НДФЛ. Этот фактор значительно усугубил финансовую ситуацию во всех районах.
В бюджете 2010 года были распределены субсидии на обеспечение сбалансированности местных бюджетов в разрезе поселений без учета ситуации, сложившейся на конец финансового года. В результате такого подхода ряд поселений, у которых бюджет исполняется с профицитом и наличием остатков неиспользованных средств получили субсидию в объеме, превышающем минимальную потребность. А большая часть поселений в совокупности получила финансовую помощь, не позволяющую обеспечить финансирование необходимых расходов. Кроме того финансирование данной субсидии идет напрямую поселениям и район не может из общей суммы субсидии перераспределить ее в пользу того или иного поселения.
В докладе также поднята проблема межбюджетных отношений между муниципальным районом и поселениями.
Решили:
Учитывать в практической деятельности финансовых органов муниципальных образований озвученный в докладе опыт администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области.

8. Системная модернизация управления контрактуемыми расходами муниципальных образований
Докладчик: Алтынцев Алексей Викторович, заместитель директора Института реформирования общественных финансов
В своем докладе Алтынцев А.В. остановился на первоочередных задачах на 2010 – 2011 годы, которыми должны стать обеспечение регламентации и структурирования всех стадий процесса государственных (муниципальных) закупок:
- планирования закупок;
- размещения заказов;
- исполнения контрактов;
- обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов.
Результатом формирования комплексной федеральной контрактной системы должно стать создание таких инструментов как:
- стандартные спецификации;
- типовые контракты на стандартные товары;
- работы и услуги (НИОКР, бюджетные инвестиции, информационные технологии, энергосбережение и т.п.);
- автоматизированные средства проведения заказчиками мониторинга исполнения контрактов.
Официальный сайт Российской Федерации:
- один из инструментов, объединяющий элементы контрактной системы;
- необходим для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
Нормативные правовые акты, регулирующие стадию размещения государственного заказа, должны содержать положения о:
- необходимости утверждения плана-графика закупок и графика заключения контрактов;
- порядке составления требований к предмету закупки;
- требованиях к обеспечению контрактов;
- порядке определения начальной цены государственного (муниципального) заказа;
- необходимости проведения мониторинга цен на товары, работы и услуги по заключенным государственным (муниципальным) контрактам.
Направления изменения в нормативном правовом регулировании стадии исполнения государственных контрактов:
- регламентация организации контроля со стороны заказчика за исполнением контракта;
- регламентация участия специального представителя, уполномоченного государственного органа для реализации возложенной на него обязанности;
- установление требований о предоставлении открытой информации об исполнении государственных контрактов и плана-графика государственных закупок;
- установление обязанности заказчика применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;
- регламентацию действий заказчика в случае уменьшения лимитов бюджетных обязательств.
Решили: принять к сведению полученную информацию, использовать в практической деятельности.

9. Автоматизация бюджетного планирования
Докладчик: Серазиденов Ришат Галямович, генеральный директор НПО «САПФИР»
Рассказал о формировании проекта бюджета на основе государственных (муниципальных) заданий и ведомственных целевых программ, о возможностях автоматизированной системы формирования государственного (муниципального) задания.
Определил цели и задачи системы формирования и мониторинга ведомственных целевых программ. Остановился на работе с данными через web-сайт.
Подробно разъяснил о возможностях программ, разработанных ООО «НПО «Сапфир».
Решили: принять к сведению полученную информацию.

10. О реализации мероприятий в соответствии с планом работы секции «Финансисты муниципальных образований» Сообщества финансистов России
Докладчик: Колюбина Вера Алексеевна, генеральный директор НП «Сообщество финансов России»
Рассказала о структуре Сообщества финансистов, о планах работы секции на 2010 год, о системе работы с обращениями муниципальных образований. Поблагодарила администрацию городского округа «Город Хабаровск» за организацию заседания на очень высоком уровне.

11. Разное
На заданные вопросы зала ответили Жигалов Д.В., Маслова М.В.

12. Подведение итогов
Председатель секции «Финансисты муниципальных образований» НП «СФР» А.Н.Домбровский подвел итоги заседания, поблагодарил всех участников за активную работу, поручил оргкомитету разместить материалы заседания секции на официальном сайте, довести их до сведения всех членов секции.