Поиск
 
 
 

Доклад Р.И. Заремба

В связи с вступлением в силу Жилищного Кодекса РФ отчетливо обозначилась проблема финансирования капитального ремонта жилых домов. В соответствии со ст.154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме должен проводиться за счет собственников жилищного фонда.

В соответствии с Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения, городского округа относится содержание муниципального жилищного фонда. Проведение капремонта многоквартирных домов, помещения в котором принадлежат разным собственникам, не относится к компетенции органа местного самоуправления.

Однако, проведение капитального ремонта требует значительных средств в связи со значительной изношенностью домов. Многие собственники жилых помещений не имеют финансовой возможности оплачивать такие расходы.

Чтобы не допустить роста социальной напряженности законодательством предусмотрена возможность органам местного самоуправления участвовать в решении сложившейся проблемы.

В соответствии со ст. 165 ЖК органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим компаниям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Действовавшая в городе Калининграде в 2006 году схема финансирования расходов на проведение капитального ремонта жилфонда через Службы заказчиков посредством размещения муниципального заказа не в полной мере соответствовала требованиям законодательства:

1. Принятие решения о проведении капитального ремонта в многоквартирных домов согласно п.2.ст.44 ЖК РФ относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а не органа местного самоуправления.
2. В Жилищном Кодексе РФ четко оговорен получатель бюджетных средств на капитальный ремонт – управляющие компании, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы (т.е. организации, выбранные собственниками помещений для решения вопросов содержания их общего имущества), а не выигравшая на конкурсе по проведению капремонта подрядная организация.
3. При размещении заказа на проведение за счет бюджетных средств капитального ремонта в многоквартирных домах, где помещения принадлежат разным собственникам, не происходит размещение муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94 –ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Размещение муниципального заказа на капремонт за счет бюджетных средств ограничено нормами ЖК РФ :

- согласно п.2 ст.44 ЖК РФ решение о проведении ремонтных работ не может быть принято органом местного самоуправления самостоятельно без проведения общего собрания собственников и утверждения им порядка и условий проведения ремонта;
- согласно п.2 ст.158 , п.7 ст.156 ЖК РФ предложения о порядке проведения капремонта готовит управляющая компания, а не муниципальный заказчик;
- согласно подп.2 п.1 ст.165 ЖК РФ определены конкретные получатели бюджетных средств в виде организаций, управляющих многоквартирными домами, что исключает направление бюджетных средств в ином порядке, т.е. в адрес не указанных в ст.165 ЖК РФ организаций.

Заключение муниципального контракта между органами местного самоуправления и любой подрядной организацией на проведение капитального ремонта многоквартирного дома путем проведения конкурса не соответствует условиям размещения муниципального заказа, установленным Законом № 94-ФЗ:

- пункту 2 ст.9 ввиду несоответствия такого договора условиям его признания муниципальным контрактом согласно нормам Гражданского кодекса РФ;
- статье 8 ввиду наличия норм ЖК РФ, ограничивающих размещение муниципальных контрактов.

Кроме того, участником муниципального заказа при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств может быть только муниципальный заказчик – получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение. Если же проведение капитального ремонта многоквартирных домов будет рассматриваться как муниципальный заказ, то управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, и прочие кооперативы должны быть внесены в бюджетную роспись, что противоречит нормативным документам, регламентирующим бюджетный процесс.

В целях приведения порядка финансирования и организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствие с требованиями действующего законодательства принято постановление главы города-мэра города от 19.12.2006г.№ 2990 «Об организации в 2007году капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Калининграде».

Указанным постановлением предусмотрено, что финансирование работ по капремонту многоквартирных домов осуществляется в виде субвенций, получателями которых являются муниципальные управляющие организации и организации, с которыми мэрией города Калининграда заключен договор на управление многоквартирными домами. Этим же документом определен порядок действий руководителя Управляющего органа для получения субвенции и определен перечень документов, представляемых Управляющим органом для предоставления субвенции, формы отчетности, соглашений о предоставления субвенции, формы договора подряда на капремонт общего имущества в многоквартирном доме, заключаемого Управляющим органом с подрядной организацией.

Персональную ответственность за проведение ремонта и целевое расходование средств несут руководители Управляющего органа, за организацию ремонта – главы администраций районов.

В целях реализации постановления мэра города структурными подразделениями мэрии было подготовлено Инструктивное письмо по организации проведения конкурсного отбора претендентов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, разработаны образцы конкурсной документации: информационное сообщение о проведении конкурса на выполнение ремонтных работ, заявки на участие в конкурсе, протоколы регистрации участников, оценочные таблицы, сводные оценочные таблицы, итоговый протокол.

Новый порядок финансирования расходов на капитальный ремонт жилищного фонда, принятый в соответствии с требованиями бюджетного и жилищного законодательства, позволит:

- освободить от несвойственных функций администрации районов и отдел муниципального заказа мэрии в части проведения работ по капремонту жилья;
- сократить путь прохождения бюджетных средств к управляющей организации, отвечающей за эксплуатацию многоквартирных домов;
- усилить ответственность управляющих организаций за конечный результат по проведению ремонта жилфонда;
- улучшить качество проведения работ (обязательное наличие в управляющих организациях собственных специалистов по составлению смет и ведению технадзора);
- сэкономить бюджетные средства на содержание служб заказчика;
- сохранить контроль администраций районов за конкурсным отбором подрядчиков управляющими организациями.