Поиск
 
 
 

А.А.Данц, заместитель мэра - директор департамента финансов мэрии города Ярославля

ДОХОДЫ

I. Ожидаемое исполнение 2009 года и принимаемые меры по обеспечению сбалансированности городского бюджета.


Ожидаемое исполнение доходной части бюджета за 2009 год
Принимаемые меры
      Поступление собственных доходов бюджета города Ярославля в 2009 году ожидается ниже уровня 2008 года на 25% (- 2 млрд.руб.).

      Поступление по основному доходному источнику – НДФЛ – прогнозируется со снижением  на 13 % (- 540 млн.руб.) в результате сокращения объемов производства и численности работающих. 

     Земельный налог поступит с ростом к прошлому году на 20% (+ 120 млн.руб.),  единый налог на вмененный доход – на 3% (+ 8 млн.руб.), налог на имущество физических лиц - с ростом  в 1,6 раза (+ 50 млн.руб.).

     Доходы от приватизации муниципального имущества и продажи права на заключение договоров аренды земли уменьшатся по сравнению с 2008 годом в 4 раза (-1200 млн.руб.) в связи со снижением покупательской активности на данные объекты.

     В течение года проведено 3 секвестра на общую сумму 2,8 млрд.руб.

1. В целях обеспечения выполнения плана доходов от реализации муниципального имущества:

  - составлялись графики проведения работы по подготовке объектов недвижимости и пакетов акций к продаже,

- проводилась работа по замене объектов, не пользующихся спросом

 - организовано информационное сопровождение и реклама продаваемых объектов недвижимости на сайте мэрии и департамента финансов.

В результате принятых мер:

- проданы акции на сумму 470 млн.руб. (94% к плану года),

- во 2-м полугодии 2009 года (по сравнению с первым п/г) в 2 раза увеличилось поступление средств  от приватизации (1 п/г – 125 млн.руб., 2п/г – 255 млн.руб., в целом по году – 380 млн.руб.- 53% к плану года).

2. В целях сокращения задолженности по платежам в городской бюджет:

     - принимались меры по погашению взаимной задолженности между организациями и городским бюджетом путем применения «револьверной» схемы взаиморасчетов.

В результате применения данной схемы в городской бюджет привлечено более 31 млн.руб.,

 - проводилась работа с арендаторами по обеспечению полноты поступления арендных платежей в бюджет города.

В результате  арендаторами-должниками были представлены графики погашения задолженности и гарантийные письма. Дополнительные поступления просроченной задолженности составили  27 млн.руб.

3. Принимались меры по увеличению собираемости административных штрафов за нарушение правил дорожного движения:

- городским отделом ГИБДД совместно с представителями службы судебных приставов увеличено количество рейдов по взысканию штрафов,

- организовано взыскание штрафов по месту регистрации транспортных средств и прохождения техосмотра.

   В результате собираемость штрафов за нарушение правил дорожного движения во 2-м полугодии увеличилась по сравнению с первым  на 6%  (+ 2 млн.руб.).

4. В результате работы комиссии по ликвидации задолженности юридических лиц по платежам перед бюджетом города (созданной при мэрии города) дополнительно в бюджет города привлечено просроченной задолженности около 20 млн.руб.

  5. В результате контрольной работы налоговых инспекций г.Ярославля в бюджет города дополнительно поступило порядка 40 млн.руб

  6. В результате работы межведомственных комиссий по легализации «теневой» заработной платы (созданных в налоговых инспекциях города) 50% рассмотренных  организаций и индивидуальных предпринимателей приняли решение о повышении заработной платы (рассмотрено 290, повысили зарплату 140).

    7. В результате работы областной комиссии по вопросам обеспечения своевременной выплаты заработной платы (созданной при Губернаторе ЯО) к концу года задолженность по выплате заработной платы по организациям города сократилась почти в 2 раза (на 01.04.2009 – 60 млн.руб., на 01.12.2009 – 32 млн.руб.).


    II. Особенности формирования бюджета г.Ярославля на 2010 год.

    Собственные доходы на 2010 год прогнозируются с ростом к ожидаемому 2009 года на 10% (+ 0,6 млрд.руб.).
    Поступление налогов (НДФЛ, земельный налог, ЕНВД, налог на имущество физических лиц и пр.) в 2010 году прогнозируется с ростом на 9%. Основной доходный источник - НДФЛ - запланирован с учетом роста фонда заработной платы на 2010 год - 5,4%.
    В качестве антикризисных мер и в целях создания благоприятных условий для деятельности организаций города, поддержки малого предпринимательства и граждан на 2010 год не планируется увеличение:
    - ставок по местным налогам (земельный налог и налог на имущество физических лиц),
    - ставок по арендной плате за муниципальное имущество,
    - корректирующего коэффициента К2, применяемого для расчета единого налога на вмененный доход.
    На 2010 год планируется продолжить поддержку субъектов инвестиционной деятельности (сумма льгот на 2010 год – 27,6 млн.руб. или 0,4% от суммы собственных доходов) и продлить действие льгот по земельному налогу ТСЖ, инвалидам и садоводческим объединениям граждан (сумма льгот на 2010 год – 5,8 млн.руб. или 0,09% от суммы собственных доходов).
    Неналоговые доходы (аренда земли и имущества, приватизация, продажа земельных участков и пр.) прогнозируются на 2010 год с ростом к ожидаемому 2009 года на 15% (+ 224 млн.руб.) за счет арендной платы за землю (заключение новых договоров и индексация ставок арендной платы с 1 апреля 2010 года на 9%).
    Средства от приватизации запланированы на уровне 2009 года (400 млн.руб., более 100 объектов) .

    Таким образом, на 2010 год ситуация с доходами останется также достаточно напряженной, поэтому для обеспечения сбалансированности бюджета единственной мерой остается продажа акций - в 2010 году планируется реализовать акции на сумму в 5 раз больше, чем в 2009 году - 2,3 млрд.руб. (ОАО «Универмаг «Ярославль», ОАО «ТЭСС», ОАО «Яргорэлектросеть», ОАО «Яргазсервис», рынки, аптеки, ОАО «Ярославльводоканал» и др.).

    III. Проблемы и пути их решения.

    В целях увеличения доходной базы местных бюджетов необходимо:

    1) Предусмотреть в федеральном законодательстве условия предоставления земельных участков инвалидам для индивидуального жилищного строительства
    В соответствии с Земельным кодексом РФ предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется органами местного самоуправления на аукционах. При этом земельное законодательство не предусматривает случаев предоставления земельных участков в ином порядке.
    Вместе с тем, статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Учитывая положения данной нормы, инвалиды обращаются в органы местного самоуправления за выделением им земельных участков без проведения торгов.
    Руководствуясь требованиями Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления вынуждены отказывать в предоставлении земельных участков. Однако, при обращении инвалидов в суд в большинстве случаев судебными органами принимаются решения, обязывающие органы местного самоуправления в первоочередном порядке предоставить инвалиду земельный участок для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.
    В результате местные бюджеты безвозвратно теряют средства, затраченные на организацию проведения аукционов (расходы на формирование земельного участка, публикацию в СМИ и т.д.), а также возможность получения средств от предоставления земельных участков с аукционов.
    В целях предотвращения потерь местных бюджетов, а также для исключения противоречий в действующем законодательстве необходимо внести изменения в Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», предусмотрев соблюдение следующих условий предоставления земельных участков инвалидам:
    - наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий,
    - однократность реализации первоочередного права инвалида,
    - выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не находящихся в процедуре проведения аукциона.

    2) Осуществить принятие решений о внесении изменений в налоговое законодательство до начала работы по формированию бюджета
    Законом Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 28.11.2009 № 283-ФЗ предусмотрено с 01.01.2009 («задним числом») изменение порядка расчета налога на имущество физических лиц, находящегося в долевой собственности.
    В результате принятия данного Закона налоговая нагрузка на налогоплательщика (обладающего долей имущества) снизится в 2 раза, что в условиях складывающейся экономической ситуации (сокращение рабочих мест и зарплаты) является целесообразным.
    Вместе с тем данные изменения законодательства повлекут за собой потери местных бюджетов по налогу на имущество физических лиц (для г.Ярославля это до 90 млн.руб.- или 50% от запланированной на 2010 год суммы налога).
    Кроме того, действовавший в 2009 году порядок расчета налога на имущество физических лиц, находящегося в долевой собственности, был определен только с 1 января 2009 года (письмо Минфина от 21.04.2008 № 03-05-04-01/19). А в конце 2009 года опять пересмотрен, причем опять с 1 января 2009 года (т.е. каждый год – новый порядок расчета налога).
    В целях повышения качества бюджетного планирования и учитывая, что бюджеты муниципальных образований на 2010 год к моменту выхода вышеуказанного Закона (опубликован 30 ноября) уже были сформированы, а по ряду образований и приняты, следует обратить внимание законодателей на сохранение стабильности налогового законодательства, а также на необходимость внесения изменений в налоговое законодательство до начала работы по формированию бюджетов.
    Кроме того, в целях защиты интересов местных бюджетов необходимо исключить случаи распространения на прошедшие периоды действия вносимых изменений в налоговое законодательство.

    Основные параметры бюджета
млрд.руб.
-
Ожидаемое исполнение за 2009 год
Проект бюджета на 2010 год
Отношение 2010г к ожидаемому исполнению за 2009 год
Доходы,
15,0
11,0
0,73
в т.ч. собственные
6,1
6,6
1,08
вышестоящие
8,1
3,6
0,44
предпринимательская
0,8
0,8
1,0
Расходы
16,3
13,0
0,80
Дефицит
1,3
2,8
2,15
заимствования
1,2
0,5
0,40
продажа акций
0,2
2,3
11,5
ценные бумаги
-0,2
-
-
изменение остатков
0,1
-
-


РАСХОДЫ

№ п/п
Наименование проблемы
Ее решение
1Формирование трехлетнего бюджета в установленные БК сроки в условиях отсутствия информации об объеме средств вышестоящих бюджетовПроводили публичные слушания по проекту бюджета только в части средств городского бюджета.

В условиях финансового кризиса очень сложно формировать трехлетний бюджет, низкое качество планирования расходов на плановый период.

Необходимо было при внесении изменений в БК предусматривать не только для федерального бюджета, но и для субъектов и МО, утверждение на плановый период только основных параметров бюджета.

2Дополнительная нагрузка на бюджет, возникающая в рамках исполнения государственных полномочий субъекта, РФ Финансирование органов внутренних дел (нет ФЗ, закрепляющего полномочия).

Финансирование малокомплектных школ, по которым образовательный стандарт не покрывает в полном объеме расходы.

3Обеспечение сбалансированности бюджета в условиях финансово-экономического кризиса и подготовки к 1000-летию города Ярославля Оптимизация расходных обязательств города:

- сокращение расходов по учреждениям;

        - в целях удовлетворения потребности в детских дошкольных учреждениях в условиях недостатка финансовых ресурсов, когда строительство ДОУ обходится около 200 млн.руб., в городе Ярославле за счет обустройства  игровых комнат, спортивных залов детских дошкольных учреждений, затраты на которое составили 35 млн.руб., открыто дополнительно в 2009 году 410 мест, в 2010 году планируется аналогично ввести дополнительно 450 мест, в 2011 году – 370 мест, таким образом, значительно сократится очередь на устройство детей в детские сады (~ на 30%) при незначительных затратах бюджета;

- сокращение расходов на обслуживание долга (за последние 3 месяца работа по снижению процентной ставки по заключенным договорам на привлечение кредитных ресурсов позволила сократить расходы на обслуживание долга в 2009 году на 2,5 млн.руб., по переходящим договорам на 2010 год – 11,8 млн.руб.)

- внедрение унифицированной социальной карты жителя ЯО, что позволит оптимизировать расходы бюджета города по возмещению убытков транспортных предприятий;

- сокращение расходов и численности муниципальных служащих;

- проведено два секвестра бюджета и планируется третий секвестр на общую сумму от первоначально утвержденного бюджета по доходам  - на 2,8 млрд. руб. или на 28%; по расходам на 2,1 млрд.руб. или на 19,3%;

- вынуждены реализовывать акции, находящиеся в муниципальной собственности.

4Рост кредиторской задолженностиС целью не наращивания кредиторской задолженности вынуждены ввести с 2010 года лимиты бюджетных обязательств, которые меньше бюджетных ассигнований,

Приняли порядок проведения мониторинга кредиторской задолженности и урегулирования просроченной кредиторской задолженности (реструктуризация задолженности).

5Рост муниципального долгаНа начало 2009 года муниципальный долг составлял 800 млн.руб. (10% собственных доходов). На 01.01.2010 года муниципальный долг ожидается в размере 1 926 млн. руб.(31,6% от ожид. исполнения собственных доходов 2009 года), в т.ч. 1 400 млн. руб. – кредиты коммерческих банков, 526 млн. руб. - бюджетный кредит.  К концу 2010 год предполагается, что объем долга составит 2 408 млн.руб. и его рост составит в 6 раз по сравнению с долгом на 01.01.2008.  В течение 2011- 2012 годов предполагается постепенное погашение муниципального долга и к концу 2012 года долг будет составлять 1 282  млн. руб.(17%).
6Реформирование муниципальных финансов Программа реформирования утверждена решением муниципалитета города Ярославля на 2008-2010 годы (РМ от 05.12.2008г. №25 «О Программе реформирования муниципальных финансов города Ярославля»), была представлена на конкурс в Министерство финансов РФ, оценена Минфином РФ и включена в состав 10 программ, отвечающих всем требованиям МФ РФ (7 место), Однако, в  условиях сокращения федерального бюджета ее реализация осуществляется за счет средств городского бюджета в сумме на 2009 год – 9,8 млн.руб., на 2010 год – 5,0 млн.руб.

Программа предусматривает 2 этапа реализации.
Первый этап  - декабрь 2008 г.  – 30 июня 2009 г. – в настоящее время завершен;
Второй этап  - 01 июля 2009 г. – 30 июня 2010 г.

За период реализации программы осуществлена разработка 38 нормативных правовых актов, реализация которых осуществляется в настоящее время. Документы, разработанные в рамках реализации программы реформирования, можно посмотреть на сайте департамента финансов мэрии города Ярославля, на котором создан раздел «Реформирование муниципальных финансов»,  адрес: http://depfin.city-yar.ru/

С 2010 года всем муниципальным учреждениям, оказывающим муниципальные услуги, устанавливаем муниципальные задания, в 2009 году – две «пилотные» отрасли «Культура» и «Физкультура».

Осуществляем реструктуризацию сети бюджетных учреждений и муниципальных предприятий (3 МАУ, МУП – преобразование в ОАО;

В рамках программы реформирования :

1. утвержден реестр муниципальных услуг (29 услуг),

2. разработана типовая форма муниципального задания,

3. Положение о стандартах качества муниципальных услуг и муниципальной услуге,

4. Разработана система учета потребности в оказываемых услугах,

5. Усовершенствован порядок формирования целевых программ. На 2010 год в рамках целевых программ будут осуществляться 25% расходов города. В городе Ярославле с 1998 года  разработана и успешно реализуется программа восстановления благоустройства дворовых территорий, направленная на повышение условий проживания и отдыха жителей города и утвержденная по конкретным адресам города.

С 2010 года внедряются ведомственные программы функционирования, которые будут утверждаться главными распорядителями бюджетных средств в пределах выделенных средств в течение одного месяца с начала очередного финансового года и должны содержать конкретные показатели работы отраслей.

6. Разработан порядок формирования проекта бюджета города,

7. Порядок проведения публичного обсуждения проекта бюджета,

8. Порядок раздельного планирования  бюджетных ассигнований,

9. Разработана методика подготовки обоснований бюджетных ассигнований,

10. Порядок ведения реестра расходных обязательств,

11. Формализован порядок планирования временных кассовых разрывов.