Поиск
 
 
 

Протокол

заседания секции «Финансисты муниципальных образований»
НП «Сообщество финансистов России»


18 февраля 2009 года
г.Москва

Присутствовали: 52 человека (список участников прилагается).

ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Открытие заседания
Приветственное слово А.Н.Домбровского, первого заместителя главы муниципального образования город Краснодар, директора департамента финансов, председателя секции «Финансисты муниципальных образований»

2. Отчет о работе секции за 2008 год и о плане работы на 2009 год
Докладчик: А.Н.Домбровский, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор департамента финансов, председатель секции «Финансисты муниципальных образований»
Он отметил продуктивную работу секции в истекшем году, остановился на основных мероприятиях, включенных в план работы секции на 2009 год.
Прошедший год был достаточно напряженным и плодотворным. На рабочих заседаниях секции, проводившихся в разных городах России, поднимались вопросы, касавшиеся формирования и исполнения местных бюджетов, разработки среднесрочных проектов местных бюджетов, совершенствования системы государственных и муниципальных закупок, реструктуризации бюджетных учреждений, реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, укрепления финансовых основ местных бюджетов и многие другие.
Проводились также совместные заседания секций Сообщества «Финансисты субъектов РФ» и «Финансисты муниципальных образований», на которых обсуждались возможные пути взаимодействия региональных и муниципальных финансовых органов в ходе исполнения их публичных обязательств и социальных гарантий, вырабатывались единые подходы к проведению бюджетной и налоговой реформы.
Ключевым аспектом деятельности секции являлась подготовка и направление в профильные комитеты Государственной Думы РФ, другие законодательные и исполнительные органы государственной власти свода предложений муниципальных финансовых органов о внесении изменений и поправок в действующее бюджетное и налоговое законодательство, иные законодательные акты, регулирующие бюджетный процесс и межбюджетные отношения. Многие из предложений секции нашли свое отражение в федеральных законах, принятых в 2008 году.
Члены секции активно участвовали в общественно-политических мероприятиях, симпозиумах, конференциях, форумах и «круглых столах», проводившихся в течение года по инициативе и при содействии государственных, региональных и местных органов власти, ведущих российских банков, научно-исследовательских и учебных заведений, консалтинговых компаний, известных издательских домов в сфере финансов.
Продолжалась работа секции по обмену опытом и изучению особенностей функционирования муниципальных финансовых систем, прогрессивных методов организации бюджетного процесса в муниципальных финансовых органах зарубежных стран. В апреле 2008 года состоялся официальный визит делегации секции в Китай, охвативший города Пекин, Харбин, Шанхай. По мнению А.Н.Домбровского, уникальный опыт плавного, безболезненного перехода Китая на рельсы рыночной экономики очень важен и неоценим для нас.

Решили:
Принять отчет А.Н.Домбровского о работе секции «Финансисты муниципальных образований» СФР за 2008 год.
Утвердить проект плана работы секции «Финансисты муниципальных образований» СФР на 2009 год, внести в него в рабочем порядке полученные с мест дополнения и изменения в срок до 01.03.2009 г.

3. О реализации предложений финансистов в законодательные акты
Докладчик: Н.С.Максимова, Председатель Совета НП «СФР», Депутат Государственной Думы РФ
Н.С.Максимова доложила об основных изменениях бюджетного и налогового законодательства РФ, вступивших в действие в январе текущего года и отраженных в Федеральных законах от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерациии» и от 30.12.2008 № 310-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Несмотря на предпринятые позитивные шаги, остается множество нерешенных проблем, над которыми предстоит совместная работа финансистов всех уровней. В выступлении уделено внимание направлениям дальнейшего развития бюджетного законодательства, работе комитетов Государственной Думы РФ над поправками к Бюджетному кодексу РФ и другим законодательным актам РФ, необходимость принятия которых обусловлена кризисными явлениями. Особо было подчеркнуто, что для финансистов, исполняющих местные бюджеты, очень важно принять участие в текущей работе над поправками в законодательные акты РФ и внести разумные, выверенные практикой предложения.
Назрела необходимость организации силами Сообщества программ повышения квалификации финансовых работников, юристов, нужны специальные программы на местах, учитывающие специфику региональных проблем.
Председатель Совета СФР поблагодарила членов секции за активную работу в истекшем году, поставила перед муниципальными финансистами задачи на 2009 год, направленные на преодоление кризиса и совершенствование межбюджетных отношений. Работа СФР и секции должна совершенствоваться, поступающие с мест предложения должны находить практическую реализацию, специалистами должны активнее использоваться средства коммуникаций и Интернет для обмена практическим опытом.

Решили:
1. Поручить оргкомитету секции организовать в кратчайшие сроки участие финансовых органов муниципальных образований в разработке предложений о внесении изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, другие законодательные акты РФ, направить свод предложений в Комитеты Государственной Думы РФ по бюджету и налогам и по вопросам местного самоуправления.
2. Создать на сайте секции «Финансисты муниципальных образований» СФР www.sfr.krd.ru новую рубрику, освещающую последние позитивные наработки финансовых органов муниципальных образований по реализации бюджетной реформы, в том числе мероприятия, приносящие наибольший экономический эффект. Информировать всех членов секции о необходимости регулярного предоставления в оргкомитет соответствующих материалов, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Оргкомитету секции своевременно размещать на сайте секции поступающую информацию со ссылками на информационные порталы муниципальных образований, предоставляющие возможность ознакомления с актуальными документами.

4. Новое в разграничении полномочий и обеспечение расходных обязательств публичных образований (анализ положений ФЗ от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и соответствующего бюджетного и налогового законодательства)
Докладчик: Л.И.Пронина, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления
В докладе приведен краткий обзор серьезных законодательных актов, вступивших в силу в конце 2008 г., касающихся государственного строительства, развития системы местного самоуправления, норм бюджетного и налогового законодательства. В числе принятых законодательных актов, прежде всего, Федеральный закон от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Докладчик вкратце остановилась на его основных положениях, затронувших полномочия органов местного самоуправления, вопросы «не местного значения», регулирование финансовых и имущественных отношений, вопрос эффективности использования муниципального имущества.
Далее Л.И.Пронина кратко прокомментировала основные положения Федерального закона от 30.12.2008 № 310-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Процесс совершенствования законодательной базы непрерывен. В целях увеличения доходных источников местных бюджетов, улучшения администрирования налогов, увеличения налоговой базы муниципальных образований Комитетом Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления проводится работа над законопроектом о внесении изменений в законодательные акты РФ.
По мнению докладчика, в настоящий период серьезной проработки требует также вопрос об эффективности замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными дифференцированными нормативами отчислений от всех налогов.
Л.И.Пронина обратилась к членам секции, присутствующим в зале, принять участие в разработке предложений о внесении изменений в законодательные акты РФ и дать оценку эффективности механизма замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности нормативами отчислений от налогов, адресовать эти предложения в Комитет ГД РФ по местному самоуправлению в ближайшие сроки.

Решили:
Организовать сбор предложений финансовых органов муниципальных образований о внесении изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, другие законодательные акты РФ (см. решение №1 п.3 протокола), а также провести оценку механизма замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дифференцированными нормативами отчислений от налогов.

5. Анализ исполнения бюджетов муниципальных образований за 2008 год
Докладчик: Л.Б.Пикман, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации
В выступлении отмечены высокая зависимость бюджетов муниципальных образований в 2008 году от безвозмездных перечислений, увеличение доходов местных бюджетов по сравнению с 2007 годом.
Приведены итоги исполнения бюджетов муниципальных образований (с дефицитом и профицитом) и подчеркнуто, что многие регионы используют практику передачи местным бюджетам дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
Обрисованы тенденции к снижению доходов местных бюджетов, обусловленные явлениями экономического кризиса - падением объемов производства и снижением поступления налога на прибыль, проблемой высвобождения работников и падением налога на доходы физических лиц. Перечислены регионы, в которых бюджеты муниципальных образований имеют высокую долю финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации, они особо будут подвержены кризисным колебаниям.
Прогнозируемое падение доходов региональных бюджетов несет в себе опасность социальной напряженности, в том числе и за счет угрозы снижения межбюджетных трансфертов в местные бюджеты.
В заключении Л.Б.Пикман озвучил меры, предложенные Министерством регионального развития РФ по снижению угрозы в период кризиса, в первую очередь, увеличение объемов софинансирования из федерального бюджета.

Решили:
Довести до сведения всех членов секции результаты исполнении местных бюджетов в 2008 г., информацию о предложениях Минрегионразвития РФ по антикризисным мерам.

6. Проблемы по исполнению бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в условиях финансово-экономического кризиса
Докладчик: М.Е.Татаринцев, руководитель департамента финансов администрации Волгограда.
Ввиду отсутствия М.Е.Татаринцева доклад предоставлен участникам заседания для ознакомления.
В докладе затронуты следующие проблемные аспекты:
1) муниципальные заимствования,
2) отсутствие у муниципалитетов оперативной информации по НДФЛ в разрезе налогоплательщиков;
3) предоставление отсрочек, рассрочек по налогам, зачисляемым в доход местного бюджета;
4) законопроект «О внесении изменений в статью 236 Бюджетного кодекса РФ в части размещения бюджетных средств муниципальных образований на банковских депозитах»
и выражены предложения о внесении изменений в бюджетное и налоговое законодательство с целью решения обозначенных проблем.

Решили:
Ознакомить членов секции с материалами доклада, поддержать законодательную инициативу департамента финансов администрации Волгограда.

7. Бюджетное планирование и бюджетная реформа в условиях финансового кризиса
Докладчик: В.Э.Григоров, руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» фонда «Институт экономики города» (г.Москва)
Во вступительной части доклада-презентации приведено соотношение кризисных явлений и бюджетной реформы, дано описание проявлений финансового кризиса в бюджетной сфере. Далее докладчик озвучил возможные пути ликвидации кризисной ситуации, предложил меры по повышению доходной базы бюджетов, сокращению и оптимизации отдельных статей расходов, а также антикризисные меры в области социально-экономической политики.

Решили:
Ознакомить членов секции с материалами, озвученными докладчиком, учитывать их актуальность в практической деятельности.

8. Практические вопросы перехода от финансирования бюджетной сети к финансированию государственных (муниципальных) услуг и повышение эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования в условиях финансового кризиса

Докладчик: Д.В.Жигалов, руководитель проектов сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» фонда «Институт экономики города» (г. Москва)
В выступлении определено место государственных (муниципальных) услуг (работ) в системе управления по результатам, услуги выделены как элемент бюджетирования, ориентированного на результат.
Докладчик заострил внимание слушателей на понятиях государственных (муниципальных) услуг (работ), государственного (муниципального) задания, государственной (муниципальной) услуги в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, определены критерии и проблемы выделения государственных (муниципальных) услуг.
Проведено разграничение видов деятельности органов публичной власти в следующем порядке:
1) выполнение государственных (муниципальных) функций (в том числе выполнение работ) и 2) оказание государственных (муниципальных) услуг.
Докладчик подчеркнул, что в условиях кризиса переход на бюджетирование по услугам является способом повышения эффективности управления и сокращения расходов.
Озвучен довод о том, что как платные услуги (работы) муниципальных учреждений, оказываемые (выполняемые) в рамках заданий, включаются в реестр услуг (работ), так и услуги (работы) в рамках исполнения делегированных полномочий включаются в реестр услуг (работ).

Решили:
Ознакомить членов секции с особенностями перехода от финансирования бюджетной сети к финансированию государственных (муниципальных) услуг, обратить внимание на проблемные аспекты в развитии данного направления деятельности органов местного самоуправления.

9. Муниципальная услуга и функция по предоставлению муниципальной услуги
Докладчик: Г.М.Кулаченко, исполнительный директор ООО «РАСТАМ - Бюджетные технологии» (г. Тюмень)
Г.М.Кулаченко провела четкое разграничение понятий «муниципальная услуга» и «функция по предоставлению муниципальной услуги», разработала схему разграничения понятий «услуга» и «функция», остановилась на способах оказания муниципальной услуги путем исполнения функций по предоставлению муниципальных услуг и использовании государственного (муниципального) задания при формировании бюджета.
По мнению докладчика, в целях сохранения единообразия подходов целесообразно обратиться к федеральным органам власти с предложением подготовить методические рекомендации по использованию государственных и муниципальных заданий при формировании бюджетов.
В заключении Г.М.Кулаченко обратила внимание участников заседания на то, что компания ООО «РАСТАМ - Бюджетные технологии» предоставляет бесплатные услуги по консультированию своих клиентов и партнеров в режиме on-line.

Решили:
Ознакомить членов секции с материалами доклада Г.М.Кулаченко.
Поддержать инициативу Г.М.Кулаченко об обращении в федеральные органы власти о разработке методических рекомендаций и включить данное предложение в общий свод предложений членов секции о внесении изменений в законодательные акты РФ.

10. Программно-целевые методы бюджетного управления в условиях кризиса
Докладчик: Е.В.Дмитришина, руководитель аналитического департамента АНО «Институт реформирования общественных финансов» (г. Москва)
Во вступительной части приведен сравнительный анализ кризисных явлений 1998 и 2008 гг. и освещена реакция региональных органов государственной власти на кризис 2008 г.
Е.В.Дмитришина подчеркнула, что основными направлениями антикризисного управления финансами города должны стать: 1) максимизация доходов путем создания благоприятных условий для развития доходной базы городского бюджета, 2) оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности; 3) формирование нового качества финансового менеджмента.
Были обозначены основные цели модернизации бюджетной сферы на муниципальном уровне, а также возникающие проблемы и ограничения при реализации мероприятий по модернизации муниципальных финансов.

Решили:
Согласиться с основными положениями доклада, представляющими особую актуальность для муниципальных образований, довести до всех членов секции.

11. Анализ опыта формирования муниципальных заданий на 2009 год: проблемы, подходы, перспективы развития
Докладчик: В.В.Романов, руководитель направления ООО «Центр прикладной экономики» (г.Москва)
На основании практического опыта формирования муниципальных заданий с использованием программного продукта «Калькулятор муниципальных заданий» докладчик осветил основные проблемы ГРБС при формировании муниципальных заданий, подходы к формированию муниципальных заданий на 2010-2012 годы с учетом потребностей участников процесса результативного управления, рассказал о системе результативного управления «БОР-Навигатор» и перспективах формирования систем результативного планирования, привел также результаты внедрения комплексных систем планирования.

Решили:
Принять к сведению опыт ООО «ЦПЭ» по формированию муниципальных заданий, учитывать его результаты в практической деятельности финансовых органов.

12. Автоматизация мониторинга качества финансового менеджмента
Докладчик: И.В.Крупин, заместитель Генерального директора ООО НПО «Сапфир» (г.Екатеринбург)
В презентации представлены возможности и преимущества информационной системы, разработанной для органов государственной и муниципальной власти в целях автоматизации мониторинга качества финансового менеджмента, проведение которого регламентировано Приказом МинФина РФ от 10 декабря 2007 г. №123н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета».

Решили:
Ознакомить членов секции с возможностями программного комплекса, перспективами его дальнейшего развития, подчеркнуть целесообразность его применения в муниципальных образованиях.

13. Разное
Выступающие: В.М.Родионова, директор Центра исследования финансовых проблем Финансовой академии при Правительстве РФ
В.М.Родионова озвучила мысль об органической связи научно-теоретической и практической деятельности, подчеркнула актуальность и ценность проблем, поднимавшихся в докладах финансистов-практиков.

Р.Р.Аванесян, начальник отдела прогнозирования экономики регионов Министерства экономического развития РФ
Затронул злободневную тему финансово-экономического кризиса и его проявлений. Высказано мнение, что для преодоления кризисных явлений, в первую очередь, необходимо мобилизовать внутренние резервы, проводить системный мониторинг бюджетов, оптимизировать расходы, уделять особое внимание стратегическому планированию.

14. Подведение итогов
Подводя итоги прошедшего заседания секции «Финансисты муниципальных образований», А.Н.Домбровский поблагодарил ведущих работников финансовой системы разных уровней за слаженную и результативную работу, конструктивный обмен мнениями по злободневным проблемам. Но вместе с тем он подчеркнул, что в текущий сложный период остается еще множество нерешенных проблем, над которыми предстоит ежедневная кропотливая работа.
Председатель секции поручил оргкомитету разместить материалы заседания секции на официальном сайте, довести их до сведения всех членов секции.