Поиск
 
 
 

О формировании межбюджетных отношений с органами местного самоуправления

В.Н.Артамонова, заместитель начальника управления финансов Министерства финансов по Вологодской области

1. Итоги реализации реформы местного самоуправления (в части формирования финансовых основ):
С 1 января 2006 года в Вологодской области в полном объеме реализуется реформа местного самоуправления.
В течение последних трех лет в области проходил подготовительный этап, были сформированы правовые, территориальные, организационные и финансовые основы местного самоуправления.

Справочно: На 2006 год в области образовано 372 муниципальных образования, в том числе 26 муниципальных районов, 2 городских округов, 22 городских поселений и 322 сельских поселений.

Для обеспечения финансовых основ реформы местного самоуправления в области были приняты законодательные акты: закон «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области», «О нормативах расходных потребностей», внесены изменения в закон «О бюджетном процессе».
В целях оказания методической помощи вновь созданным муниципальным образованиям области были разработаны модельные нормативные правовые акты «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», «О ставках налога на имущество физических лиц», проекты решений «Об утверждении положения о бюджетном процессе в поселении», «О бюджете муниципального образования», «О детализации объектов бюджетной классификации РФ применительно к бюджету поселения», постановление «О порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования», положение о порядке санкционирования расходов бюджета поселения, положение о формировании фонда оплаты труда, порядке и условиях применения стимулирующих, компенсационных и иных выплат в организациях, финансируемых из бюджетов поселений, решение по оплате труда работников бюджетной сферы.
Взаимодействие органов государственной власти области с органами местного самоуправления области в сфере управления имуществом строится в рамках нормотворческой, организационной и методической помощи. В течение года проводятся семинары, совещания, тематические учебы со специалистами по управлению муниципальным имуществом и главами органов местного самоуправления.
В настоящее время разработаны методические рекомендации и типовые формы нормативных правовых актов органов местного самоуправления (для муниципальных районов и поселений) по следующим направлениям:
- управление и распоряжение муниципальным имуществом;
- создание муниципальных унитарных предприятий;
- создание муниципальных учреждений;
-формирование и ведение реестра муниципальной собственности;
- вопросы приватизации муниципального имущества.
Разработаны и утверждены следующие нормативные акты в рамках разграничения имущества между уровнями власти:
- закон области от 07.03.1997 № 134-ОЗ «О порядке передачи объектов (имущества) государственной собственности Вологодской области в муниципальную собственность»;
- постановление Правительства Вологодской области от 27.03.2006 № 280 «Об утверждении перечней видов имущества, подлежащих передаче в качестве материальных ресурсов для осуществления органами местного самоуправления области отдельных государственных полномочий, и порядка передачи этих ресурсов»;
- постановление Правительства области от 27.03.2006 № 284 «Об организации работы по обеспечению разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности»;
- постановление Правительства области от 04.03.2005 № 224 «Об организации работы по обеспечению принятия в собственность области муниципального имущества и организаций, передаваемых в связи с разграничением полномочий».
Рядом муниципальных образований были заключены соглашения о передаче полномочий с одного уровня власти на другой, с передачей соответствующих финансовых ресурсов.

Полномочие по формированию и исполнению бюджетов поселений на уровень муниципальных районов делегированы 75 поселениями (из 372). Остальные поселения указанные полномочия выполняют самостоятельно.
В Вологодской области была выбрана схема финансовой поддержки городских и сельских поселений с уровня субъекта, без наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям.
Положительными факторами взаимодействия субъекта с поселениями являются:
- снижение зависимости глав поселений от районного звена;
- повышение ответственности органов местного самоуправления поселений за принимаемые решения по исполнению бюджетов;
- усиление заинтересованности поселений в наращивании собственной налоговой базы;
- постоянный процесс обучения специалистов поселений, отвечающих за финансовые вопросы;
- исполнение всех местных бюджетов по соглашениям, заключенным с департаментом финансов, осуществляется отделами управления областного казначейства.
Доходная часть местных бюджетов на 2006 год базировалась на нормативах зачисления налоговых и неналоговых доходов, определенных Бюджетным кодексом РФ.
Бюджетным законодательством субъектам РФ предоставлены полномочия в части установления местным бюджетам единых нормативов отчислений от налогов и сборов, зачисляемых в региональные бюджеты. Однако данный принцип на практике реализован не был в силу наличия существенных различий доходных баз муниципальных образований по причине неравномерности распределения экономического потенциала на территории области.
В Вологодской области экономический потенциал муниципальных образований распределен крайне не равномерно. Основная экономическая база сосредоточена в городских округах Вологде и Череповце.
Объем налоговых и неналоговых доходов поселений отличается в разы. В трех поселениях за 2006 год объем собственных доходов составил менее 14 тыс.руб. (Островское Вашкинского района - 7,1 тыс.руб., Пунемское Вожегодского района12,1 тыс.руб., Плосковское Бабаевского района 13,8 тыс.руб.). Вместе с тем, наибольшей размер собственных доходов поселения сложился в сумме 16,3 млн.руб. (Нелазское поселение Череповецкого района). Значительный объем доходов наблюдаются еще в двух поселениях -9,2 млн.руб. (Тоншаловское Череповецкого района) и 5,2 млн.руб. (Погореловское Тотемского района). Таким образом, разрыв доходов между самым бедным и самым богатым поселением составляет свыше 2300 раз. Даже в тройке наиболее бедных и наиболее богатых разница в доходах составляет 2-3 раза.
Расходные потребности бюджетов муниципальных образований на 2006 год были сформированы с учетом возложенных на органы местного самоуправления полномочий на основе нормативов расходных потребностей, установленных законом области «О нормативах расходных потребностей».
Нормативы расходных потребностей определены на одну условную единицу в сферах образования, культуры, здравоохранения, спорта, социальной политики, молодежной политики, муниципального управления, жилищно-коммунального хозяйства (благоустройство и капитальный ремонт жилого фонда), первичных мер пожарной безопасности и других.
В качестве нормативов в области образования установлены расходы: на дошкольное образование на одного ребенка в год, на общее образование на одного учащегося в год, на дополнительное образование на одного ребенка и др.
В качестве нормативов в области здравоохранения установлены расходы на содержание одного фельдшерско- акушерского пункта год, на один вызов скорой медицинской помощи, на одно амбулаторно-поликлиническое посещение и др.
В качестве норматива на капитальные расходы для муниципальных районов и городских округов в социальной сфере установлены расходы в пределах 20% от объема расходных потребностей в области образования и здравоохранения.
Размер дотации из фонда финансовой поддержки поселений рассчитывался исходя из сформированного объема фонда финансовой поддержки (общий размер определялся как разница между объемом доходов по закрепленным нормативам отчислений от налогов и расходными потребностями, рассчитанными на основе закона «О нормативах расходных потребностей») и численности населения в каждом поселении. Т.е. дотация рассчитывалась на 1 жителя.
Конечно же такой, достаточно простой способ расчета дотаций, не позволил нам обеспечить сбалансированность бюджетов поселений, поэтому те поселения, по которым собственная доходная база и дотации, рассчитанные исходя из численности жителей, не обеспечивали их расходные потребности, дополнительно получили дотации из регионального фонда сбалансированности местных бюджетов.
По муниципальным районам расчет дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности осуществлялся в соответствии с методикой, утвержденной законом области «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области», частично исходя из численности жителей, частично с учетом налогового потенциала и уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов, а также с использованием показателей прогноза доходов и расходов в тех пределах, которые были определены Бюджетным кодексом РФ.
В целях оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований в областном бюджете созданы:
- региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и региональный фонд финансовой поддержки поселений для выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов;
- региональный фонд сбалансированности местных бюджетов в целях оказания дополнительной поддержки местным бюджетам и обеспечения их сбалансированности;
- региональный фонд компенсаций для финансового обеспечения переданных муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий;
- региональный фонд сбалансированности местных бюджетов в целях оказания дополнительной поддержки местным бюджетам и обеспечения их сбалансированности;
- региональный фонд компенсаций для финансового обеспечения переданных муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий;
- региональный фонд софинансирования социальных расходов для долевого финансирования социально значимых расходов.
Бюджеты муниципальных образований по доходам за 2006 год в целом исполнены на 99 процентов, в том числе бюджеты городских округов - на 98,6%, бюджеты муниципальных районов - на 99,3%, бюджеты городских и сельских поселений - на 99,8% к плановым назначениям.
Поступление собственных доходов в местные бюджеты в 2006 году составило 6,1 млрд.руб., в т.ч. в бюджеты поселений 0,4 млрд.руб., бюджеты муниципальных районов 1,1 млрд.руб., городских округов 4,6 млрд.руб. Исполнение годовых планов по собственным доходам муниципальных образований составляет 102%, в том числе: бюджетов поселений - 102%, бюджетов муниципальных районов - 103%, городских округов - 102%.
В целях обеспечения стабильности доходной базы бюджетов муниципальных образований местным органам власти было рекомендовано рассмотреть возможность увеличения ставок по налогу на имущество физических лиц, а также установить экономически эффективный корректирующий коэффициент базовой доходности по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Реализация в 2006 году принятых решений позволила не только сохранить объем поступлений единого налога на вмененный доход и налога на имущество физических лиц уровня 2005 года, но и обеспечить бюджеты муниципальных районов, городских округов и поселений дополнительными налоговыми поступлениями.
Фактические поступления единого налога на вмененный доход за 2006 год превысили поступления налога за 2005 год в 1,3 раза и составили 451,5 млн.рублей (за 2005 год - 346,5 млн.рублей).
Поступления налога на имущество физических лиц за 2006 год увеличились в 1,5 раза и достигли 84,4 млн.рублей (за 2005 год -56,9 млн.рублей).
Департаментом финансов проводилась большая работа в части улучшения налогового администрирования. В настоящее время наши предложения о необходимости совершенствования института сборщиков налогов с предоставлением права сборов налогов администрациям городских и сельских поселений уже реализованы в федеральном законе № 137-ФЗ, принятым в июле 2006 года. С 1 января 2007 года закон вступил в силу. Разработан типовой порядок организации совместной работы глав поселений и налоговых органов области по информированию налогоплательщиков и сбору местных налогов.
При исполнении бюджетов в 2006 году у муниципальных образований возникали определенные сложности со сбором земельного налога, который является одним из основных доходных источников формирования доходной базы бюджетов городских и сельских поселений. В связи с изменением порядка исчисления земельного налога (от кадастровой стоимости земельных участков), несвоевременным получением налоговыми органами сведений о кадастровой оценке земли, незавершенностью процедуры оформления земель в собственность, земельный налог в запланированном объеме в бюджеты поселений не поступил. Поступления данного доходного источника в бюджеты поселений за 2006 год составили только 22% от сбора 2005 года.
Общий объем финансовой помощи из областного бюджета местным бюджетам в 2006 году составил 9878,2 млн.рублей, что на 3434,3 млн.рублей, или на 53,3% больше, чем в 2005 году.
Все основные расходные обязательства, принятые в бюджетах муниципальных образований в 2006 году выполнены.
Таким образом, 2006 год показал, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований -поселений, получив возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами, активнее стали заниматься вопросами благоустройства территорий, реструктуризации бюджетной сети, проведением первичных мер пожарной безопасности, то есть теми вопросами, которыми раньше практически не занимались. Положительным результатом проведения реформы местного самоуправления стало то, что у местных органов власти появилась заинтересованность в наращивании доходной базы собственных бюджетов в целях реализации в полном объеме возложенных на них полномочий.
Однако существует ряд вопросов местного значения, которые не могут быть реализованы на уровне поселений, поскольку для их реализации необходимы достаточные финансовые ресурсы и кадровый потенциал, а это, как правило, имеется в муниципальных районах и городских округах, среди них:
- строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения,
- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства,
- организация в границах поселения электро- ,тепло- , газо-, водоснабжение населения, водоотведения, снабжение населения топливом;
- организация осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения.
На сегодня существуют проблемы с исполнением полномочий, в связи с тем, что отдельные полномочия имеют не достаточно четкое толкование, имеется дублирование отдельных полномочий между уровнями власти (например, такое полномочие как, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья установлено и на уровне поселения и на уровне муниципального района. Аналогичная ситуация по реализации полномочия в части организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселения от чрезвычайной ситуации и техногенного характера и др.)



2. Планирование бюджетов муниципальных образований на 2007 год:
При формировании проектов бюджетов муниципальных образований на 2007 год сохранен принцип выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений с уровня области без передачи данных полномочий на уровень муниципальных районов.
Доходная база бюджетов муниципальных образований на 2007 год, как и на 2006 год, была основана на макроэкономических показателях.
Сбор фактических показателей по самым крупным налогообразующим показателям в разрезе территорий 344 поселений и 2-х городских округов (прибыль, фонд оплаты труда, остаточная стоимость основных фондов, численность работающих) осуществляет для нас региональный орган статистики на договорной основе в срок до 1 июля.
Учитывая, что показатели социально-экономического развития территорий являются основой для формирования доходной части бюджетов области, расчета налогового потенциала муниципальных районов и городских округов, они в обязательном порядке и
согласовываются с органами местного самоуправления до начала формирования межбюджетных отношений. По каждому муниципальному образованию составляется акт сверки исходных данных для формирования доходной базы бюджетов и показателей, необходимых для расчетов расходных потребностей.
На 2007 год собственные доходы бюджетов муниципальных образований спрогнозированы в объеме 6,9 млрд.руб., в том числе бюджеты городских округов - 4,6 млрд.руб., бюджеты муниципальных районов 1,9 млрд.руб., бюджеты поселений - 0,4 млрд.руб. Рост доходной базы местных бюджетов в 2007 году к уровню 2006 года составит порядка 13%. Увеличение доходов бюджетов муниципальных образований объясняется изменением подходов к формированию межбюджетных отношений, в частности тем, что объем дотаций бюджетам муниципальных образований, замененный дополнительными дифференцированными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов увеличен в 1,7 раза по сравнению с 2006 годом.

Справочно: Муниципальным районам в 2007 году передаются следующие доходные источники:
- налог на прибыль организаций по нормативу 100% (Череповецкий район - 30%);
- налог на имущество организаций по нормативу 100% (Вытегорский район - 77%, Кадуйский район - 44%, Череповецкий район - 69%, Шекснинский район - 31%);
- транспортный налог по нормативу 50% (Тотемский район - 64%, Чагодощенский район - 72%);
- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 75% (Тотемский, Чагодощенский районы - 90%).
Дополнительный норматив по налогу на доходы физических лиц установлен районам на уровне 2006 года.
На наш взгляд, данная мера позволит не только сократить дотационность местных бюджетов, преодолеть иждивенческий характер функционирования бюджетов муниципальных образований, но и стимулировать местные органы власти к дальнейшему наращиванию доходного потенциала, поскольку в соответствии с действующим законодательством, получение муниципальными образованиями налогов сверх объема расчетной дотации, которая была заменена дополнительными нормативами, не учитывается при дальнейшем распределении финансовой помощи местным бюджетам. Справочно: В 2007 году 5 районов, Вытегорский, Кадуйскнй, Чагодощенский, Шекснинский, Череповецкий, а также городские округа, Вологда и Череповец, будут бездотационными.

На сегодняшний день в области разработана программа мероприятий по мобилизации дополнительных доходов в областной бюджет и местные бюджеты. В части увеличения наполняемости муниципальных бюджетов предусматриваются следующие направления:
- увеличение поступлений местных налогов, налога на имущество физических лиц, земельного налога;
- оптимизация перечня действующих льгот и их соответствие общественным интересам;
- сокращение недоимки по налогам и сборам и выплат «теневых зарплат» через работу совместных комиссий финансовых и налоговых органов;
- привлечение дополнительных неналоговых доходов.
Итогом проводимых мероприятий должен стать рост доходной базы местных бюджетов не менее чем на 10%.
56 % доходов местных бюджетов в 2007 году сформировано за счет дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (2,3 млрд.руб. 15 % от общего объема доходов местных бюджетов), субвенций на исполнение переданных государственных полномочий из регионального фонда компенсаций ( 5,5 млрд.руб. - 36 %), субсидий из фонда софинансирования социальных расходов ( 0,8 млрд.руб. - 5 %).
Объем финансовой помощи местным бюджетам составит в 2007 году - 8,6 млрд.руб. или 37 % расходной части областного бюджета. В части распределения межбюджетных трансфертов также были использованы некоторые новые подходы к формированию местных бюджетов на 2007 год.
Так, при формировании фонда финансовой поддержки поселений на 2007 год мы отошли от подушевого выравнивания бюджетной обеспеченности и использовали предоставленное субъектам Российской Федерации на переходный период право распределения дотаций исходя из уровня их расчетной бюджетной обеспеченности. Это позволило более эффективно распределить финансовые ресурсы на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений.



3. Перспектива на 2008 - 2010 годы.



В этом году формирование проекта бюджета предполагается не только на очередной финансовый год, но и на трехлетний период (2008-2010 годы).
Дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений в области будет направлено на укрепление доходной базы местных бюджетов путем передачи нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и а замещение дотации из фонда финансовой поддержки.
В рамках переходного периода активно будет применяться норма, позволяющая заменять расчетные дотации дополнительными дифференцированными нормативами отчислений от региональных и федеральных налогов и сборов.
Будет продолжена работа по установлению нормативов расходных потребностей по оценке расходных полномочий поселений и муниципальных районов, требующих финансовых затрат таких как:
-содержание дорог в границах поселения,
-мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений,
- по организации отдыха детей в каникулярное время.
Подход к формированию фонда софинансирования социальных расходов предполагается также изменить. В частности, будут определены приоритетные полномочия органов местного самоуправления, эффективность и качество выполнения которых будет стимулироваться с использованием механизмов софинансирования из областного бюджета.
Предусматривается создание фонда муниципального развития, который будет формироваться на основе отбора наиболее значимых инвестиционных муниципальных проектов.



4. Проблемы.
На протяжении последних лет актуальной для всех субъектов РФ проблемой является изменение положений федерального налогового и бюджетного законодательства без соответствующей компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов и дополнительных расходов региональных и местных бюджетов.
Кроме того, усугубляет финансовое положение областного и местных бюджетов передача государственных полномочий без соответствующих источников финансирования, а также отсутствие средств на обеспечение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления функций администрирования по предоставлению бюджетных услуг.
Ежегодно объем полномочий, делегируемых федеральным центром субъектам Российской Федерации увеличивается и как показывает практика не всегда передаваемые полномочия обеспечены финансовыми ресурсами, при этом принятие нормативных актов федеральными органами власти иногда происходит, когда бюджеты субъектов на очередной финансовый год уже сформированы.
Так, первоначально перечень собственных полномочий субъектов РФ был расширен с 41 до 55, а затем увеличен до 62 полномочий. Это привело к дополнительным затратам бюджета в сумме более 600 млн. руб.
Подобная ситуация сложилась и в муниципальных образованиях. Перечень вопросов местного значения поселений за два года увеличился с 22 до 31, муниципальных районов с 20 до 29 вопросов. На реализацию дополнительных полномочий потребность в средствах составляет свыше 150 млн. рублей.
В 2006 году из федерального бюджета на реализацию переданных государственных полномочий выделено 616 млн.рублей, при потребности 1,7 млрд.руб. Обеспеченность составляет 36%. Аналогичная ситуация была и в 2007 году. Обеспеченность финансовыми ресурсами передаваемых с федерального уровня полномочий составляет 57%. (По отдельным полномочиям обеспеченность составляет от 15 процентов и менее).
Хочу привести некоторые примеры.
Нам передано полномочие в области охраны и использования объектов животного мира, реализация которого предусматривает охрану объектов животного мира, регулирование их использования, воспроизводство, осуществление государственного контроля, мониторинга и других функций. Для осуществления данного полномочия необходимо проведение: ветеринарно- профилактических мероприятий, рейдов по охране охотугодий, проверок охотопользователей и т.д.
На реализацию же данного полномочия области выделено 238 тыс.руб.(при потребности 4,2 млн.руб.), т.е. в среднем в месяц на исполнение данного полномочия мы можем направлять около 20 тысяч рублей, что ставит под сомнение обеспечение охраны животного мира.
Очень беспокоит возможность исполнения полномочия, которое в значительной мере влияет на социальную стабильность в регионах - это полномочие по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Количество нуждающихся в области в улучшении жилищных условий, составляет - 4218 человек. Потребность в средствах на обеспечение жильем по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации (от 27.03.2006 года № 169) составляет 2,3 млрд.руб.
Согласно данной методике, жильем обеспечиваются только инвалиды и ветераны без членов семей из расчета 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья установленной федеральным органом исполнительной власти для Вологодской области ( 18,7 тыс.руб. за кв. м.).
Исходя из этого, на 1 инвалида или ветерана приходится 335,7 тыс.руб. Стоимость же однокомнатной квартиры в крупных городах области составляет примерно 800,0 тыс.руб. ( 65 % данной категории граждан проживает в городах).
Федеральным Правительством предлагается два варианта решения данной проблемы:
Первый вариант - предоставление жилья по договору социального найма. В этом случае мы будем вынуждены разницу в стоимости квартиры компенсировать за счет средств областного бюджета.
Второй вариант - предоставление жилья в собственность гражданина. При этом следует учитывать, что большинство людей, числящихся в очереди, живут на пенсию и не имеют возможности на покупку жилья.
В 2006 году из федерального бюджета на осуществление этих полномочий было выделено 34 млн.руб., в 2007 году -- 70,0 млн.руб.
Этот объем средств позволит обеспечить жильем около 326 человек из 4218 человек, то есть, чтобы обеспечить жильем всех очередников потребуется около 30 лет, а в числе очередников, в основном, стоят инвалиды и ветераны преклонного возраста.
Указанные проблемы усугубляют финансовое положение субъектов, приводят к отвлечению собственных доходов на выполнение передаваемых полномочий.
Кроме того, на федеральном уровне отсутствует методика оценки расходных обязательств для определения финансовой помощи субъектам Российской Федерации и расчета их бюджетной обеспеченности. В связи с этим у субъектов Российской Федерации отсутствует возможность обоснованно доказать Министерству финансов минимально необходимую потребность для осуществления возложенных на них полномочий. Аналогичные проблемы возникают и при формировании межбюджетных отношений внутри субъектов.
Закрепленные за бюджетами поселений Бюджетным кодексом РФ местные налоги не позволяют в полной мере выполнять возложенные на них полномочия. Кроме того, существует проблема отсутствия законодательного обеспечения поступления местных налогов в полном объеме в бюджеты поселений и городских округов.
Актуальными для муниципальных образований - поселений по-прежнему остаются проблемы информационного обеспечения, препятствующие эффективной реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Отсутствует единая система сбора и обработки статистической информации, характеризующая состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований поселений, необходимая для формирования бюджетов поселений и регулирования межбюджетных отношений.
Кроме того, непосредственно затрагивает полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований реформа жилищно-коммунального хозяйства. Однако, в местных бюджетах отсутствуют необходимые средства для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и капитального ремонта муниципального жилого фонда, финансирования переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Остается нерешенной проблема финансового оздоровления предприятий коммунального хозяйства.
Особую обеспокоенность вызывает проведение муниципальными образованиями мероприятий как:
- описание границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства;
- учет, инвентаризация и оформление технической документации на земельные участки и муниципальное имущество;
- проведение капитального ремонта муниципального жилого фонда, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, а также зданий, принадлежащих муниципальным учреждениям образования и здравоохранения.
Разработка генеральных планов и схем территориального планирования обусловлена необходимостью осуществления деятельности по развитию территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
При отсутствии документов территориального планирования в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ с 1 января 2008 года не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую. При отсутствии правил землепользования и застройки не допускается выдача разрешений на строительство.
Официальное закрепление границ будет способствовать четкому определению границ и площадей земельных участков, находящихся на территории муниципальных образований, определению налогооблагаемой базы налога на землю и налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых (в случае закрепления данного источника за местными бюджетами), определению состава земель и площадей для корректировки учетных данных ежегодного земельного баланса, составлению графических материалов; использованию результатов для решения хозяйственных задач (проектирование газопроводов, нефтепроводов и задач землеустройства).
Отсутствие первоначальных правоустанавливающих документов для регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества затрудняет установление права муниципальной собственности и это возможно только в судебном порядке (На уровне области право собственности области на объекты областной собственности зарегистрировано в 2004-2006 годах).
Данная проблема затрудняет решение многих вопросов, в том числе: передача гражданам жилых помещений по договорам приватизации, создание на уровне поселений с целью ведения хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, хозяйственных обществ; регистрация транспортных средств и уплата транспортного налога.
По Вологодской области на выполнение всех вышеуказанных мероприятий необходимо свыше 400,0 млн.руб.
Кроме того, в следующем году заканчивается переходный период введения в полном объеме реформы местного самоуправления, установленный федеральным законодательством на 2006-2008 годы и утрачивают силу предоставленные субъектам Российской Федерации права в части установления дополнительных дифференцированных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и налогов, применения методики распределения дотаций поселениям исходя из уровня из расчетной бюджетной обеспеченности, а также расчет «отрицательных трансфертов», подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджеты субъектов Российской Федерации исходя из уровня расчетных налоговых доходов местного бюджета на одного жителя - 1,3.
В связи с этим, до окончания переходного периода 2009-2010 г.г. необходимо на федеральном уровне решить следующие вопросы:
1. Предоставить субъектам Российской Федерации право на долгосрочной основе устанавливать законом субъекта дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации взамен дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований.
2. Предоставить субъектам Российской Федерации право осуществлять распределение регионального фонда финансовой поддержки поселений исходя из уровня их расчетной бюджетной обеспеченности.
3. Снизить уровень расчетных налоговых доходов местного бюджета на одного жителя для расчета «отрицательных трансфертов», подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджеты субъектов Российской Федерации до 1,3.
4. Ввести налог на недвижимость взамен существующих налога на имущество физических лиц и земельного налог, основным преимуществом которого является исчисление его на основании рыночной стоимости имущества, при этом предусмотреть в Гражданском кодексе РФ, федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в Кодексе об административных правонарушениях обязанность физических лиц по государственной регистрации объектов недвижимости, установления сроков регистрации и ответственности за ее уклонение.
5. Выделить субъектам РФ субсидии (в составе иных безвозмездных и безвозвратных перечислений раздела 11 «межбюджетные трансферты»), для компенсации расходов региональных и местных бюджетов независимо от их бюджетной обеспеченности на проведение мероприятий по:
-описанию границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства;
- разработке и утверждению генеральных планов поселений, городских округов;
-проведению инвентаризации, оформлению технической документации на земельные участки и муниципальное имущество;
6. Для эффективного исполнения передаваемых государственных полномочий увеличить объем финансовых средств, выделяемых субъектам РФ на осуществление отдельных передаваемых государственных полномочий, в том числе на их администрирование.
7. Разработать нормативы и методику оценки расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению собственных полномочий.
8. Обеспечить стабильность перечня расходных обязательств в целях недопустимости принятия решений одного уровня власти, приводящих к расширению перечня расходных обязательств другого уровня власти без соответствующего финансового обеспечения.
Кроме того, нами рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» и подготовлены дополнительные предложения по внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ.
Надеюсь, что предложенные поправки усилят стимулы для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами.