Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.
Если ГБУ арендует недвижимое имущество (помещение) у юридического лица, то обязательным является заключение письменного договора аренды по нормам Гражданского кодекса РФ. По общему правилу арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (п. 2 ст. 616 ГК РФ), то есть и коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду. Договор о возмещении расходов по оплате коммунальных платежей может быть частью договора аренды, можно оформить и отдельное соглашение.
Согласно ч. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Это правило распространяется и на случай, когда арендуется часть здания (см. Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 01.06.2000 N 53). Останавливаюсь на этом моменте еще и потому, что Кодекс об административных нарушениях РФ содержит ст. 19.21. «Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним», которой предусмотрены штрафы на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Теперь непосредственно по поставленному вопросу. Минэкономразвития России в письме от 02.10.2007 № 14902-АП/Д04 “О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ применительно к отношениям, связанным с арендой имущества” разъяснило, что отношения, связанные с арендой недвижимого имущества, не являются предметом регулирования Закона № 94-ФЗ. Соответственно государственные и муниципальные заказчики не обязаны применять предусмотренные данным Законом процедуры размещения заказов при заключении договоров на аренду недвижимого имущества.
Таким образом, если ГБУ процедуры, предусмотренные Законом 94-ФЗ, не применяло - не проводило торги, запрос котировок на право заключения договора аренды, оно и не должно размещать договор (контракт) в Едином государственном реестре контрактов.
Вместе с тем, советую обратить внимание на новую статью 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в которой прописаны особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Так в п.3 части 3 ст. 17.1 предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Эта норма начала действовать 1 января 2011 г.