25 апреля 2024 года

Вопрос-ответ

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

01 марта 2012 2879
Наталья Анохина

необходимость объявления торгов

Федеральным законом РФ от 6 декабря 2011 года №  401-ФЗ внесены изменения в статью 18 Федерального закона РФ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", где из списка исключено предоставление кредита. Вопрос: должны ли субъекты РФ при необходимости привлечения займов в кредитных организациях объявлять открытый аукцион в эл. форме согласно Федерального закона РФ от  21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

Ответил пользователь, Нина Григорьевна Ермилова

Поправки, внесенные в ст. 18  Закона 135-ФЗ,  сократили с 11 до 5-ти позиций  перечень финансовых услуг, при размещении которых органы исполнительной власти субъектов РФ  должны проводить торги по правилам Закона 94-ФЗ независимо от суммы сделки.  Начиная с 6 января т.г.,   выбирая исполнителя услуги по предоставлению кредита,  орган исполнительной власти региона руководствуется нормами  Закона 94-ФЗ  в общем порядке. В связи с тем, что «Предоставление кредитов (код 651200)»  входит в Перечень    товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона,  субъект РФ (как и иной заказчик) обязан проводить  электронный аукцион.  Статьей 7.29(часть 2)   Кодекса РФ об административных нарушениях  за размещение заказа иным  способом (по позиции, включенной в Перечень) предусмотрена ответственность должностных лиц заказчика.
Ермилова Н.Г., консультант

Ответил пользователь, Наталья Анохина

Исходя из текста ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, административная ответственность для должностного лица наступает лишь в случае, когда он принимает решение о размещение заказа способом, отличным от проведения торгов. При этом размещение такого заказа в соответствии с законодательством РФ о размещении заказа на поставки товаров <…> должно осуществляться именно в виде торгов. Иначе говоря, ответственность не наступает тогда, когда заказчик не размещает заказ в виде торгов, потому что не должен этого делать на основании законодательство о торгах.
    Федеральный закон № 94-ФЗ в свою очередь не дает перечня работ и услуг, по которым должны проводиться торги, он лишь описывает саму процедуру проведения торгов. Из этого можно сделать вывод, что заказчик не руководствуется Федеральным законом № 94-ФЗ при выборе способа торгов, следовательно, и норму КоАП РФ нарушить не может.
    Однако заказчик при выборе формы торгов для размещения заказа на услуги по финансовому посредничеству руководствуется распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-р, которым утвержден перечень услуг, в отношении которых торги осуществляются в форме аукциона. Таким образом, выбрав в отношении услуг по предоставлении кредита форму торгов, отличную от аукциона, заказчик несет административную ответственность в соответствии со ст. 7.29 КоАП РФ.
    До недавнего времени такая схема не вызывала вопросов.
    Однако в связи с принятием Федерального закона, вносящего поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции» данная схема выглядит уже нелогичной.
    Во-первых, непонятно, как толковать ст. 18 Закона о конкуренции в новой редакции: либо так, что перечень финансовых услуг, по которым обязательно проводится конкурс или аукцион, сокращен (и теперь туда не попадает услуга по предоставлению кредитов), либо так, что только в отношении «сокращенного списка» проводится конкурс и аукцион независимо от суммы сделки, а в отношении «выбывших» услуг проводится тот же конкурс или аукцион уже в зависимости от суммы сделки. Во втором случае получается, что мы как бы используем норму, фактически утратившую силу, ведь если читать ст. 18 в новой редакции, то она конкретна только в отношении перечисленных в ней видов услуг.
    Во-вторых, ст. 18 Закона о конкуренции в новой редакции вступает в противоречие с распоряжением № 236-р: в статье 18 отсутствует вид услуги, который закреплен в распоряжении, а именно услуга по предоставлению кредита. С учетом того, что нижестоящий нормативный акт должен конкретизировать нормы вышестоящего, получается, что наличие в названном распоряжении услуги по кредиту не конкретизирует никакую норму никакого вышестоящего нормативного акта. Кроме того, при применении административной ответственности теперь нельзя руководствоваться указанным распоряжением, т.к. Федеральный закон имеет более высшую юридическую силу, а в нем отсутствует прямое указание на проведение торгов в отношении предоставления кредитов.
    Таким образом, по прежнему неясно, чем должен руководствоваться заказчик при выборе способа размещения заказа на оказание услуг по предоставлению кредитов? И второе, что именно хотел сказать законодатель, принимая статью 18 Закона о конкуренции в новой редакции?

Бюджет.ru ответ

Возможно вы сможете ответить на эти вопросы:

Задать вопрос