25 апреля 2024 года

Вопрос-ответ

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

18 июля 2014 4560

Вправе ли учреждение не включать должности сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность на основании срочных трудовых договоров?

С рядом сотрудников федеральное бюджетное учреждение заключило срочные трудовые договоры для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности учреждения. Оплата по данным договорам указанным сотрудникам осуществляется исключительно за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения. Вправе ли учреждение не включать должности сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность на основании срочных трудовых договоров, чья оплата финансируется из названных источников, в штатное расписание (ф. № Т-3)?


Ответил пользователь, Ю.М.Лермонтов, государственный советник РФ 3 класса

На основании пункта 1 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
При этом бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
При этом согласно пункту 6 указанной статьи финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Трудового кодекса все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 58 Трудового кодекса трудовые договоры могут заключаться: на неопределенный срок; на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен положениями Трудового кодекса и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 Трудового кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 Трудового кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
На основании части 1 статьи 59 Трудового кодекса срочный трудовой договор заключается для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя.
Как предусматривает часть 3 статьи 135 Трудового кодекса, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования медицинских, образовательных, научных организаций, организаций культуры и других организаций бюджетной сферы.
Так, Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы разработаны Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г., протокол № 11) (п. 1 Единых рекомендаций).
В соответствии с пунктом 19 Единых рекомендаций штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.
Штатное расписание (ф. № Т-3) применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц (постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»).
Как следует из приведенных положений, штатное расписание учреждения включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения. При этом законодательством не установлена зависимость между источником финансирования оплаты труда работников бюджетного учреждения и наличием соответствующих должностей (в том числе сотрудников, работающих по срочному трудовому договору) в штатном расписании. Имеет значение только то, что заключение трудового договора правомерно при наличии вакансии по данной должности в штатном расписании учреждения.
Следовательно, в ситуации, рассматриваемой в вопросе, учреждение соответствующего права не имеет.


Бюджет.ru ответ

Возможно вы сможете ответить на эти вопросы:

Задать вопрос