25 апреля 2024 года
Регистрация

Вопрос-ответ

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

01 апреля 2015 4767
Диана Шубенкина

Возможно ли казенному учреждению получить возмещение понесенных судебных расходов?

Министерство лесного хозяйства Рязанской области, являясь подписчиком журнала "Бюджетный учет", просит дать возможные пояснения по ниже сформулированному вопросу:

Казенное учреждение заключает договор на оказание юридических услуг со сторонней организацией для участия в судебном процессе. Договор на оказанные юридические услуги оплачен полностью за счет бюджетных средств (КОСГУ 226). Возможно ли казенному учреждению получить с ответчика возмещение судебных расходов на основании вынесенного судебного решения с зачислением денежных средств на его лицевой счет в качестве восстановления кассовых расходов, понесенных в рамках исполнения заключенного договора?

Ответил пользователь,

Возможность возмещения судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принят судебный акт, предусмотрена положениями главы 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ). В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. К судебным издержкам относятся, в частности, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) (ст. 106 АПК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Исходя из этой нормы, возмещению подлежат только фактически понесенные судебные расходы. Разумность расходов на оплату услуг представителя должна быть обоснована стороной, требующей возмещения указанных расходов (п. 3 информационного письма ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 121). Положения действующего бюджетного законодательства предусматривают возможность учета суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя бюджетных средств в текущем финансовом году, на соответствующем лицевом счете как восстановление кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата. Соответствующие нормы, как правило, предусматриваются правовыми актами, определяющими порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов (см., например, п. 2.5.4 Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н). Под «восстановлением кассовой выплаты» безусловно понимаются все операции по возврату денежных средств контрагентом, перед которым возникло соответствующее бюджетное (денежное) обязательство и которому ранее казенным учреждением были перечислены (уплачены) денежные средства. Иное, более широкое толкование понятия «восстановление кассовой выплаты» может стать предметом разногласий между специалистами казенного учреждения и органами государственного (муниципального) финансового контроля. Кроме того, следует понимать, что при получении казенным учреждением средств в счет компенсации расходов на оплату услуг представителя (на оплату юридических услуг) от иного лица, участвовавшего в судебном процессе, нет оснований для увеличения остатка неисполненного бюджетного обязательства, подлежащего исполнению за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года. Напомним также, что согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. В целях организации бухгалтерского учета в организациях госсектора «доходами», как правило, признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению имущества субъекта учета. Именно поэтому в Указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), для сумм компенсации затрат государства и компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений, сумм принудительного изъятия предусмотрены доходные коды КОСГУ — 130 и 140 соответственно. Таким образом, под «восстановлением кассовой выплаты», как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов организации госсектора — денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции). При этом в казенном учреждении могут восстанавливаться только кассовые выплаты текущего года (см., в частности, ст. 242 БК РФ). Соответственно средства, полученные казенным учреждением в счет компенсации расходов на оплату услуг представителя (на оплату юридических услуг) от иного лица, участвовавшего в судебном процессе, подлежат зачислению в доход бюджета. Ответ подготовила эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru), аудитор МОНАКО Ольга

 Big-colorWT-(1).png

Бюджет.ru ответ

Возможно вы сможете ответить на эти вопросы:

Задать вопрос