Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.
Первое и главное, что дает БОР – это выстроенную систему приоритетов и понимание того, сколько стоит каждая достигаемая цель – через взаимосвязь целей и ресурсов, причем не, только денежных, но и временных, и человеческих. Поэтому, если система приоритетов выстроена, не возникает вопросов, что сократить или добавить во время кризиса или благоденствия.
Бюджетирование, ориентированное на результат, начало активно внедряться в регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации с 2006 года – в основном в рамках реализации программ реформирования региональных (муниципальных) финансов. Есть регионы и муниципалитеты, в которых БОР внедрялся достаточно формально – на уровне принятия необходимых в соответствии с программами реформирования финансов нормативных правовых актов, которые потом, попросту говоря, «легли в стол». Но есть немало регионов и муниципалитетов, в которых инструменты БОР сформированы как действительно рабочие инструменты, эффективно применяются на практике и совершенствуются в процессе применения.
В настоящее время в российской практике применяются следующие основные инструменты БОР:
Таким образом, программы – далеко не единственный инструмент БОР, как и программно-целевой метод бюджетного планирования – не синоним бюджетирования, ориентированного на результат. Понятие БОР значительно шире, и программно-целевой метод планирования следует рассматривать лишь как один из методов БОР. Однако программно-целевой метод лежит в основе концепции бюджетирования, ориентированного на результат (исторически БОР «вырос» именно из ПЦМ) и наиболее ярко выражает основные принципы БОР. Вот почему БОР часто считают либо основной составляющей, либо попросту другим названием для программно-целевого бюджетирования.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в установлении или отборе приоритетных целей и задач использования бюджетных средств и разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки. (Целевая программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на достижение установленных целей и задач.)
То есть, в рамках программ осуществляются мероприятия проектного характера – имеющие целевой, срочный и чаще всего – разовый характер. К примеру, задачу подключения к сети Интернет компьютерных классов во всех школах города за ближайшие три года целесообразно решать, применяя такой инструмент БОР, как целевая программа. А вот обучение детей в школах осуществляется путем установления каждой школе муниципального задания на оказание соответствующих муниципальных услуг и финансового обеспечения выполнения указанных заданий.
В период кризиса сокращение расходов, осуществляемых на программной основе, – закономерное и понятное явление. В условиях недостатка средств сокращению подлежат в первую очередь те расходы, для решения которых наиболее часто применяется программно-целевой метод. Органы власти и местного самоуправления всех уровней, вынужденные «ужимать» расходную часть бюджета в условиях снижения доходов, откладывают целевые «разовые» мероприятия проектного характера «до лучших времен», осуществляя только расходы текущего характера, связанные с наиболее насущными потребностями.
Таким образом, сокращение расходов, осуществляемых на программной основе, не является признаком того, что «БОР не оправдал ожиданий». Просто во время кризиса изменяются акценты в применении различных инструментов БОР и роль целевых программ временно снижается.