Вопрос-ответ

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

07 Апреля 2010 17162
Ирина

Межбюджетные трансферты

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в силу действия норм Бюджетного кодекса относительно предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов в бюджет субъекта РФ, возможно ли осуществлять финансирование милиции общественной безопасности, не являющейся самостоятельным юридическим лицом и созданной как обособленное подразделение Управления внутренних дел городского округа через выделение иных межбюджетных трансфертов из бюджета городского округа Управлению внутренних дел по субъекту? К сожалению, никаких разъяснений по этому вопросу в действующих нормативно-правовых актах я не нашла. Заранее благодарна.
С уважением, Ирина

Ответил пользователь, Анна Карасева (ЦИБО)

 Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (ст. 9 и 35) устанавливает четыре источника финансирования милиции, в том числе и милиции общественной безопасности (далее – МОБ):
1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации;
3) местные бюджеты;
4) иные поступления.
Часть 4 ст. 9 Закона РФ «О милиции» предусматривает формирование подразделений МОБ, финансируемых за счет местных бюджетов, в пределах установленных нормативов.
В свою очередь, часть 6 Инструкции по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД РФ от 21.08.1997 г. №517 (в ред. от  22.07.2005) на основании ст. 9 Закона РФ «О милиции» устанавливает, за счет средств какого бюджета (федерального, регионального или местного), содержатся те или иные подразделения МОБ.
Вместе с тем, необходимо отметить, что местные бюджеты являются вспомогательным (дополнительным) источником финансирования МОБ. За счет них может содержаться дополнительная численность отдельных категорий сотрудников МОБ (участковых уполномоченных милиции, патрульных и постовых милиционеров и т.д.). Органы местного самоуправления вправе также компенсировать отдельные расходы на приобретение техники, возмещение льгот сотрудникам милиции по оплате жилищно-коммунальных услуг, производить дополнительные выплаты сотрудникам милиции сверх установленного размера денежного содержания.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным ст. 31 БК РФ, средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), иного публично-правового образования, могут предоставляться исключительно в форме межбюджетных трансфертов, под которыми согласно положениям ст. 6 БК РФ понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ.
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, закреплены в статье 142 БК РФ. Анализ указанной статьи позволяет сделать вывод, что межбюджетные трансферты могут предоставляться из местных бюджетов как нижестоящим местным бюджетам (например, бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов), так и бюджетам вышестоящих уровней бюджетной системы Российской Федерации (например, бюджету субъекта РФ).
В предлагаемой ситуации относительно финансирования МОБ, потенциально, можно говорить о возможности использования таких форм межбюджетных трансфертов как субвенция или субсидия.
Финансирование МОБ, исходя из содержания ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не относится к вопросам местного значения городского округа. Скорее финансирование МОБ, исходя из содержания Закона РФ «О милиции», можно отнести к так называемым «иным государственным полномочиям», которые в соответствии с ч. 2 ст. 16.1 названного Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления по собственной инициативе могут решать за счет доходов местных бюджетов. В таких правовых условиях говорить о возможности делегирования полномочий по финансированию МОБ с местного уровня на региональный, по нашему мнению, не представляется возможным. Следовательно, такая форма межбюджетных трансфертов как субвенция на реализацию переданных полномочий в предлагаемой ситуации не может быть применена.
Что касается субсидий, то ст. 142 БК РФ в настоящее время прямо предусматривает только одну возможную форму предоставления субсидий с местного уровня на региональный – это субсидии, перечисляемые из местных бюджетов в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Применяться указанный межбюджетный трансферт может только в отношении тех муниципальных образований, в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом субъекта РФ.
Вместе с тем, учитывая, что приведенный в ст. 142 БК РФ перечень форм межбюджетных трансфертов не является исчерпывающим (т.к. содержит пункт «иные межбюджетные трансферты»), можно утверждать, что финансирование МОБ в описываемой ситуации, может быть осуществлено посредством предоставления субсидий из местного бюджета бюджету субъекта РФ на соответствующие цели. Каких-либо прямых запретов для предоставления подобного межбюджетного трансферта в действующем бюджетном законодательстве не содержится.

Отвечала Анна Карасева, руководитель юридической службы
"Центра исследования бюджетных отношений"