25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4625 Материалы по теме
Малый бизнес:  в ожидании реформы ЕСН

Шубин
О том, как в предпринимательском сообществе оценивают текущее состояние государственной системы поддержки малого бизнеса, мы побеседовали с Андреем Николаевичем ШУБИНЫМ, начальником отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ».

— Приближается запланированное увеличение ЕСН, которое вызывает серьезные опасения бизнес-сообщества. Чем оно грозит малому и среднему бизнесу? Как предприниматели намерены выходить из ситуации?

— Данная реформа ни к чему хорошему не приведет! Для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения в виде УСН и ЕНВД или находящихся на общей системе, совокупный тариф страховых взносов с 1 января следующего года составит 34 процента. Точечные исключения из этого правила не распространяются на подавляющее большинство малых и средних предприятий.

Реализуемая на фоне продолжающегося экономического спада реформа социальных платежей вызывает волну протестов у предпринимательского сообщества: тарифы страховых взносов значительно превышают существовавшую ставку единого социального налога, кроме того, теперь полномочия по контролю за обязательными страховыми платежами переданы органам внебюджетных фондов. Таким образом, существенно увеличивается и административная нагрузка на бизнес. Органы внебюджетных фондов получили широкие полномочия по контролю (камеральные и выездные проверки), правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, которые не обеспечены возможностью привлечения к административной или уголовной ответственности за злоупотребления.

В мае 2010 года в 60 субъектах Федерации региональными отделениями ОПОРЫ РОССИИ были проведены конференции, посвященные возможным социально-экономическим последствиям замены ЕСН страховыми взносами. Мнение участников всех региональных конференций — субъектов малого и среднего предпринимательства и представителей экспертного сообщества — совпадает. Они единодушны в том, что реализация положений Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования» существенно увеличивает совокупную финансовую нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса. Этот вопрос приобретает особую актуальность в современных условиях, когда в экономике России продолжают доминировать посткризисные явления.

По результатам опросов, проведенных отраслевыми союзами, предприниматели ожидают снижения доходов вследствие увеличения фискальной нагрузки на 15–20 процентов, а плательщики ЕНВД прогнозируют снижение доходов более чем на 20 процентов. Предприниматели, оценивая свои перспективы на следующий год, говорят о сокращении работников. Многие заявляют, что, если работать по закону и выплачивать все налоги и сборы, они будут вынуждены закрыть свой бизнес.

— Почти полтора года действует Закон № 294-ФЗ, предусматривающий обязательное согласование внеплановых проверок с органами прокуратуры. Ощущает ли предпринимательское сообщество положительный эффект от принятия данного закона? Как предприниматели оценивают роль прокуратуры: помогает ли она избежать необоснованных проверок?

— Конечно! Этот акт позволил сократить количество необоснованных проверок. Теперь прокуратура отсекает незаконные проверки. Это большое подспорье для предпринимателей. В соответствии с докладом Минэкономразвития России в 2009 году прокурорами всех уровней было отклонено более 18,7 тысячи заявлений, что составляет около 50 процентов! При этом в 54 прокуратурах субъектов Федерации приняты решения об отказе от 50 до 86 процентов внеплановых проверок.

Это замечательные показатели, и можно утверждать, что мы снизили административное давление на бизнес минимум в два раза! Но тут же мы задаемся вопросом: а чем обусловлено такое количество отклоненных заявлений на проверки? Что это, некомпетентность чиновников или все же целенаправленные действия сотрудников контролирующих органов?

— Летом текущего года было принято решение продлить так называемую малую приватизацию до 2013 года. Удается ли предпринимателям воспользоваться правом преимущественного выкупа арендуемых помещений? Какие для этого существуют препятствия?

— Льготная приватизация для малых и средних предпринимателей идет уже с августа 2008 года, когда вступил в силу Федеральный закон № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства...». Но результаты нас совершенно не устраивают: по состоянию на август 2010 года выкупили арендуемые помещения не более 13 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Тогда как в настоящий момент, по разным оценкам, объекты недвижимости регионов и муниципалитетов арендуют от 300 тысяч до 1 миллиона субъектов МСП.

Процесс тормозится не только из-за нежелания местных властей исполнять закон, но и по причине несовершенства предоставленных малому бизнесу инструментов реализации права выкупа. В свою очередь те малые и средние предприятия, на которые не распространяется действие Закона № 159-ФЗ, не имеют финансовых возможностей для выкупа имущества по общим правилам, установленным Законом № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Для устранения сложившихся проблем необходимо продолжить дальнейшее совершенствование законодательной базы в этой сфере, в том числе:

ускорить реализацию уже принятых решений: наделить субъекты МСП, арендующих недвижимое имущество, включенное в перечни государственного и муниципального имущества, правом выкупа таких помещений в заявительном порядке;

доработать Закон № 159-ФЗ, распространив его действие на имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности ГУПов (МУПов), военные объекты; предоставить Федеральной регистрационной службе право регистрировать договоры купли-продажи объектов в отсутствие государственной регистрации договоров аренды помещений;

ввести механизм специальных торгов исключительно среди субъектов малого и среднего бизнеса по отдельным категориям федерального и муниципального имущества.

— В целом наблюдаются ли подвижки в решении проблемы нехватки офисных и производственных площадей?

— На данный момент офисных и складских помещений катастрофически не хватает. Про современные производственные помещения говорить не приходится. Подвижки есть, однако усилия в этом направлении прилагает только Минэкономразвития, реализующее государственную программу финансовой поддержки МСП, предусматривающую выделение средств на строительство бизнес-инкубаторов, технопарков и других объектов инфраструктуры. Необходимо увеличение темпов и объемов строительства производственных и офисных помещений для нужд предпринимателей.

— Отмечаете ли вы в последнее время расширение участия субъектов малого и среднего бизнеса в размещении госзаказа? Какие здесь есть проблемы?

— В прошлом году при самом активном участии Минэкономразвития, ФАС и бизнеса в законодательство был внесен целый ряд комплексных изменений, направленных на расширение участия малого и среднего бизнеса в торгах. Эксперты Федеральной антимонопольной службы и ОПОРЫ РОССИИ общими усилиями подготовили Методическое пособие для предпринимателей, содержащее подробные разъяснения и рекомендации по наиболее острым вопросам участия в системе государственного заказа. Была введена электронная процедура торгов, что расширило возможность участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственном и муниципальном заказе. Это привело к увеличению доли субъектов МСП, участвующих в госзаказе, а также к усилению конкуренции и, как следствие, экономии бюджетов всех уровней.

Но это не значит, что тема потеряла прежнюю актуальность: пока остаются нерешенные вопросы. Во-первых, речь идет о возможности дополнительного увеличения доступа малого и среднего бизнеса к выполнению заказов государства и муниципалитетов на поставку товаров (работ, услуг) за счет распространения действия закона о госзакупках на деятельность естественных монополий и госкорпораций. Эта инициатива обсуждается не первый год, но пока она не нашла отражения в тексте закона — несмотря на прямое поручение правительства (п. 52 Плана антикризисных действий от 6 ноября 2008 г.).

Во-вторых, необходимо упростить доступ субъектов малого предпринимательства к государственному и муниципальному заказу путем снижения с пяти до двух процентов требования об обеспечении заявки на участие МСП в конкурсах и аукционах при размещении государственного и муниципального заказа. Соответствующее поручение было дано Председателем Правительства РФ по итогам Всероссийского форума по малому и среднему предпринимательству 22 апреля 2009 года, аналогичное решение было принято и на заседании Правительственной комиссии по развитию МСП в июле 2009 года. Сегодня этот вопрос не утратил своей актуальности, ведь финансовая составляющая участия бизнеса в госзаказе является существенным фактором, определяющим доступность госзаказа для субъектов МСП. 

В-третьих, мы рассчитываем на поддержку других инициатив ОПОРЫ и бизнес-сообщества, призванных стимулировать участие малых и средних компаний в закупках для государственных и муниципальных нужд. В первую очередь это касается:

снятия ограничений по участию МСП в оборонном заказе. Для этого необходимо устранить предквалификацию, которая «отсекает» малый бизнес еще до госзаказа, внеся изменения в закон о государственном оборонном заказе;

включения в государственные (муниципальные) контракты, заключаемые с крупным бизнесом, условий об обязательном размещении части заказа у малых и средних предприятий (до 20 процентов) по результатам открытых торгов («правило второй руки»), а также предоставления преференций для крупных компаний, реализующих открытую политику госзакупок;

дальнейшего расширения существующего Перечня товаров, работ, услуг, заказы на которые размещаются только у субъектов МСП.

— Как вы оцениваете эффективность инфраструктурной поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, фонды микрофинансирования, венчурные фонды)?

— Эффективность любого из институтов нужно оценивать отдельно. Что касается в принципе инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, то уже хорошо, что она существует, а ее сеть постоянно развивается. Каждое направление поддержки необходимо и важно. Микрофинансовые организации предоставляют небольшие кредиты на короткий срок, что выгодно отличает их от банковского кредитования. Бизнес-инкубаторы предоставляют целый комплекс услуг, сопутствующих аренде: консультационные, юридические, в области налогообложения и бухгалтерского учёта, почтово-секретарские, маркетинговые и рекламные, образовательные и так далее. Такой комплексный «пакет» серьезным образом облегчает жизнь только что созданным компаниям. Венчурное финансирование направлено на поддержку и коммерциализацию научных знаний, на построение инновационной экономики. Финансирование отдельных проектов позволяет предпринимателям реализовывать на практике свои идеи и продвигать их в повседневную жизнь.

ОПОРА РОССИИ также вносит свой вклад в этот процесс. Мы являемся участником многостороннего Соглашения о взаимодействии институтов развития РФ в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов малых и средних предприятий. В его рамках стороны координируют свои усилия с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить максимально благоприятные условия для реализации перспективных инновационных проектов, реализовать так называемый инновационный лифт, а с другой стороны — сделать информацию о наличии и статусе таких проектов доступной для всех институтов развития, что позволит экономить ресурсы и исключить дублирование одних и тех же этапов их рассмотрения.

Участники Соглашения также совместно определяют потребности инновационных компаний и степень их обеспеченности инструментами, сервисами и условиями для  эффективной деятельности на территории России и глобальном рынке. Механизм обмена информацией между сторонами обеспечивает постоянное взаимодействие участников соглашения при сопровождении и реализации инновационных проектов и при необходимости позволяет передавать проекты профильным организациям для их последовательного развития.

Среди основных направлений взаимодействия институтов развития — оказание финансовой поддержки малым и средним предприятиям для реализации инвестиционных проектов на разных стадиях осуществления; поиск перспективных для реализации инновационных проектов и представление их на рассмотрение другим участникам соглашения; привлечение частных инвестиций в проекты, поддержанные финансовыми институтами развития; выработка единых подходов к отбору, экспертизе, структурированию и реализации инновационных проектов.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно