Версия для печати 14424 Материалы по теме
Главной задачей российской образовательной политики является повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80 — начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать идею академической автономии вузов, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развития российской высшей школы и негосударственного сектора образования. О том, как удалось перестроить работу вуза, чем он живет сейчас и что думает о будущем, мы беседуем с ректором одного из самых престижных вузов — Финансовой академии при Правительстве РФ Аллой ГрЯзновой. Она успешно руководит этим вузом вот уже 20 лет. Алла Георгиевна — доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный доктор ряда зарубежных вузов, имеет ордена и медали, благодарности Президента РФ, многочисленные высокие общественные награды.
– Ваш вуз славится тем, что в пореформенные годы резко переориентировался и стал давать рыночно ориентированную подготовку. Как вам удалось так быстро перестроиться?
— Не секрет, что многие вузы в 90-е годы стали практиковать обучение по востребованным экономическим специальностям, зачастую не имея для этого необходимой учебно-методической базы. С этим связан парадоксальный феномен безработицы дипломированных финансовых аналитиков, менеджеров и бухгалтеров – и это при остром кадровом голоде в сфере государственного управления и корпоративного менеджмента. Академия же опирается на накопленный за 85-летнюю историю опыт работы своих научных кафедр и в то же время активно использует новейшие разработки и инновационные технологии, постоянно совершенствует свой учебный процесс, предлагает новые, востребованные временем образовательные программы и специализации. Академия не превратилась в университет, т. е. не стала внедрять в учебный план новомодные специальности, не имеющие непосредственного отношения к финансово-банковской сфере. Разумеется, при желании академия могла бы без проблем вести обучение по многим гуманитарным направлениям, но вуз предпочел сохранить свою специализацию и продолжить динамичное развитие в занимаемой нише. Это стратегическое решение позволило академии активизировать и нарастить потенциал всех составляющих образовательной деятельности – научно-исследовательской и методологической, учебно-организационной и административной, – значительно повысить свою конкурентоспособность и занять лидирующее положение на рынке образовательных услуг.
— Как вы используете зарубежный опыт при изучении финансов? Как построено в академии изучение мирового опыта?
— Академия открыта процессам интеграции мирового знания, ее профессора прекрасно осознают, что в век информационных технологий образовательная система не может быть замкнута на себя. Ученые, преподающие в академии, активно включены в среду международных научных обменов. По инициативе академии ежегодно проводятся международные научные и научно-практические конференции, семинары, симпозиумы, в ходе которых анализируется мировой опыт становления и развития рыночной экономики. Ежегодно подобные конференции принимают свыше трех тысяч участников – ученых, педагогов-экономистов, специалистов, практических работников (как российских, так и зарубежных).
Академия активно перенимает лучший зарубежный опыт, вносит большой вклад в развитие международных связей (в частности – со Всемирным банком, ЕБРР, ассоциациями страховщиков Великобритании и Франции, ведущими университетами Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции).
Студенты и профессора академии постоянно выезжают за рубеж – на обучение, производственно-ознакомительную практику, стажировки в банках, финансовых и страховых компаниях. С рядом вузов Германии, США, Франции академия успешно реализует программы «двойного диплома». Также ведется подготовка иностранных студентов, аспирантов и стажеров: в настоящее время в академии обучаются граждане из 40 стран мира.
— Как строятся отношения академии с государственными учреждениями, банками, страховыми компаниями? Ведутся ли исследовательские проекты, занимаетесь ли вы целевой подготовкой кадров?
— Учеными академии готовятся экспертно-аналитические материалы по заданиям федеральных органов законодательной и исполнительной власти, ведущие профессора являются членами экспертных советов ряда комитетов Госдумы. Проводится целевая подготовка кадров для Минфина РФ, налоговых органов. На постоянной основе осуществляется сотрудничество по вопросам подготовки и переподготовки кадров специалистов между Финансовой академией, с одной стороны, Центральным банком РФ и Ассоциацией российских банков — с другой, идет разработка и реализация многих научных проектов. В структуре академии создано три научных центра по фундаментальным и прикладным исследованиям, консультационный центр по налоговым проблемам.
Тематика научных исследований академии связана с изучением проблем денежно-кредитной и инвестиционной политики, совершенствования оптимизации бюджетного и налогового механизмов, системы международных валютно-кредитных и финансовых отношений, учета и аудита, вопросов развития кредитных организаций российской экономики, совершенствования финансово-экономического образования в стране.
Результаты научных разработок включаются в учебники, учебные пособия и монографии, активно используются в учебном процессе. За последние годы опубликовано 257 учебников и учебных пособий, 50 монографий, подготовленных преподавателями и научными сотрудниками академии. Были созданы такие фундаментальные труды, как трехтомник «Банковская система России», «Финансово-кредитный энциклопедический словарь», учебники «Микроэкономика» и «Макроэкономика», первый в России учебник «Оценка бизнеса» и другие.
Подготовка и издание учебников, учебных пособий, коллективных монографий осуществляются в содружестве с зарубежными партнерскими учреждениями. В 2003 г. совместно со специалистами из немецкого концерна RWE AG издана книга «Стандарты финансовой отчетности в синоптическом представлении: Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, Международные стандарты отчетности» на трех языках (английском, немецком и русском) с предисловиями министров финансов России и ФРГ, ректора Финансовой академии и руководителя концерна RWE AG. Книга пользуется большим спросом среди представителей делового сообщества, специалистов в области бизнеса и студентов.
— Как строится обучение? На что в первую очередь делаете упор, воспитывая финансовую элиту страны?
— Существование в динамичном, быстро меняющемся мире требует новых подходов к образованию. В основу образовательной концепции академии положены принципы классического фундаментального образования, которые органично сочетаются с самыми современными технологиями обучения. Помимо традиционной лекционно-семинарской системы в академии успешно применяются интерактивные методики, делающие акцент на самостоятельной, творческой работе студента. Это деловые игры и мастер-классы, кейсовые задания, тренинги, исследовательские проекты, круглые столы и различные виды производственной практики, среди которых есть и компьютерное моделирование.
В современном мире знания быстро устаревают, и студентов приучают постоянно обновлять свой профессиональный арсенал, работать на стыке наук, свободно ориентироваться в информационных потоках и вовремя определять, где и как можно получить новые знания. Данная образовательная модель ориентирована на студента, активно участвующего в образовательном процессе, занимающегося исследовательской деятельностью и умеющего применять полученные знания на практике. Фундаментальная образовательная база, заложенная академией, позволяет ее выпускникам уверенно чувствовать себя в современной ситуации, справляться с решением сложных нестандартных задач, обеспечивает возможность быстрого профессионального роста.
Академия разработала гибкую многоступенчатую систему непрерывного образования – начиная от форм довузовской подготовки и заканчивая широким спектром специализированных программ повышения квалификации и программ делового администрирования, адресованных специалистам разных областей. В рамках этой системы по каждой из предлагаемых специальностей осуществляется подготовка кадров разного профессионального уровня. Подобная образовательная модель учитывает запросы самого широкого контингента слушателей: в стенах Финансовой академии обучаются и вчерашние школьники, и опытные специалисты, сделавшие успешную карьеру и стремящиеся расширить свои профессиональные компетенции. Среди слушателей академии есть крупные бизнесмены, сотрудники Министерства финансов, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы.
Разумеется, по специальностям, представленным в Финансовой академии, сегодня ведут обучение многие государственные и негосударственные учебные заведения. Но именно Финансовая академия остается признанным лидером в деле подготовки кадров финансово-экономического профиля. Высокое качество достигается благодаря глубокому усвоению студентами фундаментальных научных дисциплин и пониманию сути реальных экономических процессов, происходящих в России и за рубежом.
— Вы возглавляете УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики. Чем занимается УМО?
— Финансовая академия является важным методологическим центром, возглавляя по целому ряду экономических специальностей Всероссийское учебно-методическое объединение (УМО). В состав данного объединения входит 672 вуза вместе с филиалами. Научная деятельность, осуществляемая в рамках объединения, весьма обширна: ведется разработка государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов соответствующего профиля, типовых учебных планов и программ, осуществляется обмен опытом преподавания и координация учебно-методической работы, формирование авторских коллективов по подготовке учебников и учебных пособий. Один раз в год (в конце марта) мы собираем руководителей всех вузов на трехдневную конференцию. На пленарном заседании заслушиваем доклады руководителей ведомств, для которых готовим кадры, с анализом сложившейся ситуации и перспектив развития, чтобы «держать руку на пульсе» при подготовке специалистов. Причем это общение обоюдно заинтересованное, ибо руководители ведомств от нас, как профессионалов, получают экспертную оценку по наиболее важным направлениям развития, в частности по изменению системы налогообложения, разграничению бюджетных полномочий и др. В течение года проводятся на базе различных вузов заседания секций и учебно-методических советов по отдельным специальностям. В общем, общение получается достаточно плотное, чему помогают и новые технические средства, и прежде всего Интернет.
— Работу каких региональных вузов вы могли бы выделить?
— Прежде всего это Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова, Государственный университет управления, Саратовский государственный социально-экономический университет, Ростовский государственный экономический университет, Байкальский государственный университет экономики и права, Уральская государственная экономическая академия.
— Сложно ли поступить в академию?
— Да. Конкурс в академию составляет 7-10 человек на одно место, причем 50% поступающих имеют золотые и серебряные медали или дипломы с отличием о среднем специальном образовании. Чтобы поступить в Финансовую академию, надо иметь горячее желание и хорошую подготовку. Мы стараемся помочь нашим абитуриентам. Для этого созданы экономическая гимназия, классы с углубленной экономической подготовкой в ряде московских школ, факультет довузовской специализированной подготовки, подготовительные курсы, проводятся пробные тестирования, олимпиады.
— Поделитесь планами вуза на будущее.
— Планы большие, главное — принять активное участие в модернизации российского образования, для того чтобы мы не потеряли тех больших достижений, достоинств, которые есть в российской системе образования, и обязательно переняли бы все лучшее, передовое, что накопил мировой опыт в области образовательной деятельности. Наше образование должно быть доступным, высококачественным и эффективным. Мы держим руку на пульсе времени, следим за тенденциями на рынке труда и активно развиваемся, меняется удельный вес разных структур, постоянно появляется что-то новое. Так, недавно в рамках специальности «юриспруденция» была открыта специализация «финансовое право». К тому же появилась идея о необходимости журналистского факультета (финансовая журналистика). В академии будет усилена интеллектуальная составляющая, ведь наши выпускники должны быть не только профессионально образованными, но и интеллигентными людьми. Серьезно заняты совершенствованием материальной базы – строительством нового общежития (введение ЕГЭ значительно увеличило приток иногородних студентов, нуждающихся в общежитии), обновлением компьютерного парка и мультимедиаклассов, развитием Интернет-технологий.
Нелегко завоевать звание лидера финансово-экономического образования, но еще труднее его удерживать. Стараемся развиваться сами и помогать другим.

Тая Олейник

Поделиться