25 апреля 2024 года
Версия для печати 4346 Материалы по теме
Бюджетные финансы и рынок: результаты и перспективы

ящук
Стресс-тест, устроенный кризисными явлениями бюджетам всех уровней, с жертвами и потерями пройден, пришел период стабилизации экономики, не менее трудный и, по всей видимости, еще более долгий. Автор статьи Александр Михайлович ЯЩУК,  заместитель руководителя по методологии, мониторингу и разработке новых продуктов ОАО «Промсвязьбанк», анализирует прошедший год, делая акценты на тех явлениях, которые получат свое развитие в наступающем году.

Количественные итоги уходящего года подводить еще преждевременно, но уже с определенной долей уверенности можно сказать, что 2010 год для рынка государственных и муниципальных финансов, включая долговой рынок региональных и местных бюджетов, качественно оказался вполне успешным. Рынок заимствований характеризовался умеренным и предсказуемым ростом объемов, с одной стороны, и уменьшением процентных ставок — с другой. Заемщики (региональные и местные бюджеты) использовали все возможности для недопущения срывов в погашении и обслуживании своих долговых обязательств и умело пользовались конъюнктурой для выгодной реструктуризации собственных долговых обязательств и снижения долговых нагрузок.

Наиболее острая фаза кризиса пройдена, благодаря последовательным мерам финансовых регуляторов удалось избежать главного — дефолтов и неплатежей. Эти меры были направлены как непосредственно на внутреннюю бюджетную систему страны (увеличение дотаций на поддержку сбалансированности бюджетов, снятие ограничений на допустимые объемы межбюджетных трансфертов, увеличение размеров и сроков предоставления бюджетных кредитов), так и на поддержку ликвидности банковской системы, которая на сегодняшний день даже избыточна в отсутствие достаточного количества заемщиков высокого кредитного качества. При этом антикризисные меры осуществлялись в основном за счет накопленных резервов, а не за счет наращивания государственного долга в целом. 

С другой стороны, стабилизация на финансовом рынке пока не сопровождается экономическим ростом и оживлением кредитования реального сектора экономики. По итогам первого полугодия доходы некоторых субъектов РФ превысили плановые величины, снижение долговой нагрузки способствовало повышению рейтингов ряда регионов. Однако далеко не у всех дела складываются благополучно: часть субъектов уже накопила существенные (более 50 % собственных годовых доходов) долги. Контроль за качеством управления долгом таких регионов со стороны Министерства финансов РФ будет усилен.

Однако стимулирующие меры не могут продолжаться бесконечно… И если главный стресс-тест на сегодня пройден — бюджетная и кредитная система остались платежеспособными, — то следующим испытанием будет сохранение текущей стабильности в условиях медленного восстановления экономики. То есть в условиях, когда наполняемость бюджетов собственными доходами, скорее всего на протяжении долгого времени, не будет столь динамичной, как в докризисные годы. Наряду с этим по-прежнему нет особенных условий для роста инвестиций в реальную экономику, роста предпринимательской активности населения и роста доходов служащих, а следовательно, и роста собственных доходов местных бюджетов. Безусловно, Минфин не допустит региональных дефолтов по займам, будь то облигации или кредиты, сохраняя прежние рычаги межбюджетного регулирования, в том числе межбюджетные кредиты, но объемы непосредственной помощи со стороны федерального бюджета будут сокращаться. Также в планах Минфина — повысить ставку по трехлетним бюджетным кредитам (с 1/4 до 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ) с одновременным сокращением объемов таких кредитов.

Рынок бюджетных заимствований

 Объем коммерческих кредитов по результатам проведенных аукционов за первое полугодие 2010 года оценивался в более чем 170 млрд руб., что примерно в 2,3 раза превышает показатели аналогичного периода 2009 года (73,3 млрд руб.). Это свидетельствует о росте потребности у бюджетов всех уровней в финансах в 2010 году по сравнению с 2009 годом. К середине 2010 года на рынке бюджетных заимствований присутствовало 96 (!) банков (16 банков при этом занимают почти 94 % рынка).

Выросло количество результативных тендеров. В июне из 55,7 млрд руб. по объявленным тендерам заключено контрактов на 49,1 млрд руб. (88,2 % от всего объема). При этом наблюдается реальная конкуренция среди банков-участников — более 70 % тендеров проходят в условиях двух и более участников торгов.

Тенденция улучшения условий кредитования бюджетов, наметившаяся с середины 2009 года, сохранилась. Если в четвертом квартале 2009 года средний срок заключаемых контрактов по кредитам субъектов РФ был 546 дней, то в первом квартале 2010 года этот срок составил 679 дней. Популярными остаются привлечения на срок до одного года (более 74 % заключенных контрактов), которые обычно используются бюджетами для рефинансирования старых и более дорогих долговых обязательств и для ликвидации кассовых разрывов в ходе исполнения бюджетов. Наблюдается существенное снижение процентных ставок в течение всего года (см рис. 1).

схема
Однако не стоит забывать, что при осложнении макроэкономической ситуации, а также повышении ставок на рынке межбанковского кредитования и ставки рефинансирования Банка России условия привлечения кредитных ресурсов ухудшатся сообразно общим тенденциям. Как ни странно, велика вероятность того, что при развитии положительных тенденций в экономике, росте числа качественных корпоративных заемщиков, сокращении объемов государственной поддержки банковской системы лимиты многих банков скорее всего будут перераспределены в сторону от бюджетной сферы. А, как было отмечено выше, емкость рынка заимствований бюджетной сферы будет только возрастать. Таким образом, в следующем году скорее стоит ожидать плавной корректировки стоимости кредитных ресурсов бюджетам в сторону увеличения. 

Как в 2009, так и в 2010 году Пром­связьбанк сохранил свой интерес к рынку государственных и муниципальных финансов, особенно в области кредитования и размещения временно свободных средств бюджетов. Практика показывает, что за счет своей открытости, системного регулирования, информационной прозрачности, с одной стороны, и высокого уровня надежности заемщиков с другой — этот рынок остается одним из самых привлекательных с точки зрения развития банковских услуг.

В структуре кредиторов бюджетов основной объем финансирования по-прежнему сконцентрирован у банков с государственным участием: абсолютными лидерами являются Сбербанк и ВТБ. Несмотря на наращивание собственных операций (прирост собственного портфеля кредитов до 2,5 млрд руб.), Промсвязьбанк продолжает оставаться в десятке лидеров рынка. Как частный банк мы не ставим перед собой цель конкурировать с госбанками по объемам, что было бы заведомо нереально и неправильно. В текущем году мы продолжили работу с большинством своих постоянных клиентов, расширяя при этом точки взаимодействия.

В линейку наших продуктов помимо услуг по размещению средств на депозитах, финансирования дефицитов бюджетов путем предоставления кредитов или организации выпуска ценных бумаг входят услуги бюджетным и автономным учреждениям, кредиты под гарантии бюджетов и в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, расчетно-кассовое обслуживание, весь спектр услуг для физических лиц. 

Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций

Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций за весь посткризисный период не претерпел каких-либо качественных изменений. В первом полугодии 2010 года на рынок с новыми выпусками облигаций вышли семь традиционных эмитентов: Москва, Республика Саха (Якутия), Ярославская и Волгоградская области, Республика Карелия, город Томск. Состоялись доразмещения облигаций Костромской, Ярославской и Калужской областей, а также Москвы и Республики Калмыкия. Всего в первом полугодии поступило в обращение субфедеральных и муниципальных облигаций на 51,4 млрд руб. с учетом доразмещения облигаций Москвы на вторичном рынке. Второе полугодие открыл дебютант — город Краснодар. В процессе подготовки выпуска своих облигаций находятся Санкт-Петербург, Казань, Красноярский край, Свердловская и Нижегородская области и Республика Хакасия.

Средневзвешенная доходность индексного портфеля Cbonds-Muni в начале второго полугодия снизилась до 7,09 %, то есть ниже докризисного уровня апреля 2008 года. Дюрация индексного портфеля на конец июля составила три года. При этом выпускам номинальным объемом, не превышающим 3 млрд руб., реальную конкуренцию оказывают прямые кредиты коммерческих банков.

Конечно, облигационные выпуски местных и региональных бюджетов прежде всего ориентированы на банковскую систему. Интересной на этом фоне выглядит попытка заинтересовать местными облигациями физических лиц, которая сегодня предпринимается Томской расчетной палатой. Выпуск номинальным объемом 100 млн руб. с ежеквартальными выплатами купонов по ставке 10,5 % годовых является реальным конкурентом банковским депозитам для жителей Сибирского федерального округа. Основная цель данного выпуска для эмитента та же: привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов, необходимых для обеспечения динамичного развития экономики территории, но, кроме того, он имеет и немаловажное социальное значение. Облигации обладают высокой надежностью, право собственности на облигации удостоверяется выпиской реестродержателя (то есть выпуск облигаций осуществляется в бездокументарной форме). Все причитающиеся владельцу доходы по облигациям перечисляются на его банковский счет (банковскую карту), открытый в банке-агенте.

В определенном смысле для физического лица такие облигации являются банковским депозитом до востребования с доходностью срочного депозита, так как облигации в любое время можно продать. При этом владелец облигаций полностью получает накопленный купонный доход за все время владения этими ценными бумагами, а при удачной рыночной ситуации — и дополнительный доход. Вкладывать сбережения в экономику своей области, города выгодно, поскольку денежные средства направляются на финансирование своих же территориальных программ развития: реконструкцию жилья, городской инфраструктуры, транспорта. Таким образом, жители получают двойную выгоду: гарантированный доход и повышение качества жизни.

Для нас как для банка сотрудничество с исполнительными органами власти субъектов РФ и органов местного самоуправления остается одним из приоритетных направлений. Основа взаимодействия — это кредиты. От этого никуда не деться. Они необходимы всем без исключения уровням бюджетной системы. А мы в свою очередь к таким кредитам относимся как к наиболее качественному кредитному портфелю и намерены в дальнейшем прилагать усилия к его увеличению. Конечно, долг не может дать возможность жить безбедно всю жизнь, но это способ консолидации ресурсов, который ускоряет экономическое развитие в случае расходования займов на инвестиционные цели. Сфера банковского обслуживания открывает перед органами власти различного уровня новые возможности как для маневра бюджетными финансами, так и для получения дополнительных доходов, а также для применения более современных финансовых технологий. Эта сфера активно развивается. Мы видим здесь хорошую динамику улучшения законодательной базы в интересах прежде всего самих субъектов бюджетного процесса — регионов, муниципалитетов, государственных и муниципальных организаций. 

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно