25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 10736 Материалы по теме
Мы говорим: «США» – и вспоминаем автомобили. Мы говорим «Американские автомобили» – и вспоминаем Детройт. В этой статье мы расскажем, как создавался центр мирового автомобилестроения и почем американское «прокачу с ветерком».

История
Детройт (Detroit) – город на севере США, в штате Мичиган. В 1701 г. француз Антуан де ла Мот Кадиллак построил здесь форт Понтшартрен-дю-Детруатен (Fort-Pontchartrain-du-Detroitin), который англичане позднее стали называть Детройтом. В 1760 г., во время Семилетней войны, форт перешел во владение Великобритании. В 1763 г. индейцы из племени Оттава – союзники Франции – попытались отбить город, но безуспешно. В 1805 г. Детройт стал столицей созданной в том же году территории Мичиган. Во время войны 1812 г. его захватили британцы, но американцы вернули город себе уже в 1813 г.
Удачное географическое положение (долина Великих озер) позволило городу развиваться достаточно быстро. В 1818 г. здесь открылось рейсовое пароходное сообщение Буффало – Детройт. Город превращается в крупный центр мукомольной промышленности. В 1837 г. Детройт становится столицей вновь образованного штата Мичиган, однако в 1847 г. столица была перенесена в Лансинг. После гражданской войны торговля сельскохозяйственной продукцией в городе уступает место индустрии. Благодаря Генри Форду, который в 1913 г. открыл здесь первую конвейерную линию по производству автомобилей, город делается автомобильной столицей мира.
Сегодня Детройт – пятый по числу жителей и четвертый по промышленному значению город США. Это крупный финансовый центр и важный транспортный узел страны, который находится на пересечении системы Великих озер железными и шоссейными дорогами, идущими из Новой Англии и Нью-Йорка через восточную Канаду на Чикаго. Третий по грузообороту и первый по судообороту порт Великих озер.

Город машин
Детройт – центр автомобильной промышленности США, крупнейший мировой поставщик автомашин. Здесь размещаются крупнейшие заводы и лаборатории ведущих автомобильных монополий Америки: General Motors, Ford и Chrysler, а также один из самых больших музеев истории автомобиля (в пригороде Дирборне). Кроме того, Детройт является крупным центром производства танков и военно-транспортных средств.
С автомобильной промышленностью в свою очередь связаны черная металлургия (в основном производство специальных сталей и тонкого холоднокатаного листа), обработка черных и цветных металлов и пластмасс, производство стекла, лаков, красок, подшипников и др. Развита и химическая промышленность, обслуживающая нужды автопрома.

Все авто в гости к нам
Имиджу мирового центра автомобилестроения способствует ежегодное проведение в Детройте самого большого в мире Североамериканского международного автосалона (North American International Auto Show – NAIAS). Первый автосалон состоялся здесь в 1907 г., а статус международного он получил в 1989 г. Чтобы представить масштабы этого мероприятия, приведем несколько цифр: площадь – более 700 тыс. кв. м, на которых представлено более 700 моделей серийных и концептуальных автомобилей. Для мойки машин предназначено 65 установок. В работе автосалона принимают участие 1 500 профессиональных автомехаников, 700 человек из обслуживающего персонала, около 7 000 журналистов из 50 стран.
В прошлом году из 67 официальных премьер Детройтского автосалона американских оказалось меньше половины. 18 новинок – «европейцы», 17 – «японцы», три – «корейцы» и даже один «китаец». Правда, надо учитывать, что немалая доля «иномарок» на самом деле выпускается на территории США.

Пошатнувшийся трон
Однако бурный расцвет американского автопрома, наблюдавшийся в XX в., сменился упадком в XXI в. Детройтские гиганты вынуждены сокращать объемы производства. Продажи машин в Соединенных Штатах падают, что объясняется как ростом цен на топливо, так и последствиями недавнего повышения спроса из-за введенных производителями скидок. Например, у компании Ford по итогам сентября продажи сократились почти на 20%, а у General Motors – на 24%. Заметнее всего подорожание бензина отразилось на уровне продаж внедорожников, играющих важную роль в модельных линейках американских производителей. Например, продажи модели Explorer, самого популярного фордовского внедорожника на американском рынке, в сентябре упали почти на две трети.
Один из трех китов американского автопрома и нынешний мировой лидер General Motors, выпускающий сейчас порядка 9,12 млн автомобилей в год, также переживает явно не лучшие времена. В концерне надеются на то, что ситуацию поможет исправить соглашение, недавно заключенное руководством GM с профсоюзами. Тем не менее по рыночной капитализации General Motors уже заметно уступает своему японскому конкуренту – компании Toyota. По мнению специалистов, General Motors в 2007 г. вряд ли будет увеличивать объемы производства, а значит, у Toyota есть шанс стать «номером один» в мировой автомобилестроительной индустрии.
Компании, создавшие американский автопром
General Motors
Корпорация General Motors – лидер «большой тройки» автомобильных гигантов США, рожденных в Детройте. История становления и роста монополии – это история поглощения других фирм, централизации капитала в руках ее владельцев.
Компания General Motors была учреждена 16 сентября 1908 г. Уильямом Крапо Дюрантом. Две недели спустя он присоединил к ней компанию Buick, еще через полтора месяца Oldsmobil, а в 1909 г. – Cadillac и Pontiac. К 1910 г. в General Motors вошли 25 мелких фирм, в большинстве своем производившие автомобили и принадлежности. Организационно они были слабо объединены, каждая компания практически управлялась автономно. «Родительская» фирма выступала в качестве холдинговой компании. 1 июля 1916 г. Дюрант присоединил к своей компании Chevrolet Motor Division.
Руководство корпорации в США в разное время скупило прежде самостоятельные компании Chevrolet, United Motors, Fisher Body, Bendix Aviation и др. Таким же образом появились и многие подконтрольные зарубежные предприятия: в 1929 г. в Германии на 80% капитала была приобретена компания Adam Opel AG. В 1971 г. было скуплено 34% акций японской автомобильной компании Isuzu Motors. В 1979 г. корпорация General Motors перекупила у находившейся на грани банкротства фирмы Chrysler 74,4% акций ее предприятия в Колумбии, а также сборочные предприятия Chrysler в Венесуэле.
Сегодня General Motors выпускает следующие марки легковых автомобилей: Buick, Cadillac, Pontiac, Chevrolet и Oldsmobil.

Chrysler
Годом основания компании Chrysler можно считать 1910 г., когда еще никому не известный Уолтер Крайслер купил себе автомобиль. Он был настолько заинтригован самой конструкцией машины, что успел ее разобрать и собрать, прежде чем научился водить. Автомобиль произвел на Уолтера столь большое впечатление, что через два года он устроился в компанию Buick, а к 1917 г. уже был президентом и генеральным директором этого отделения General Motors.
В начале 1920 г. к Крайслеру обратились представители компании Maxwell Motor Car с просьбой помочь им выбраться из финансового кризиса. Фабрику удалось реанимировать с помощью уникального и очень действенного средства – автомобиля Chrysler 6, который Уолтер разработал сам с помощью трех инженеров. Невысокая цена в сочетании с комфортабельным салоном и запоминающимся дизайном позволила продать за год 32 тыс. автомобилей.

Ford
В 1900 г. вновь созданная компания начала работать в здании небольшой фабрики, прежде выпускавшей кареты. Первым творением Генри Форда стала «бензиновая коляска», получившая название «модель А». Об этом автомобиле говорили как о «наиболее совершенной машине на рынке, которую в состоянии водить даже 15-летний мальчик».
За 11 лет инженеры перебрали 19 букв алфавита – от «модели А» до «модели S». А в 1911 г. произошла сенсация. Форд создал первый автомобиль, доступный для большинства. «Модель Т», или «Жестяная Лиззи», стала самой известной машиной за всю историю автоиндустрии. Ее базовая цена составляла 260 долл., и за год было продано огромное по тем временам количество таких машин – около 11 тыс. С этого момента автомобиль становится предметом массового производства, спрос на который постоянно растет.
Чтобы удовлетворить потребности покупателей, потребовалось повышение производительности труда. Генри Форд впервые внедрил на своих заводах конвейерное производство, при котором каждый рабочий выполнял всего одну операцию, оставаясь на одном месте. В результате «модели Т» сходили с конвейера каждые 10 секунд. Это нововведение стало значительнейшим этапом индустриальной революции.

Материал подготовила Анастасия АНДРЕЕВА
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2007

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно