Экономика№2 Февраль 2011 — 16 Февраля 2011

Институт экономики города: 15 лет служения муниципалитетам

Версия для печати 3301 Материалы по теме
Институт экономики города:  15 лет служения муниципалитетам

институт экономики города
Фонд «Институт экономики города» — негосударственная и некоммерческая организация, основная деятельность которой заключается в анализе и содействии решению социально-экономических проблем развития городов и регионов России. В 2011 году Институт экономики города отмечает свой 15-летний юбилей. Будучи одним из ведущих аналитических центров России, Институт предлагает новые решения в сфере муниципального развития, участвует в законотворческом процессе на федеральном уровне, дает независимую оценку ситуации и выступает организатором публичного диалога по самым острым вопросам развития РФ. Институт сосредоточен на комплексных исследованиях процессов, происходящих в стране в целом и в отдельных российских муниципалитетах.

Законотворческая деятельность

Институт экономики города обладает огромным опытом законо­творческой деятельности. Многие его разработки имели важное значение для всей страны, способствовали повышению эффективности муниципального управления и росту благосостояния людей. С помощью специалистов Института были проведены первые в стране открытые конкурсы на техническое обслуживание и управление жилищным фондом, первые земельные аукционы, первые конкурсы на размещение муниципального заказа по социальному обслуживанию населения, выданы первые государственные жилищные сертификаты, открыты первые персонифицированные социальные счета, осуществлено внедрение адресных социальных программ. Эксперты Института принимали непосредственное участие в разработке более 100 действующих российских нормативно-правовых актов, включая Жилищный и Градостроительный кодексы, готовили предложения по изменению Бюджетного и Налогового кодексов.

Основные виды работ и услуг ИЭГ

Со дня основания Фонда «Институт экономики города» его президентом является Надежда Борисовна Косарева, председателем попечительского совета института с 2009 года — Сергей Александрович Васильев.

Институт экономики города исполняет функции наблюдателя Ассоциации независимых центров экономического анализа, является членом НП «Сообщество финансистов России», активно сотрудничает с Комитетом Государственной думы по вопросам местного самоуправления. Представители ИЭГ входят в экспертный совет Всероссийского Совета местного самоуправления. Сотрудники института являются авторами многих статей журнала «Бюджет».

Основные виды работ и услуг ИЭГ:

  • исследование социальных и экономических проблем территорий;
  • внедрение результатов исследований путем реализации демонстрационных проектов;
  • участие в разработке и проведение экспертизы проектов законодательных и нормативных документов по вопросам городского регулирования, жилищной политики и развития рынка недвижимости;
  • содействие выработке стратегии, практических подходов и реализации программ реформирования городского хозяйства органами государственной власти и местного самоуправления;
  • оказание научно-методической помощи организациям и предприятиям, банкам, риелторским фирмам, застройщикам в разработке и реализации программ, касающихся городской экономики и развития рынка жилья;
  • пропаганда опыта, практических разработок и рекомендаций через средства массовой информации и собственную издательскую деятельность.

Образовательная деятельность

Особое значение Институт экономики города придает образовательной деятельности. Основные преимущества образовательных программ ИЭГ — актуальность, гибкая структура курсов, позволяющая трансформировать материал в зависимости от продолжительности обучения и профессиональных предпочтений аудитории, использование в процессе обучения практических примеров, основанных на актуальном опыте российских муниципальных образований. За 15 лет специалисты института приняли участие в организации более чем 2150 семинаров, круглых столов, конференций, на которых присутствовало более 150 тыс. слушателей.

Структура института

Структура Института экономики города включает пять подразделений:

  • Городское хозяйство;
  • Реформы в сфере недвижимости;
  • Муниципальное экономическое развитие;
  • Муниципальные финансы и межбюджетные отношения;
  • Социальная политика.

Сектор «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» участвует в разработке и содействует внедрению современных методов управления общественными финансами. За время своего существования сектор реализовал несколько десятков проектов в различных областях общественных финансов в разных уголках России — от Калининграда до Петропавловска-Камчатского и от Архангельска до Владикавказа.

Эксперты сектора оказывают нормативно-правовую и методическую поддержку органов публичной власти, проводят обучающие семинары для государственных и муниципальных служащих. Приоритеты сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» сегодня — содействие в реструктуризации сети государственных (муниципальных) учреждений и повышении качества государственных (муниципальных) услуг, разработка программ повышения эффективности бюджетных расходов, внедрение методов бюджетирования, ориентированного на результат, и программно-целевых методов бюджетного планирования, вовлечение общественности в бюджетный процесс и учет мнения населения при планировании муниципального развития.

Справка «Бюджета»

Важнейшие проекты ИЭГ в сфере общественных финансов, реализованные в последние годы:

  • содействие в реализации Программы реформирования региональных и муниципальных финансов Липецкой области в 2008–2009 годах;
  • содействие в реализации Программы реформирования региональных финансов Республики Северная Осетия — Алания;
  • разработка методик расчетно-нормативного финансирования и расчет нормативов расходов на услуги муниципальных учреждений здравоохранения города Благовещенска;
  • содействие администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края в реализации Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и внедрении бюджетирования, ориентированного на результат;
  • подготовка рекомендаций по повышению собираемости имущественных налогов;
  • реструктуризация бюджетной сферы и повышение эффективности расходов региональных и местных бюджетов (на примере Республики Чувашия, Вологодской и Челябинской областей) и т. д.
Поделиться