25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 10121 Материалы по теме
Парижский регион Иль-де-Франс: ставка на инновации

Терсен
 Об экономике одного из самых развитых регионов Франции — Иль-де-Франс, на территории которого находится Париж, о его инновационной направленности и долгосрочных приоритетах рассказывает генеральный директор Регионального агентства по развитию (ARD) Иль-де-Франс Дени ТЕРСЕН.

— Господин Терсен, регион Иль-де-Франс имеет диверсифицированную, инновационную экономику. Это помогает привлекать инвестиции? 

— Да, несомненно. В 20091 году в Иль-де-Франс было зарегистрировано 191 новое предприятие, создано 8286 рабочих мест, что подтвердило его статус французского региона номер один по приему иностранных инвестиций. Иль-де-Франс объединяет 30 процентов всех реализованных во Франции проектов и 28 процентов новых рабочих мест, созданных в стране.

Иностранные инвестиции в парижском регионе оказались относительно устойчивы к последствиям кризиса, что можно объяснить именно диверсифицированной структурой экономики. Мультиспециализация региона с опорой на разно­образные передовые промышленные и исследовательские центры — это одновременно фактор, уменьшающий риски, делающий ставку на междисциплинарные технологические подходы и развивающий промышленно-обслуживающие схемы, вокруг которых и строится посткризисная экономика. Это многообразие иллюстрируют существующие инновационно-промышленные кластеры, открывающие новые возможности для партнерства и инноваций (см. табл. 1).

По данным опроса «European Cities Monitor 2009», проведенного международной компанией Cushman&Wakefield, Париж занимает второе место в Европе согласно четырем основным критериям, востребованным иностранными инвесторами:

  • доступность рынков — Париж находится в сердце Европы;
  • квалифицированный персонал;
  • развитые телекоммуникации;
  • внешний транспорт.

Качество жизни сотрудников остается, кроме всего прочего, основным достоянием региона. В упомянутом исследовании отмечается, что Париж — одно из самых предпочитаемых мест для проживания руководителей компаний, планирующих создание предприятий в Восточной Европе. Наконец, одним из преимуществ региона является тот факт, что Иль-де-Франс — это основной экономический центр, где находится большинство штаб-квартир различных предприятий. Иль-де-Франс — регион номер один в Европе и номер два в мире после Токио по числу компаний из Fortune 500 (список самых крупных американских компаний), работающих на его территории.

— Как Парижский регион привлекает инвестиции в свою экономику?

— Инвестор может быть уверен в том, что в Иль-де-Франс он найдет партнеров в любой отрасли: автомобилестроении, аэрокосмическом секторе, косметологии, экологических технологиях, мультимедиа, логистике, фундаментальных исследованиях, финансовых услугах, информационных и коммуникационных технологиях. Среди основных преимуществ, созданных для привлечения иностранных инвесторов, — ключевые объекты инфраструктуры: специальные парки для размещения высокотехнологичных предприятий, а также широкий и разнообразный спектр недвижимости. Кроме того, важное конкурентное преимущество на международном уровне составляют государственные налоговые меры, касающиеся прежде всего налогового кредита на исследования.

Наконец, в Иль-де-Франс сконцентрировано большое количество школ, университетов, учебных центров, работающих в тесном сотрудничестве с предприятиями. Партнерство между исследовательскими центрами и предприятиями было усилено созданием кластеров, предлагающих иностранным предприятиям реальные возможности для сотрудничества, облегчая им доступ к малым и средним предприятиям, крупным корпорациям, исследовательским центрам, специализированным университетам.

В совокупности эти факторы создают климат доверия, способствующий привлечению инвестиций, поскольку создание иностранными компаниями собственных предприятий содейстствует привлечению многих других компаний. Так, создание более десяти лет назад европейского «хаба» FedEx на территории аэропорта Руасси-Шарль де Голль привлекло новых экономических участников (субподрядчиков, поставщиков) и способствовало укреплению позиции Руасси-Шарль де Голль в качестве первого европейского «хаба» по грузоперевозкам и второго по перевозке пассажиров. Приведу еще несколько примеров: 

  • компания Algentech — предприятие переведено из Великобритании в Иль-де-Франс благодаря более благоприятной ситуации с исследованиями и развитием (создано 10 рабочих мест);
  • филиал швейцарской компании Novartis France создал в городе Руель-Мальмезон третий мировой центр для клинических исследований в области онкологии (создано более 50 рабочих мест в сфере клинических исследований);
  • американская компания Research Pharma Services создает в регионе компанию Therapharm Recherches, которая станет ее европейской штаб-квартирой для развития производства в Европе, на Ближнем Востоке, в Магрибе и Южной Африке (100 рабочих мест);
  • китайский производитель телекоммуникационного оборудования ZTE (Zhongxing Telecommunication Equipment) создает в Иль-де-Франс свою штаб-квартиру по Западной и Восточной Европе и Северной Америке (40 рабочих мест);
  • японская группа Horiba, производитель измерителей и оптических анализаторов, создает европейскую штаб-квартиру на плато Сакле (40 рабочих мест);
  • в июле 2009 года в городе Исси-ле-Мулино создан Европейский технологический центр Microsoft (1700 сотрудников).

Еще один мощный инструмент для привлечения инвестиций — специальное Региональное агентство по развитию Иль-де-Франс (l’Agence Régionale de Développement), которое занимается сопровождением от А до Я иностранных компаний, стремящихся создать в регионе свои предприятия. Агентство оказывает помощь в подборе помещений и персонала, налоговые и юридические консультации, ищет деловых партнеров, обеспечивает продвижение в средствах массовой информации, дает рекомендации по исследованиям и развитию.

— Какие секторы экономики региона наиболее привлекательны для инвесторов?

— В Иль-де-Франс сконцентрировано в основном четыре сектора: сфера обслуживания, услуги в сфере информационных технологий, электроника и энергетика. В этих сферах в 2009 году было реализовано более 50 процентов успешных проектов. Можно привести и такой пример: в 2009 году сектор производства одежды способствовал созданию 15 процентов рабочих мест, во многом благодаря появлению в Париже японской компании Uniqlo. Творческие индустрии становятся двигателем экономического роста и привлекательности Иль-де-Франс.

В контексте посткризисного развития Региональное агентство больше ориентируется на проекты, где важной составляющей являются принципы устойчивого развития и инновации. Так, многочисленные исследовательские центры, например Intel (США), Huawei (Китай), Horiba (Япония), Algentech (Великобритания), SunEdison (США), обосновались в регионе Иль-де-Франс в 2009 году. Промышленные амбиции региона подкреплены государственными заимствованиями. Так, в рамках государственных заимствований более 10 миллиардов евро отведены приоритетным секторам: безуглеродные технологии, экологический транспорт, транспортные средства, аэрокосмическая отрасль, информационные и коммуникационные технологии, здравоохранение, энергетика. Кроме того, около 8 миллиардов евро госзайма выделены для решения вопросов, непосредственно связанных с промышленностью: поддержка малых и средних предприятий, кластеров, исследований, институтов технологических исследований.

— А какова ситуация в регионе с занятостью, как на ней отразился кризис?

— Регионы, устоявшие в кризис, — это те, которые смогли проектировать свое развитие на долгосрочную перспективу. Иль-де-Франс в их числе. Это один из самых крупных инновационных регионов мира, столичный регион с диверсифицированной экономикой. Регион постоянно инвестирует в технологии будущего, стремясь стать примером эко-столицы. Иль-де-Франс сумел сохранить привлекательность для иностранных инвесторов, у нас довольно много перспективных проектов, которые прямо или косвенно генерируют и инновации, и рабочие места.

— В каких мероприятиях года Франции — России участвовал регион Иль-де-Франс?

— Среди основных мероприятий прошлого года, в которых принимал участие парижский регион, — презентация франко-российского проекта лаборатории «Научный международный медико-фармацевтический альянс» в апреле 2010 года в Париже, Российская национальная выставка в Париже в июне 2010 года, семинары по вопросам энергетики совместно с ADEME (Агентство по вопросам окружающей среды и энергоресурсам), Международная выставка сельского хозяйства.

В финансовой сфере я бы особо отметил развитие двустороннего сотрудничества между Paris EUROPLACE (представитель Парижского финансового центра) и Комитетом государственных заимствований города Москвы. На Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне 2010 года между двумя сторонами был подписан протокол, который закладывает основы углубленного сотрудничества между финансовыми центрами Парижа и Москвы. Протокол предусматривает обмен опытом в области управления долгами, обмен информацией о реформе в области права об обороте ценных бумаг, обмен новыми направлениями в области рыночных инфраструктур, развитие отношений между французскими и российскими финансовыми университетами и школами. 9 декабря 2010 года в Москве партнеры провели первый финансовый форум на тему «Развитие нового сотрудничества и деловых возможностей между Парижем и Москвой».

— Поддерживает ли регион Париж связи с российскими регионами?

— Эти связи возникают при реализации конкретных проектов российских предприятий в Париже и, наоборот, при создании нашими компаниями предприятий в регионах России. Сфера инноваций представляет важное направление развития, через совместные программы регионов в сфере исследований и развития.

С появлением новых экономически мощных держав профиль инвесторов изменился: индийцы, китайцы, японцы и русские проявляют большой интерес к региону Иль-де-Франс и инвестируют здесь. Даже если сегодня мир делает упор на Азию, Европа с ее рынками и научным потенциалом всегда будет привлекательной для инвесторов, которые приходят к нам в поисках ресурсов в сфере обучения и подготовки персонала, так как наши инженеры известны на весь мир.

С Россией у нас существуют исторические связи, которые мы бы хотели развивать и дальше. Год Франции — России внес свой вклад в эти усилия, и в 2011 году мы планируем поездки в вашу страну для участия в профессиональных мероприятиях, чтобы лучше познакомиться с российскими компаниями и понять их ожидания. 

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно