25 апреля 2024 года
Регистрация
№3 Март 2011 — 15 апреля 2011

Федеральное казначейство на пути к «бюджетному банку»

Версия для печати 15320 Материалы по теме
Федеральное казначейство  на пути к «бюджетному банку»

банки
В 2010 году в основу деятельности Федерального казначейства была положена Стратегическая карта развития на среднесрочную перспективу. Итоги реализации данного документа были подведены на расширенной коллегии ведомства. 

Заседание коллегии Федерального казначейства прошло под председательством его руководителя Р. Е. Артюхина. На коллегии присутствовали заместитель Председателя Правительства РФ, министр финансов РФ А. Л. Кудрин, заместитель министра финансов РФ Т. Г. Нестеренко, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету А. В. Смирнов, представители центрального аппарата Федерального казначейства, руководители региональных УФК, представители Минфина России, Счетной палаты РФ, Пенсионного Фонда РФ, Контрольного управления Президента РФ, Росфиннадзора и т. д. 

Как отметил в своем отчетном докладе Р. Е. Артюхин, Федеральное казначейство сегодня является мощной платежной, учетной, контрольной и информационной системой в сфере финансовой деятельности публично-правовых образований. Так, в 2010 году в Казначействе России обслуживалось более 23 тыс. бюджетов и более 201 тыс. организаций-клиентов, ежемесячно проводилось более 40 млн платежных операций. Казначейством России учтено 15 трлн доходов и 17 трлн расходов. Дополнительно получено 4,9 млрд доходов от размещения средств федерального бюджета с единого казначейского счета на банковских депозитах. Все это относится к основной функциональной деятельности Федерального казначейства — кассовому обслуживанию. Другое направление работы ведомства связано с проектами, обеспечивающими развитие системы управления публичными финансами в РФ. К наиболее глобальным и значимым мероприятиям, которые были осуществлены в 2010 году, можно отнести работу над созданием Общероссийского сайта в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, который был запущен в эксплуатацию 1 января 2011 года. Как отметил Р. Е. Артюхин, на сегодняшний день этот информационный ресурс — крупнейшая государственная информационная система, построенная на портальных веб-технологиях. К компетенции Казначейства России были отнесены обеспечение функционирования сайта и выдача сертификатов ключей ЭЦП. По данным, озвученным руководителем Казначейства России, в 2010 году было выдано более 500 тыс. сертификатов ключей ЭЦП. 

Не менее значимым событием стало внедрение Автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК). На 1 января 2011 года работы по внедрению АС ФК завершены в 21 субъекте РФ, полное тиражирование системы будет завершено в 2011 году. Также Федеральное казначейство гибко и оперативно организовало распределение ввозных таможенных пошлин между государствами-участниками Таможенного союза (Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Республикой Беларусь). На территории Российской Федерации было распределено 252 млрд руб. Кроме того, в 2010 году заключены соглашения с органами государственной власти Республики Карелия и Калининградской области о переводе кассового обслуживания бюджетов указанных субъектов РФ на полный вариант.

Задачи дня: развитие технологий 

Планы Казначейства России на 2011 год, как охарактеризовала их Т. Г. Нестеренко, амбициозные и масштабные. В текущем году будет осуществляться подготовка к переводу с 1 января 2012 года на кассовое обслуживание исполнения бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день уже подготовлен проект необходимых поправок к Бюджетному кодексу РФ и проект соответствующего нормативно-правового акта. Кроме того, по данному направлению в 2011 году планируется провести пилотные проекты в двух-трех регионах. Продолжится работа по обеспечению бесперебойного функционирования Общероссийского официального сайта по госзакупкам, для чего планируется ввести в промышленную эксплуатацию резервный Центр обработки данных на базе ОАО «Ростелеком» (наряду с имеющимся в Федеральном казначействе). Будет развиваться и функционал этого портала для его интеграции с бюджетным процессом как на федеральном уровне, так и на уровнях субъектов РФ и муниципальных образований. «Этот сайт нами рассматривается как основной информационный ресурс федеральной контрактной системы», — резюмировал Р. Е. Артюхин. 

С вступлением в силу Федерального закона № 83-ФЗ возникла необходимость сделать открытой и доступной  информацию о государственных (муниципальных) учреждениях, их деятельности и имуществе. Было решено создать официальный сайт государственных и муниципальных учреждений в сети Интернет (его запуск намечен на 2012 год), на котором будет размещаться информация о каждом государственном или муниципальном учреждении, о тех бюджетных услугах и их стоимости, которые оказывают эти учреждения. Ответственность за ведение этого портала также возложена на Казначейство России. «От нас в 2011 году потребуется организовать выдачу сертификатов ключей ЭЦП и провести пилотное внедрение системы, — прокомментировал предстоящую работу Р. Е. Артюхин. — В этой работе мы предполагаем опираться на Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан при поддержке республиканских органов власти».

Использование современных технологий для обслуживания участников бюджетного процесса — одно из активно реализующихся направлений деятельности Казначейства России. К таким технологиям относится СУФД — система удаленного финансового документооборота. Это новый канал обслуживания, с помощью которого в любое время, из любой точки, подключенной к сети Интернет, можно удобно и безопасно управлять платежами и финансовыми документами, всегда иметь доступ к актуальной отчетности. СУФД не требует установки специального программного обеспечения (за исключением средств электронной цифровой подписи), а также его обновлений на клиентских местах. В настоящее время СУФД-онлайн эксплуатируется в трех регионах: Владимирской области, Тульской области и Краснодарском крае. Тиражирование системы во всех органах Федерального казначейства на всей территории РФ запланировано на второе полугодие 2011 года. «По нашему замыслу, системы КПЭ (ключевых показателей эффективности. — Прим. ред.) и система СУФД-онлайн будут положены в основу единого портала бюджетной системы, — поделился планами руководитель Федерального казначейства. — Это новый проект Минфина России, задача по реализации которого также стоит и перед Казначейством России». Единый портал должен быть запущен с 2013 года. Он предназначен для обеспечения доступа к информации о бюджетной системе РФ и организации бюджетного процесса в стране. 

Реформа бюджетного процесса 

Однако путь развития информационных технологий — это только часть развития казначейской системы страны. Другая часть связана с реформой бюджетного процесса. В своем выступлении Артюхин упомянул о необходимости изменения порядка предоставления целевых средств — субсидий и субвенций субъектам РФ. Суть нового подхода заключается в переводе из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ средств в размере фактической потребности на день платежа из бюджета субъекта РФ.  То есть средства должны перечисляться из федерального бюджета в пределах фактической потребности бюджета субъекта РФ, сформированной накануне по заявкам на кассовый расход. Можно говорить о так называемой аккредитивной форме перечисления средств субъектам РФ под документы о фактической потребности. По словам руководителя Казначейства России,  экономический эффект от данного подхода по предварительным подсчетам составит порядка 275 млрд руб.  В 2011 году будет осуществлена подготовка нормативно-правовой базы, а на 2012 год запланирована реализация указанного механизма в порядке эксперимента с избранными главными распорядителями средств федерального бюджета.

Кроме того, Казначейство России совместно с Минфином России подготовило поправки к Бюджетному кодексу РФ, устанавливающие новые механизмы управления ликвидностью единого казначейского счета. А именно предусматривается возможность предоставления органами Федерального казначейства краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). Планируется, что указанные поправки к Бюджетному кодексу РФ будут приняты в 2011 году и вступят в силу с 2012 года. В 2011 году планируется разработка нормативных документов, создание организационно-технологической инфраструктуры и апробация на пилотном проекте в тестовом режиме в отдельных территориальных органах Федерального казначейства механизма предоставления бюджетных кредитов.

Реформа системы бюджетных платежей 

Все вышеозвученное — это планы на ближайшие два года. Что же касается более отдаленной перспективы, то к 2017 году Казначейство России должно превратиться в так называемый бюджетный банк. Это означает, что все многочисленные счета (около 62 тыс.), открытые в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) Центробанка России для обслуживания бюджетной системы (региональных и муниципальных госфинансов) должны быть переведены в учетную систему Казначейства России. То есть все платежные операции будут осуществляться через единый счет Федерального казначейства в Центробанке. Работа в данном направлении в плановом порядке будет проводиться до 2017 года. «2017 год — особый год, год столетия Октябрьской революции, и я думаю, что, когда мы все счета переведем в учетную систему Казначейства России, это будет вторая революция, но она будет позитивная», — прокомментировал грядущие перемены А. Л. Кудрин. Необходимость в реформировании системы бюджетных платежей прописана в утвержденной Правительством РФ Программе по повышению эффективности бюджетных расходов. Новая система бюджетных платежей будет способствовать эффективности управления государственными финансами, минимизации участников национальной платежной системы, увеличению скорости обращения денежных потоков, удешевлению стоимости финансовых операций. Кроме того, по подсчетам министра финансов РФ, после закрытия РКЦ, в Центробанке можно будет сократить до 20 тыс. сотрудников при общей численности в 71 тыс. (данные из отчета Центробанка за 2009 г.). Казначейство возьмет эти функции на себя, при этом штат ведомства, как того требует указ Президента, будет сокращен на 20 % к 2013 г. «Вот это эффективность!» — резюмировал Кудрин. 

Только вперед!

Давая оценку деятельности Федерального казначейства, Т. Г. Нестеренко указала на то, что созданные ведомством инструменты управления в бюджетной сфере придают финансовой системе России дополнительную устойчивость и надежность. Говоря о новых этапах реформы бюджетной сферы, замминистра остановилась на преодолении двух наиболее важных ступеней преобразования: реализации Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов и Закона № 83-ФЗ. По словам Т. Г. Нестеренко, название Программы по повышению эффективности бюджетных расходов лишь отчасти отражает ее суть. Основная цель документа состоит в коренном изменении организации работы органов исполнительной власти. И это на сегодняшний день, по мнению выступающей, — самая сердцевина проблем, с которыми  придется столкнуться в процессе реализации программы. «Но я уверена, что альтернативы поступательному движению по направлениям, заявленным в программе, не существует, — констатировала Т. Г. Нестеренко. — Это как в авиации: или поступательные движения, или неминуемое падение». Ну а первоочередные шаги к выполнению обозначенных в программе направлений (программный бюджет и стратегирование деятельности публично-правового образования) — это реализация положений Закона № 83-ФЗ. «Сегодня нужно добиваться реализации положений Закона № 83-ФЗ, — указала замминистра финансов РФ. — Необходимо артикулировать базовые услуги государства, услуги, оказываемые бюджетными учреждениями. Нужно отработать реестр казенных учреждений, отработать вопросы администрирования доходов федерального бюджета, которые с 2012 года будут зачисляться от этих учреждений. Нужно внедрить новую бюджетную классификацию с увязкой с бюджетно-правовым урегулированием, в том числе с санкционированием расходов данных учреждений. Нужно создать процедуру санкционирования при размещении государственных заказов в пределах лимита бюджетных обязательств и таким образом обеспечить необходимый контроль еще до стадии заключения договоров». Кроме того, нужно реализовывать задачу в рамках создания и развития интегрированной среды управления государственными финансами и, конечно же, принять решение в части совершенствования регулирования государственного финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Как отметила Т. Г. Нестеренко, эти составляющие — необходимые элементы совершенствования бюджетного процесса. 

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно