Версия для печати 2792 Материалы по теме
Необходимость создания концепции регионального развития страны в России, в отличие от всего мира, осознали относительно недавно. Практике реализации региональной политики в Евросоюзе и отечественной оценке успехов России в этой области был посвящен круглый стол «Институты регионального развития», проведенный в рамках Всероссийской конференции «Стратегия регионального развития России».

Организовывая это мероприятие, Минрегионразвития России и представительство Всемирного банка в России поставили перед собой задачу рассказать о мировом опыте эффективной политики в области регионального развития и обсудить возможность применения зарубежного опыта в нашей стране. В работе круглого стола приняли участие депутаты Госдумы РФ, члены Совета Федерации, аналитики, в том числе ведущий эксперт по территориальному развитию Евросоюза Фабрицио Барка, а также специалисты Всемирного банка по вопросам регионального развития.
Кстати, Ф. Барка отметил, что его страна всерьез занялась проблемой развития регионов лет 20 назад. Тогда в Италии северные промышленно развитые провинции доминировали над южными аграрными регионами, что отрицательно сказывалось на экономике всей страны. Только благодаря продуманной политике выравнивания правительству удалось выбраться из кризиса.

Российская специфика
Российской специфике развития субъектов было посвящено выступление директора Департамент регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегионразвития России Юрия Перелыгина.
К сожалению, за годы рыночных реформ в России увеличился разрыв между богатыми и бедными регионами. По величине среднедушевого производства ВРП и реальным среднедушевым доходам населения субъекты России различаются более чем в 10–15 раз (в Европе это соотношение составляет 1:5). Следствиями такого разрыва являются:
– вымывание из регионов человеческих ресурсов;
– рост расходов на поддержание неконкурентоспособных инфраструктур, недостаточное финансирование растущих регионов;
– отсутствие развитой среды обитания городского населения.
Бюджетное выравнивание регионов оказалось неэффективным, поскольку выполнялось за счет перераспределения финансовых средств регионов-лидеров, которые сами плохо справлялись с конкуренцией в масштабе глобальной экономики. В итоге сильные территории утратили стимул к развитию, а среди остальных проявились иждивенческие настроения.

Мировой подход к развитию регионов
«Многие страны уже пережили подобную ломку регионального развития, выстроив структуру взаимоотношений центра и субъектов», – заявил ведущий экономист Всемирного банка по социальному развитию Кейт В. Маклин.
Существуют два подхода к развитию регионов, основанные на конституционном регулировании. В унитарных государствах, таких как Англия, Ирландия, Скандинавские страны, министерства отвечали за разработку и проведение экономической политики. Здесь региональные стратегии реализовывались «сверху вниз», и региональные правительства были слабы либо вообще не существовали, в то время как местные органы власти, как правило, несли ограниченную ответственность за экономическое развитие. В отличие от них в Австрии, Германии, Бельгии и США развитие шло «снизу вверх». Центральное правительство обеспечивало базовую правовую структуру, осуществляло межрегиональную координацию и вмешивалось в тех случаях, когда региональные или местные органы управления были не способны предоставить «общественный товар» на желаемом уровне.
Сегодня различия между федеральными и унитарными государствами стали более размытыми, преобразовались и организационные структуры по реализации региональной политики. Это отчетливо видно на мероприятиях, посвященных выполнению программ развития регионов, которые также отличаются в разных странах и регионах. В частности, управлять такими программами может либо административная структура, либо привлеченные специализированные организации.
Очевидно, что России нужна комплексная программа регионального развития, которая стала бы основой для осуществления государственного регулирования, отражая тенденции в экономике, устанавливая приоритеты развития и определяя пути достижения целей.
 
атериал подготовила Анастасия АНДРЕЕВА
Журнал «Бюджет» №3 март 2007

Поделиться