Версия для печати 2500 Материалы по теме
По итогам 2006 г. рост экономики в России достиг 7%. Это больше, чем 6,3%, запланированных Министерством экономического развития РФ в начале 2006 г.

Прошедший год был во многом удачным для российской экономики. Инвестиции росли отличными темпами – 13%, богатели и россияне: доходы граждан увеличились на 11,5%, а зарплата по стране – на 12,5%. Опережающие темпы развития торговли и финансового сектора способствовали повышению доверия населения к кредитным организациям. Еще одно долгожданное достижение Минэконразвития России – подписание с США протокола о принятии России во Всемирную торговую организацию. В сфере инвестиций также немало достижений: отбор пилотных проектов, на реализацию которых пойдут средства Инвестиционного фонда, реанимация особых экономических зон и создание Российской венчурной компании. В конце года Правительство РФ одобрило еще одно важное дело – формирование Банка развития.
Однако в 2006 г. не обошлось без сложностей. Так, в Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.) и в план действий Правительства РФ по реализации послания Президента РФ входило 84 пункта, из которых к декабрю 2006 г. было реализовано лишь 74.
Успешно идет разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов, реализацию Концепции административной реформы и положений Стратегии развития банковского сектора России на период до 2008 г. Из 67 мероприятий, запланированных на январь-ноябрь 2006 г., федеральными органами исполнительной власти было выполнено только 33. Федеральные министерства и ведомства дорабатывают проекты нормативных правовых актов по 27 мероприятиям, по пяти продлены сроки реализации, два сняты с контроля.
В проекте плана действий федерального правительства по реализации в 2007 г. Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу значатся три основных направления:
    развитие человеческого капитала;
    повышение эффективности государственного управления и регулирования;
    обеспечение конкурентоспособности российского бизнеса.

Развитие человеческого капитала
Для модернизации системы образования и продолжения работы по осуществлению приоритетных нацпроектов планируется внесение изменений в федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части уточнения компетенции органов государственной власти РФ в сфере образования. Кроме того, предполагается принять постановление правительства, направленное на совершенствование механизмов стипендиального обеспечения учащихся федеральных образовательных учреждений, начального профессионального образования.
С учетом высокой актуальности и комплексного характера демографической проблемы для социально-экономического развития страны крайне значимым является принятие Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.
В условиях растущей нехватки рабочих рук, уже ощущаемой в ряде регионов, повышаются требования к эффективности рынка труда. Важным шагом для обеспечения гибкости рынка рабочей силы, повышения территориальной мобильности населения должно стать принятие плана первоочередных мер по реализации в 2007–2008 гг. концепции действий на рынке труда на 2007–2010 гг.
Кроме того, демографические проблемы, стоящие перед российской экономикой, предполагают проведение эффективной миграционной политики. В этой связи проектом плана действий правительства предусматривается внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для стимулирования привлечения и использования иностранных работников в России, включая освобождение от получения разрешения на осуществление трудовой деятельности работников представительств иностранных юридических лиц в пределах численности, согласованной при их аккредитации.

Повышение эффективности государственного управления
В рамках данного приоритета среднесрочной программы правительства проектом плана действий предусматривается разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию концепции административной реформы в России.
В частности, предполагается значительно продвинуться вперед в использовании механизмов управления, ориентированного на результат. Необходимо разработать положение о сводном докладе о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ, утвердить новую редакцию положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, принять типовое положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности высших органов исполнительной власти субъектов РФ.
Важным шагом должно стать принятие Концепции развития целевого управления в органах государственной власти на 2008–2010 гг., направленной на значительное повышение эффективности механизмов планирования и контроля за результатами деятельности госорганов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Повышение конкурентоспособности экономики
Планируется внесение изменений в федеральные законы «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Градостроительный кодекс Российской Федерации». Это повысит эффективность механизмов регулирования тарифов за подключение к электрическим сетям, а также системы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В целях увеличения эффективности отечественной энергетики планируется разработка Программы развития возобновляемых источников энергии, которая предполагает создание условий для активного использования новых альтернативных источников энергии. Широкое использование этих источников является важной социально-экономической задачей, решение которой, с одной стороны, может снизить зависимость энергетики от ископаемого органического топлива, запасы которого конечны, и будет способствовать улучшению ситуации в энергодефицитных регионах и преодолению экологических проблем, с другой – даст толчок для роста инновационности энергетического сектора.
Важной задачей правительства в 2007 г. должно стать применение новых эффективных механизмов стимулирования экономического роста, диверсификации экономики, содействия ускоренному развитию несырьевого, высокотехнологического экспорта. К числу таких механизмов, основанных на принципах частно-государственного партнерства, следует отнести предусмотренную проектом плана действий разработку концепции развития кластерной политики в Российской Федерации, а также завершение процесса формирования объединенной авиастроительной корпорации.

Основные показатели развития экономики в 2006 г.
Снижение экспорта товаров в 2006 г. на 7 млрд долл. связано в основном со снижением прогнозной оценки цены на нефть, что привело к уменьшению темпов роста цен общего экспорта до 118,8% против 124,2% по первоначальному прогнозу. В то же время темп роста физических объемов скорректирован в большую сторону до 105,2% против 102,9%.
Импорт товаров в 2006 г. составит 162,4 млрд долл., что на 2,2 млрд больше предварительной оценки. Темп роста физических объемов импорта товаров оценивается на уровне 124,5% против 118,4% в 2005 г. Это обусловлено главным образом повышением темпов роста потребительского импорта.
Наблюдается замедление динамики промышленного производства. Индекс промышленного производства в целом за 10 месяцев составил 104,3%, в том числе в октябре 105,4%. Уточненная оценка за 2006 г. равна 104,6% против 104,7% по первоначальной оценке. Более высокую, чем прогнозировалось, динамику роста показали такие отрасли, как производство строительных материалов, нефтепродуктов, металлургический комплекс и электроэнергетика. Однако эти позитивные тенденции не компенсировали замедление роста в других обрабатывающих отраслях, а также продолжение стагнации в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических ресурсов.
Отмечается ускорение динамики инвестиционного спроса. Рост инвестиций в основной капитал в 2006 г. оценивался на уровне 13,2% против 11% по первоначальному прогнозу. Это на 2,5% выше уровня, достигнутого в 2005 г. (10,7%).
Изменилась оценка фонда заработной платы и реальных располагаемых доходов населения. Фонд заработной платы в 2006 г. составил 6 138 млрд руб. (6 080 млрд по первоначальной оценке), а рост реальной заработной платы – 113,4% (112,6%). Эти изменения связаны с ускоренным ростом зарплаты в экспортно ориентированных отраслях, строительстве, оптовой и розничной торговле. Повышение заработной платы населения в 2006–2007 гг. не способствовало изменению уровня бедности населения (доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума).
Увеличилась динамика потребительского спроса. Оценка роста розничного товарооборота в 2006 г. повышена с 12,1 до 12,8%. Несмотря на некоторое замедление роста товарооборота в первом полугодии по сравнению с 2005 г., его темпы в третьем квартале повысились до 13,6% (13,2% за тот же период 2005 г.), а в октябре – до 14,6% (12,2% соответственно).

Журнал "Бюджет" №3 март 2007

Поделиться