25 апреля 2024 года
Версия для печати 11720 Материалы по теме
В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» Министерством финансов РФ разрабатываются основные пути реализации ст. 215.1, регламентирующей обязательность кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов органами Федерального казначейства. В частности, подготовлены изменения в порядке кассового обслуживания региональных и местных бюджетов, которые доведены до субъектов РФ и Управлений федерального казначейства по субъектам РФ для подготовки предложений.
Обязательность перевода региональных и местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства не только не исключает существование региональных и местных казначейств, но, напротив, позволяет установить единообразные и четкие правила их работы и взаимодействия с Федеральным казначейством, устраняя неопределенность в этих правилах, имевшую место ранее и часто приводившую к возникновению конфликтных ситуаций на местах. Отметим и своевременность принятия новой редакции ст. 215.1 — без четких правил организации и кассового обслуживания исполнения местных бюджетов сложно было бы обеспечить организацию и кассовое обслуживание исполнения бюджетов поселенческих муниципалитетов, установленных законом о местном самоуправлении. 
Организация исполнения бюджета и кассовое обслуживание исполнения бюджета
 Бюджет исполняют главные распорядители бюджетных средств и подведомственные им распорядители и получатели бюджетных средств. Организует исполнение бюджета соответствующий финансовый орган. При этом часть функций по исполнению бюджета может быть передана другому органу или Федеральному казначейству высшим исполнительным органом власти субъекта (муниципального образования) на основании соглашения и исключительно на добровольной основе при наличии у такого органа или Федерального казначейства соответствующей технической возможности.
Организация исполнения бюджета включает в себя ряд обязательных функций, в том числе:
— составление и ведение сводной бюджетной росписи, утверждение лимитов бюджетных обязательств;
— доведение лимитов бюджетных обязательств до ГРБС, РБС и ПБС;
— бухгалтерский учет исполнения бюджета;
— учет бюджетных обязательств (договоров);
— осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств и правильностью оформления платежных документов;
— расчетно-кассовое обслуживание ГРБС, ПБС, РБС (в том числе ведение их лицевых счетов).
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов заключается в проведении и учете территориальными органами Федерального казначейства операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. При осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджета мы понимаем выполнение функций именно кассира, на счета которого поступают денежные средства и который производит операции по расходованию этих средств только от имени и по поручению финансового органа и обеспечивает: — исполнение платежных поручений с единого счета бюджета в пределах остатка средств; — проверку платежных поручений на соответствие требованиям нормативноправовых актов по их заполнению; — проверку действительности кодов бюджетной классификации; — консолидацию информации об исполнении нижестоящих бюджетов на территории субъекта РФ и формирование отчетности в рамках действующего законодательства. Различие способов организации исполнения бюджета привело к существованию в текущих условиях нескольких схем кассового обслуживания исполнения региональных (местных) бюджетов органами Федерального казначейства: — схема согласно приказу Министерства финансов РФ №46н; — схема с предварительным санкционированием платежей; — схема, реализующая технологию единого счета бюджета (ЕСБ).  Варианты кассового обслуживание исполнения бюджета органами Федерального казначейства
Варианты включены в правила взаимодействия финансовых органов и органов Федерального казначейства.
Выбор реализации вариантов относится исключительно к компетенции финансового органа с учетом следующих факторов:
 — финансовый орган должен иметь техническую возможность реализовать выбранный вариант и четко следовать правилам его реализации, что подтверждается соответствующим управлением Федерального казначейства;
— в случае если выбранный вариант подразумевает передачу органам Федерального казначейства части функций по организации исполнения бюджета, то орган Федерального казначейства должен иметь техническую возможность реализовать выбранный вариант. Действующая схема кассового обслуживания исполнения бюджета согласно приказу Министерства финансов РФ №46н сегодня реализована во многих субъектах Федерации.
Она обеспечивает:
— ведение единообразного учета по средствам собственного бюджета и по целевым средствам, выделяемым региональным и местным бюджетам из федерального бюджета;
— ведение лицевого счета финансового органа и лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в органах Федерального казначейства.
Однако данная схема не позволяет концентрировать все средства на едином счете бюджета. Средства собственного бюджета при поступлении в доход распределяются по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств в полном объеме независимо от фактического возникновения потребностей. Операция финансирования осуществляется в плановом порядке. Плановое финансирование приводит к возникновению остатков на лицевых счетах и к несовпадению объемов кассовых выплат и финансирования. При этом происходит существенное снижение эффективности использования имеющихся в наличии бюджетных средств с точки зрения возможности их использования на другие, более насущные цели. Эта проблема становится наиболее актуальной при дефицитном бюджете и кассовых разрывах, когда финансовому органу приходится организовывать трудоемкий процесс переброски финансирования с одного лицевого счета на другой. Действующая схема согласно приказу Министерства финансов РФ №46н предусматривает не только кассовое обслуживание исполнения бюджета в органах Федерального казначейства, но и передачу им части функций по организации исполнения бюджета, в том числе:
— доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств объемов финансирования;
— контроль целевого использования средств;
— контроль правильности оформления платежных поручений. Схема с осуществлением предварительного санкционирования платежей обеспечивает:
— концентрацию всех бюджетных средств на едином счете бюджета и повышение управляемости финансовыми потоками;
— ведение единообразного учета по средствам собственного бюджета и по целевым средствам, выделяемым нижестоящим бюджетам из федерального бюджета;
— ведение лицевого счета финансового органа в управлении Федерального казначейства;
— ведение лицевых счетов распорядителей бюджетных средств в финансовом органе;
— ведение лицевых счетов получателей бюджетных средств в отделениях Федерального казначейства;
— формирование реестров на финансирование на основе подготовленных получателями бюджетных средств платежных поручений, представляемых в органы Федерального казначейства, с осуществлением предварительного санкционирования платежей со стороны финансового органа.
Схема, реализующая технологию единого счета бюджета (ЕСБ), обеспечивает:
 — сосредоточение средств бюджета на едином счете бюджета;
— ведение лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в финансовом органе или собственном казначействе;
— ведение единого лицевого счета бюджета субъекта Федерации в управлении Федерального казначейства;
— возможность оперативного и достоверного краткосрочного (с периодом один день) планирования расходов бюджета и их осуществление на основании заявок на расходование средств под потребность, основанную на возникших требованиях к оплате. Необходимо отметить, что муниципальное образование имеет право применить схему кассового обслуживания, отличную от выбранной субъектом РФ. 
Реализация технологии единого счета бюджета. Требования, предъявляемые к субъектам Федерации и органам Федерального казначейства
С точки зрения субъектов РФ и муниципальных образований, уже построивших собственные казначейства, наиболее оптимальной и приемлемой схемой кассового обслуживания исполнения бюджета является технология единого счета бюджета. Но данная технология предъявляет специальные требования по организации процесса исполнения бюджета к финансовому органу. Финансовый орган должен иметь техническую возможность реализовать выбранный вариант и четко следовать правилам его реализации, что подтверждается соответствующим управлением Федерального казначейства.
Для обеспечения перевода исполнения регионального бюджета на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства по технологии единого счета бюджета субъект РФ (муниципальное образование) должен обеспечить выполнение ряда обязательных условий, а именно:
— осуществлять все безналичные рублевые платежи в пользу поставщиков товаров и услуг от имени и по поручению получателей бюджетных средств за счет средств соответствующего бюджета с единого счета бюджета. На этот же единый счет бюджета должны зачисляться все доходы соответствующего бюджета;
— осуществлять все безналичные рублевые платежи в пользу поставщиков товаров и услуг от имени и по поручению получателей бюджетных средств за счет включенных в бюджета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, с единого счета бюджета. На этот же единый счет бюджета зачислять все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; — закрыть все расчетные счета получателей бюджетных средств и осуществлять операции с наличными средствами получателей бюджетных средств с отдельных счетов, открываемых финансовым органом в соответствии с порядком, установленным Банком России;
— обеспечивать со стороны финансового органа процедуры санкционирования расходов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ;
 — организовать электронный документооборот с органом Федерального казначейства по установленным Федеральным казначейством правилам и с использованием специализированного программного обеспечения. По тому же принципу, как это организовано в Федеральном казначействе, для исполнения федерального бюджета согласно приказам №50н и 116н, желательно обеспечить организацию исполнения бюджета по принципу перечисления средств в момент возникновения реальной потребности у получателей бюджетных средств в оплате. Желательно совсем исключить понятие «финансирование» и оперировать только понятиями «лимит бюджетных обязательств» и «кассовый расход». С 2006 г. для открытия и ведения единого счета бюджета субъекта Федерации в органах Федерального казначейства субъекту РФ будет необходимо соответствовать всем перечисленным выше требованиям. До 1 января 2006 г. субъектам Федерации (муниципальным образованиям) допускается открывать и вести единые счета бюджетов в кредитных учреждениях согласно действующему законодательству с целью подготовки к реализации описанных выше условий, если иное не будет предусмотрено Федеральным законом о федеральном бюджете на 2005 г. 
Возможность передачи субъекту Федерации полномочий по кассовому обслуживанию исполнения нижестоящих бюджетов

Новая редакция ст. 215.1 регламентирует обязанность Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Предусмотрена возможность органам Федерального казначейства делегировать полномочия по кассовому обслуживанию исполнения региональных и местных бюджетов исполнительным органам государственной власти субъектов РФ. При этом на основании специального соглашения, заключаемого Правительством РФ и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, должна быть предусмотрена возможность передачи исполнительным органам государственной власти субъекта РФ полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта, при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности необходимого для их осуществления имущества. Для того чтобы обеспечить кассовое обслуживание исполнения нижестоящих бюджетов, субъект РФ должен соответствовать всем без исключения требованиям, описанным выше, а также иным вытекающим из бюджетного кодекса требованиям, устанавливаемым Правительством РФ. Таким же требованиям по исполнению должны отвечать все муниципальные образования, входящие в его состав, включая столичный город, а также поселенческие муниципальные образования и территориальные государственные внебюджетные фонды субъекта РФ. При этом субъект РФ должен обеспечить выполнение функций, которые делегировало ему Федеральное казначейство, а именно: — доступ по безналичным платежам к платежной системе ЦБ РФ, в том числе для всех муниципальных образований, входящих в его состав, включая столичный город, а также поселенческих муниципальных образований и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ; — проведение кассовых операций по единому счету бюджета в пределах остатка средств и по действительным кодам бюджетной классификации в установленные бюджетным законодательством сроки; — предоставление в установленном Федеральным казначейством электронном виде ежедневной информации в УФК о кассовых потоках по обслуживаемым бюджетам бюджетной системы субъекта РФ. Выполнение условий со стороны субъекта РФ и муниципальных образований проверяет Федеральное казначейство и по результатам проверки и соответствия обеспечивает заключение с субъектом необходимого соглашения о передаче полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджета на территории субъекта РФ, а также контролирует соблюдение его положений. 
Группы субъектов РФ по отношению к кассовому обслуживанию исполнения бюджетов
 По отношению к кассовому обслуживанию исполнения бюджета образуются четыре группы субъектов РФ:
1.Субъекты РФ, открывшие единый лицевой счет бюджета в УФК;
2.Субъекты РФ, которым Федеральное казначейство делегировало полномочия по кассовому обслуживанию исполнения регионального и местных бюджетов, а также бюджетов государственных территориальных внебюджетных фондов;
3.Субъекты РФ, часть функций по организации исполнения бюджета которых осуществляет УФК (по схеме с предварительным санкционированием платежей);
4.Субъекты РФ, часть функций по организации исполнения бюджета которых осуществляет УФК (по схеме, аналогичной приказу №46н).
 Исходя из анализа текущей готовности субъектов можно приблизительно оценить, что в группе 1 может находиться 15 субъектов, в группе 2 — 10. Остальные субъекты распределятся между группами 3 и 4. Выбор группы относится к компетенции субъекта РФ. Проверка будет осуществляться органами Федерального казначейства на основании оценки выполнения субъектами обязательных условий и технической готовности субъекта. Допустимо и перемещение субъектов и муниципальных образований между указанными группами, в том числе с закрытием лицевых счетов получателей и распорядителей в органах Федерального казначейства при открытии таковых в уполномоченных органах. 
Что нужно делать субъектам Федерации и муниципальным образованиям уже сегодня во исполнение статьи 215.1
В первую очередь субъекту (муниципальному образованию) необходимо оценить собственную техническую готовность и выбрать для себя наиболее приемлемый вариант кассового обслуживания в органах Федерального казначейства. Выбранный вариант необходимо довести до сведения территориальных органов Федерального казначейства с целью координации работы. Необходимо наметить план действий и осуществить его (или провести подготовку к внедрению, если речь идет о втором варианте) на уровне субъекта в срок до 1 января 2006 г. Также необходимо осуществить внедрение одного из вариантов кассового обслуживания на уровне муниципальных образований субъекта (желательно аналогичного выбранному для субъекта варианту) с целью организации исполнения бюджетов поселенческих муниципалитетов путем передачи части функций по организации исполнения бюджетов вышестоящим исполнительным органам муниципальных образований. С целью улучшения условий кассового обслуживания региональных и местных бюджетов Министерством финансов и Федеральным казначейством планируется за 2005 г. провести целый ряд мероприятий, а именно: 1.Путем модернизации программных продуктов и операционных технологий довести повсеместно операционный день Федерального казначейства до 16-00 для проведения платежей днем их предоставления; 2.Внести предложение о перечислении с 2006 г. средств по целевым субвенциям и субсидиям из федерального бюджета в порядке возмещения расходов соответствующего бюджета с целью достижения единообразия кассового обслуживания исполнения средств за счет доходов собственного бюджета и за счет целевых программ вышестоящих бюджетов на всех уровнях бюджетной системы РФ; 3.Путем внедрения удостоверяющих центров и электронно-цифровой подписи Федерального казначейства, а также внедрения соответствующих автоматизированных рабочих мест Федерального казначейства, в возможно большем объеме перевести весь документооборот с финансовыми органами, распорядителями и получателями бюджетных средств из бумажного в электронный формат. При этом необходимо обеспечить максимально полную интеграцию указанных автоматизированных рабочих мест с информационными системами финансовых органов, распорядителей и получателей бюджетных средств для всех вариантов кассового обслуживания с целью сокращения ручной обработки информации при планируемом многократном росте ее объемов.

лопина
Людмила Лопина, заместитель директора Департамента – Главного управления федерального казначейства
попов
Алексей Попов, заместитель директора Департамента – Главного управления федерального казначейства Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2004

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно