Версия для печати 19741 Материалы по теме
Повышение уровня финансовой грамотности населения

Александр Дорждеев
Проблема развития финансового образования и повышения уровня финансовой грамотности населения является относительно новой, очень интересной и чрезвычайно сложной для нашего региона. Волгоградская область начала решение указанной проблемы с разрозненных инициатив различных ведомств и заинтересованных сторон, однако пришло время придать этому процессу организованный характер. Александр Владимирович ДОРЖДЕЕВ, заместитель главы администрации Волгоградской области, председатель Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства

Губернатор Волгоградской области принял решение об образовании Комиссии по координации деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности населения. Его постановлением от 6 августа 2010 г. № 1238 утвержден состав и положение о комиссии. Комиссия обеспечивает взаимодействие территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, участников финансового и фондового рынков, участников системы пенсионного обеспечения в ходе реализации на территории региона мероприятий, проектов, программ, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования, обработку материалов и официальное опубликование итогов. Администрация Волгоградской области разработала и утвердила постановлением от 14 декабря 2010 г. № 617-п долгосрочную областную целевую программу «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Волгоградской области» на 2011–2015 годы (далее — Программа).

Основные параметры Программы

Основная цель Программы — формирование у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений, касающихся личных финансов, и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг. Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области в целях повышения уровня финансовой грамотности населения региона, развития системы финансового образования и укрепления защиты прав потребителей финансовых услуг, повышение доступности финансовых услуг для граждан.

Государственными заказчиками Программы являются Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства, Комитет экономики, Комитет по образованию и науке, Комитет по печати и информации, Управление социальной защиты населения, Управление развития предпринимательства, Комитет информационных технологий и телекоммуникаций, Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, которые осуществляют следующие функции:

  • разрабатывают мероприятия по обеспечению повышения уровня финансовой грамотности населения, организуют их реализацию;
  • организуют и проводят отбор исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий Программы.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых органам исполнительной власти Волгоградской области — государственным заказчикам Программы. С исполнителями, не являющимися государственными организациями Волгоградской области, заключаются государственные контракты о выполнении работ и оказании услуг, необходимых для выполнения Программы, на конкурсной основе.

Мероприятия, осуществляемые в рамках реализации Программы, адресованы различным целевым аудиториям: учащимся, молодежи, пенсионерам, военнослужащим, тем, кто впервые приступает к работе, безработным, гражданам, которые планируют обзавестись семьей, гражданам, привлекающим кредиты, гражданам, столкнувшимся с серьезными финансовыми проблемами, и т. п. В Программе подразумевается, что финансово грамотный человек не тот, кто успешно «играет» на фондовых и валютных биржах — это характерно для профессиональных участников финансового рынка, — а тот, кто при наличии вариантов финансового поведения от «рискованного» до «излишне консервативного» выберет умеренный вариант, взвешивая и оценивая возможные риски и выгоды. Следствием такого поведения станет формирование уверенности в завтрашнем дне, повышение уровня доверия к органам государственной власти и дополнительный импульс к инвестиционному развитию региона.

Основные задачи Программы

Для достижения цели Программы, заключающейся в повышении уровня финансовой грамотности населения и развитии финансового образования в Волгоградской области, необходимо реализовать комплекс программных мероприятий, направленных на решение следующих основных задач:

1создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей, проведение информационной кампании в сферах оказания финансовых услуг, управления личными финансами;

2 просвещение и консультирование граждан по вопросам оказания финансовых услуг, управления личными финансами, защиты прав потребителей и привлечение внимания населения к проблематике финансовой грамотности;

3 организация и совершенствование системы образования и просвещения по вопросам финансовых рынков и инвестиций;

4 оценка уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения.

Информационные ресурсы

В рамках реализации первой задачи на информационно-справочном портале органов исполнительной власти администрации Волгоградской области www.volganet.ru создан раздел «Финансовая грамотность», в котором будут сосредоточены все материалы, касающиеся вопросов повышения уровня финансовой грамотности и финансового образования, в том числе материалы Всероссийского телевизионного интернет-телеканала финансовой грамотности «ФинграмТВ».

Раздел предоставит пользователям открытый доступ к источникам высококачественной информации:

  • нормативно-правовым документам;
  • информационным материалам;
  • программам самообразования, включая дистанционное обучение;
  • информации об адресной поддержке и «горячих линиях»;
  • ссылкам на государственные сайты и другие полезные ресурсы;
  • социальным роликам.

Информационно-просветительская кампания на региональном уровне предусматривает участие всех видов СМИ: телевидения, радио, Интернета, печатных СМИ. С февраля 2011 года начат выпуск ежемесячного приложения «Финансовая грамотность» к газете «Вести Губернии». В настоящее время разработана концепция тематического наполнения телевизионных роликов для их производства и систематической трансляции в эфире. Концепцией предусматривается подготовка пяти роликов по наиболее значимым проблемам в сфере финансовой грамотности. Ротация роликов предполагается в течение 2011 года. Издание информационных брошюр, буклетов для населения по вопросам финансовой грамотности планируется отдельно по категориям: молодежь, трудоспособное население, пенсионеры и т. д.

Просвещение и консультирование

В регионе имеется инфраструктура, на базе которой планируется создание центров консультирования и просвещения граждан в области повышения финансовой грамотности:

  • ГАУ «Волгоградский региональный бизнес-инку­батор»;
  • ГОАУ Волгоградской области «Волгоградский государственный учебно-курсовой комбинат»;
  • многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Волгоградской области (МФЦ).

На базе ГАУ «Волгоградский региональный бизнес-инкубатор» планируется обучение предпринимателей на краткосрочных курсах, семинарах-практикумах, включающих передачу теоретических данных, разбор практических ситуаций и задач, обсуждение возникающих вопросов. Кроме того, в рамках работы с предпринимателями еженедельно проводятся выездные совещания-семинары в муниципальных районах и городских округах Волгоградской области, на которых рассматриваются вопросы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе:

  • компенсация затрат на ведение предпринимательской деятельности;
  • взаимодействие с банками и микрофинансовыми организациями;
  • изменения в законодательстве, касающиеся уплаты взносов во внебюджетные фонды;
  • привлечение инвестиций на развитие бизнеса и др.

С начала 2011 года семинары проведены в 15 муниципальных образованиях, в них приняло участие порядка тысячи человек.

С целью формирования у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений в отношении своего главного недвижимого имущества — жилья, разъяснения возможных путей снижения платы за жилищно-коммунальные услуги без ущерба для качества их предоставления, повышения эффективности защиты прав граждан как потребителей жилищно-коммунальных услуг разработан новый образовательный проект в области повышения финансовой грамотности населения — «Финансовая азбука для граждан в жилищно-коммунальной сфере». В рамках реализации этого проекта на базе ГОАУ «Волгоградский государственный учебно-курсовой комбинат» создан Центр консультирования и просвещения граждан в области финансовой грамотности в жилищно-коммунальной сфере. В течение 2011 года ежемесячно на базе учебно-курсового комбината планируется проведение обучающих семинаров, в том числе выездных (в городские и территориальные округа). Кроме того, по данному направлению подготовлено несколько видов информационных брошюр.

Ведется работа по разработке проекта Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области на создание Центров финансового консультирования и просвещения граждан на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В этих центрах планируется проведение семинаров, включающих передачу теоретических знаний по тематике Программы, разбор практических ситуаций и задач, в том числе по вопросам жилищного обеспечения и предпринимательской деятельности. Семинары и информационные материалы будут ориентированы на различные целевые группы граждан.

В Волгоградской области создано 13 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в восьми городских округах и муниципальных районах. Из них реально работают 10, в том числе шесть — в городе Волжском. До конца текущего года планируется открыть МФЦ еще в 9–10 муниципальных образованиях. Открытие МФЦ во всех муниципальных районах (городских округах) Волгоградской области планируется до конца 2012 года.

Проводится работа по размещению в учреждениях системы социальной защиты населения информационных материалов и тематических роликов по повышению финансовой грамотности населения и защите прав потребителей. Это является частью информационно-разъяснительной кампании по вопросам реализации федерального и регионального законодательства в сфере социальной поддержки и социального обслуживания различных категорий граждан.

На сегодняшний день на территории Волгоградской области действуют 44 государственных учреждения социальной защиты населения и 101 государственное учреждение социального обслуживания населения, в которых планируется распространение информационных брошюр, буклетов, сборников для населения. Вся издаваемая печатная продукция будет размещаться на информационных стендах в данных учреждениях, раздаваться гражданам во время выездных мероприятий и индивидуальных консультаций.

Работа в образовательных учреждениях

Важно помнить, что сегодняшние дети — это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. В учебном процессе общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования Волгоградской области в 2010–2011 учебном году используются программы финансового образования, применяются учебники, учебные пособия и электронные ресурсы по данной теме.

Учебным планом в учреждениях среднего профессионального образования региона предусмотрено изучение факультативных дисциплин: «Контрольно-кассовые машины», «Основы бухгалтерского учета», «Маркетинг», «Бизнес-планирование», «Антикризисное управление» и др. На следующий учебный год образовательным учреждениям среднего профессионального образования рекомендовано включить в учебный процесс программы финансового образования, учебные материалы и инструменты, разработанные на федеральном уровне.

Среди учреждений высшего и среднего профессионального образования, общеобразовательных школ планируется проведение конкурсов по вопросам финансовой грамотности и предоставление грантов по их итогам. Проведение таких конкурсов и предоставление победителям грантов повысит заинтересованность образовательных учреждений в организации и совершенствовании просвещения по вопросам повышения уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения.

Оценка уровня финансовой грамотности населения

В рамках данного направления предстоит провести научно-исследовательские работы для решения нижеперечисленных задач.

1 Разработать систему показателей, характеризующих уровень финансовой грамотности и финансового поведения населения. Мы исходим из необходимости разработки дифференцированных показателей в зависимости от отличий между возрастными категориями населения (например, измерение и оценка уровня финансовой грамотности человека 25–30 лет, ориентированного на потребление, и человека 60–65 лет, ориентированного на сбережение, должно осуществляться с учетом возрастных и поведенческих особенностей). А также из необходимости учитывать различия в инфраструктуре финансовых институтов, расположенных на территории региона, муниципалитетов, что также влияет на поведение потребителя финансовых услуг, его способность оценивать ситуацию и принимать решения.

В конце 2010 года в Волгоградской области было проведено несколько качественных социологических исследований (фокус-групп), результаты которых позволили сформировать концепцию данного исследования. При этом предлагается разработать альтернативные методики оценки уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения с целью выявления их преимуществ, недостатков, оптимальных условий применения, что позволит повысить степень верификации полученных методик.

2 Выявить «болевые точки», в которых различные категории населения являются наиболее уязвимыми, с целью разработки информационно-аналитического, учебно-методического материала, необходимого для разъяснения населению наименее освещенных тем пользования финансовыми услугами.

3 Сформировать систему мониторинга, позволяющую отслеживать изменение уровня финансовой грамотности и финансового образования населения как в ходе реализации Программы, так и по ее завершении. Система мониторинга предполагает проведение регулярных (раз в полгода) социологических опросов, а также экспресс-опросов с целью измерения динамики социальной грамотности. Это позволит, во-первых, корректировать программные мероприятия, во-вторых, выявлять повышение риска для населения из-за поведения недобросовестных участников рынка финансовых услуг.

Таким образом, исследования, проведенные на территории области в данном направлении, позволят выработать рекомендации по вопросам оценки финансовой грамотности населения, а также менеджмента реализации программных мероприятий, ориентированных на повышение уровня финансовой грамотности и финансового образования населения.

В заключение необходимо отметить, что реализация Программы финансовой грамотности будет способствовать повышению качества имеющихся финансовых услуг, позволит расширить возможности граждан по более эффективному использованию финансовых услуг в целях повышения собственного благосостояния и роста сбережений и, как следствие, окажет влияние на ускорение темпов роста экономики региона. Следует заметить, что, хотя социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности населения проявляется постепенно, мировой опыт доказывает бесспорную необходимость осуществления этой работы и недопустимость промедления в решении указанной проблемы.

На сайте журнала «Бюджет» есть библиотека статей, посвященная финансовой грамотности населения. Ознакомиться с ней можно здесь.
Поделиться