25 апреля 2024 года
Регистрация
Реформы№5 Май 2011 — 15 июня 2011

Закон № 83-ФЗ: этапы реформы в городе Сыктывкар

Версия для печати 6565 Материалы по теме

• Сыктывкар — административный центр Республики Коми с численностью населения 253,5 тыс. человек, а это 28 % населения региона. Являясь столицей республики, Сыктывкар был и остается главной площадкой субъекта РФ по внедрению новых методов управления городским хозяйством, а также новых форм оказания муниципальных услуг. На 1 января текущего года в муниципалитете в данном направлении работало более 190 учреждений в таких отраслях, как дошкольное и школьное образование, культура и спорт, здравоохранение, информационная деятельность, в том числе средства массовой информации. Об этапах реализации реформы местного самоуправления в столице Коми рассказывает Елена Анатольевна ВОЛКОМУРОВА, заместитель главы администрации, начальник департамента финансов города Сыктывкара.

Первый этап реформы

Начиная с 2006 года в Сыктывкаре активно идет реформа системы управления муниципальными финансами. Очередным логичным шагом ее развития стала реализация Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Следует отметить, что реформирование бюджетной сети также закреплено в направлении «Повышение качества и эффективности предоставления муниципальных услуг», разработанной Программы "Повышение эффективности бюджетных расходов в МО ГО "Сыктывкар"на период до 2012 года".

Учитывая проблематику и масштабность грядущих изменений, в том числе задач, которые ставятся перед городскими властями по реформированию бюджетной сферы, в департаменте финансов администрации Сыктывкара в августе 2010 года был создан отдел методологии бюджетного процесса. Отдел стал экспериментальной площадкой и основным центром по выработке направлений реформирования муниципальных финансов и совершенствования бюджетного процесса в муниципальном образовании, в том числе и по реализации Закона № 83-ФЗ.

Для достижения максимальной эффективности в муниципалитете утвержден план мероприятий, в котором за каждым ответственным исполнителем закреплены направления работы. План мероприятий стал отправной точкой реализации реформы, очертив порядок, последовательность и сроки выполнения работ во всем муниципальном образовании. Сегодня все участники бюджетного процесса города четко осознают, что оптимальный результат может быть достигнут только в тесном взаимодействии учреждений, главных распорядителей бюджетных средств и администрации города.

В рамках плана первым организационным мероприятием стал расширенный семинар с участием руководителей главных распорядителей бюджетных средств и руководителей подведомственных им бюджетных и автономных учреждений, прошедший в сентябре 2010 года. В ходе семинара обозначались направления по методологическим и прикладным аспектам реализации положений Закона № 83-ФЗ, такие как сравнение бюджетных, автономных и казенных учреждений; возможные варианты установления переходного периода; нормативно-правовая база, необходимая для эффективной реализации положений Закона № 83-ФЗ.

Стоит отметить, что для более результативной работы и охвата большего числа участников, реализующих положения Закона № 83-ФЗ, департамент финансов администрации муниципалитета утвердил ведомственную целевую программу «Совершенствование системы управления бюджетным процессом в муниципальном образовании городского округа „Сыктывкар“ на 2011 год». Цели данной программы — совершенствование системы управления бюджетным процессом в муниципалитете и дальнейшее внедрение бюджетирования, ориентированного на результат.

Консервативный вариант в переходный период

Нормами, закрепленными Законом № 83-ФЗ, установлен переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года. В ходе подготовки нормативно-правовых актов в муниципалитете был выбран «консервативный» вариант реализации данного пункта закона и решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 16 ноября 2010 г. № 35/11-601 установлен переходный период до 1 января 2012 года. В течение переходного периода муниципальные бюджетные учреждения будут получателями средств местного бюджета, их финансовое обеспечение будет осуществляться в соответствии с бюджетной сметой.

В ходе исполнения плана мероприятий по реализации Закона № 83-ФЗ принято решение о предоставлении в «экспериментальном» порядке в переходном периоде субсидии на выполнение муниципального задания и субсидии на иные цели (в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). В качестве пилотной площадки выступило Управление дошкольного образования администрации города. Выбор был очевиден, поскольку именно эта структура обладает достаточной сетью подведомственных бюджетных и автономных учреждений, а также богатым опытом по финансовому обеспечению деятельности учреждений в виде субсидий.

Проблемы и способы их решения

На сегодняшний день в муниципалитете сформирован координационный совет по оперативному решению вопросов, возникающих при реализации Закона № 83-ФЗ. Совет состоит из представителей департамента финансов, правового управления, управления экономики и анализа, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сыктывкара, администрации Эжвинского района города и руководителей главных распорядителей бюджетных средств. Целью создания совета стало оперативное реагирование на проблемные вопросы, с которыми сталкиваются участники бюджетного процесса при непосредственной реализации положений закона, а также эффективное решение поставленных задач. Одним из первых результатов работы совета можно считать корректировку плана мероприятий по реализации норм Закона № 83-ФЗ: были уточнены наименования мероприятий, виды работ, необходимые документы, а также пересмотрены ответственные исполнители и сроки исполнения мероприятий.

В ходе выполнения плана мероприятий по реализации Закона № 83-ФЗ координационным советом, обсуждались многие проблемные моменты, среди которых особо следует выделить следующие:

  • определение органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений.

Данный вопрос обусловлен тем, что функции и полномочия учредителя по подведомственным учреждениям на сегодняшний день осуществляют отраслевые органы администрации. В соответствии с поправками, внесенными Законом № 83-ФЗ, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является орган местного само­управления. В связи с этим в муниципалитете принят нормативно-правовой акт, согласно которому органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя муниципального учреждения для подведомственных учреждений, являются администрация МО ГО «Сыктывкар» и администрация Эжвинского района Сыктывкара;

  • открытие лицевых счетов муниципальными автономными учреждениями в финансовом органе муниципального образования.

Закон № 83-ФЗ внес поправки в Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», расширив возможности автономных учреждений по открытию счетов в кредитных организациях или лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах муниципальных образований. В рамках проведения отраслевых совещаний с бюджетными и автономными учреждениями департамент финансов ведет интенсивную работу по разъяснению реализации отдельных положений Закона № 83-ФЗ. В частности, руководителям автономных учреждений рекомендовано открывать лицевые счета в департаменте финансов в целях удобства, оперативного и качественного обслуживания учреждений, которое осуществляется без взимания платы. Это полностью соответствует принципам самостоятельности, результативности и эффективности использования бюджетных средств, а в будущем также позволит поддержать ликвидность местных бюджетов;

  • утверждение порядков и перечней предоставления из бюджета муниципального образования субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условий предоставления указанных субсидий из местных бюджетов устанавливается администрацией муниципального образования. В этом плане ведется активная работа с главными распорядителями бюджетных средств. Поступают предложения по перечням и порядкам предоставления иных субсидий, которые обсуждаются на рабочих встречах и совещаниях. В перечень основных направлений расходов предлагается включить капитальный ремонт зданий (сооружений) и оборудования, разовые (крупные) закупки оборудования, проведение общегородских мероприятий;

  • обложение налогом на добавленную стоимость операций по выполнению работ (оказанию услуг) муниципальными учреждениями.

Ввиду ограниченности и дефицитности бюджетных средств, а также роста социальных обязательств, которые стоят перед бюджетом муниципального образования, данная норма ведет к росту расходов муниципалитета при формировании муниципального задания муниципальным учреждениям. Здесь возникает необходимость принятия совместных решений, которые помогут найти выход из сложившейся ситуации. В этой связи департамент финансов администрации Сыктывкара подготовил предложения в Министерство финансов РФ и Министерство финансов Республики Коми, в которых содержатся возможные направления по оптимизации налогового законодательства и внесению в него изменений.

Бюджетные и автономные

В ходе подготовки и проведения совещаний координационного совета проводится оперативный и ежеквартальный мониторинг реализации Закона № 83-ФЗ. Один из показателей мониторинга — количество бюджетных и автономных учреждений в муниципальном образовании, которые непосредственно выполняют работы (оказывают услуги).

В муниципалитете наблюдается тенденция к снижению количества бюджетных учреждений: в 2008 году в Сыктывкаре было 190 учреждений, в 2010 году — 159. Это вызвано двумя факторами, связанными с оптимизацией сети:

  • объедением и укрупнением учреждений;
  • переводом бюджетных учреждений в автономные (см. рис. 1).

Сложившаяся положительная динамика увеличения количества автономных учреждений сохраняется и в 2011 году. Так, согласно сводному плану реорганизации, изменения типов учреждений на 2011 год, из действующего 191 учреждения на 1 января 2012 года муниципальные автономные учреждения составят 36 % (см. рис. 2).

Информационная открытость

рис 1
Немаловажным аспектом в реализации Закона № 83-ФЗ является информационная открытость муниципалитета. Так, на официальном сайте администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» есть отдельная вкладка, на которой можно ознакомиться с нормативно-правовыми актами, принятыми в рамках реализации данного закона. Вкладка оперативно пополняется по ходу принятия нормативно-правовых актов. Для удобства пользователей имеются и полезные ссылки, на которые можно перейти, используя предложенную на сайте навигацию.

рис 2
В настоящее время из 24 муниципальных правовых актов принято 20, до 1 июля текущего года планируется подготовить всю нормативно-правовую базу по реализации Федерального закона № 83-ФЗ. Это позволит сформировать бюджет на 2012 год и плановый период уже с учетом всех нововведений законодательства по реформированию бюджетной сети учреждений. Вся работа ведется в тесном сотрудничестве с Министерством финансов Республики Коми, которое оказывает методологическую и практическую помощь, сохраняя единое направление в реализации реформ на территории Республики Коми.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно