25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 18245 Материалы по теме
Современное состояние аграрного сектора России

влада маслова
Влада Вячеславовна МАСЛОВА, главный научный сотрудник ГНУ ВНИИЭСХ, д. э. н.

Последствия засухи

В 2010 году из-за аномальной засухи, поразившей 43 региона Российской Федерации, производство продукции сельского хозяйства всеми товаропроизводителями (сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, населением) сократилось по сравнению с предыдущим годом на 12 %, составив 2,4 трлн руб. Значительнее всего снизилось производство продукции сельского хозяйства в Приволжском и Центральном федеральных округах, на 25 и 15 % соответственно (см. рис. 1).

рис 1
Больше всего пострадало растениеводство: объем продукции уменьшился на 25 %, хотя объем продукции животноводства увеличился на 2,6 %. В результате в общем объеме сельскохозяйственной продукции в 2010 году на долю растениеводства приходилось 43 %, животноводства — 57 %.

Основным фактором, повлиявшим на состояние всей отрасли в 2010 году, явилось положение в сфере производства и реализации зерна. По данным Росстата, в прошлом году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки сократился по сравнению с предыдущим годом на 37 % и составил 60,9 млн т. Уменьшение производства зерна главным образом произошло из-за снижения его урожайности (на 4,5 ц/га) вследствие сильнейшей засухи, а также сокращения посевных площадей (на 9,2 %). Больше всего было собрано зерновых в Южном и Сибирском федеральных округах (18,8 млн т и 13,4 млн т соответственно). Территориальная структура производства зерна в 2010 году представлена на рис. 2.

рис 2
В территориальном разрезе в 2008–2010 годах отмечалась значительная дифференциация размера урожая зерновых по регионам Российской Федерации. В 2008 году около 90 % валового сбора зерновых пришлось на Европейскую часть России, в 2009 году данный показатель снизился до 84 %, а в 2010 году из-за сильной засухи здесь произведено всего 72 % всего урожая.

Как и в предыдущие годы, основными производителями зерна были сельскохозяйственные организации. Их доля в производстве зерна в 2010 году составила 77 %. В 2010 году яровой и озимой пшеницы было собрано 41,5 млн т, что на 33 % меньше показателей 2009 года. Производство ячменя сократилось на 53 % и составило 8,3 млн т; ржи — на 62 % (1,6 млн т); овса — на 40 % (3,2 млн т); подсолнечника — на 17 % (5,3 млн т); сахарной свеклы — на 11 % (22 млн т). Риса было собрано на 16 % больше, чем в 2009 году (1 млн т). Видовая структура валового сбора зерна в 2010 году показывает, что наибольший удельный вес занимала пшеница (68 %), затем ячмень (13,8 %), овес и кукуруза (чуть больше 5 %), рожь и зернобобовые (2,6 и 2,3 % соответственно) (см. табл. 1).

Внутренний зерновой рынок

рис 2
Внутреннее потребление зерна в России в текущем году по различным оценкам может составить 75–77 млн т, то есть на 15–17 млн т больше, чем собранный урожай 2010 года. Однако в силу значительных запасов зерна (на конец сельскохозяйственного сезона 2009–2010 годов оставалось 26 млн т, причем около 9,5 млн т приходилось на долю интервенционного фонда) ситуация на этом рынке не выглядит угрожающе. По данным Российского зернового союза, к 1 июля 2011 года переходящие запасы зерна в России могут составить 18 млн т, при оптимальных запасах 12–13 млн т. По оценочным данным, в течение сезона 2010–2011 годов импорт зерна в Россию будет не более 1 млн т.

В целях недопущения роста внутренних цен на зерно в России, сохранения поголовья скота и формирования резервов 2011 года в августе 2010 года было принято постановление Правительства РФ № 599 «О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации», на основе которого был введен временный запрет на вывоз пшеницы, меслина, ячменя, ржи, кукурузы, пшеничной и пшенично-ржаной муки. Запрет действовал с 15 августа по 31 декабря 2010 года. В 2011 году эмбарго на экспорт российского зерна было продлено до конца сбора урожая зерновых.

В 2008–2009 годах на зерновом рынке России наблюдались качественные изменения, которые выразились в росте валовых сборов зерна (108,1 и 97,1 млн т соответственно), устойчивом превышении предложения над спросом, трудностями со сбытом выращенного урожая. Накопились значительные переходящие запасы, в том числе и в интервенционном фонде, интервенционные закупки зерна прошли в незначительном объеме и по невысоким ценам. Все это привело к значительному снижению цен производителей. Засуха прошлого года вызвала противоположные тенденции: существенный недобор урожая по сравнению с прогнозируемыми значениями, сокращение экспортных возможностей России, рост цен на зерновые культуры. Так, по данным Росстата, цены производителей на пшеницу с июня 2010-го по февраль 2011 года увеличились практически в два раза (см. рис. 3).

рис 3
В конце января 2011 года Правительство РФ приняло решение о дополнительном выделении из интервенционного фонда по заявкам регионов 2,3 млн т зерна. Реализация зерна будет производиться без проведения биржевых торгов по цене закупки по заявкам регионов, критериями выделения зерна станут объемы производства свинины, птицы, комбикормов в регионе и объемы снижения производства зерна в результате засухи 2010 года. Данный объем выделен дополнительно к уже распределяемому 1 млн т зерна, который был направлен на обеспечение нужд в продовольственном зерне Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и фуражном зерне для регионов.

С целью стабилизации ценовой ситуации на рынке зерна 4 февраля 2011 года начались товарные интервенции, главная цель которых — сокращение дефицита зерна в пострадавших от засухи регионах, где осуществляется производство животноводческой продукции, и (или) организациях, осуществляющих производство муки и (или) комбикормов.

В марте 2011 года ценовая ситуация несколько стабилизировалась, цены на зерно стали снижаться, что было обусловлено не столько проводимыми товарными интервенциями, сколько значительным переизбытком запасов зерна. Особенно это касается регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Прогноз на 2011 год

В 2011 году общая посевная площадь прогнозируется на уровне 77 млн га, то есть более чем на 2,3 млн га больше по сравнению с 2010 годом, посевная площадь озимых культур под урожай 2011 года составляет 15,5 млн га, или 84 % к площади озимых в прошлом году. Площадь ярового сева прогнозируется на уровне 50,4 млн га (107,5 % к 2010 году), в том числе зерновых и зернобобовых культур — около 30 млн га. Прогнозируется, что урожай зерновых в среднем составит 84–85 млн т.

Важным показателем подготовки весеннего сева может служить обеспеченность семенами яровых культур. Для проведения весеннего сева в Российской Федерации требуется около 5,9 млн тонн семян яровых зерновых и зернобобовых культур. По оперативным данным Минсельхоза России, на 1 марта 2011 года обеспеченность семенами составляла 97,5 %.

В период проведения полевых работ намечено внести 1,9 млн т действующего вещества минеральных удобрений. В целях стабилизации цен на минеральные удобрения между Российской ассоциацией производителей удобрений и Агропромышленным союзом России заключено соглашение о ценах на минеральные удобрения на первое полугодие 2011 года. Рост цен на аммиачную селитру и сложные удобрения не должен превышать 12,8 % (по отношению к предыдущему периоду), цены на калийные удобрения и средства защиты растений останутся на уровне 2010 года.

Обеспеченность кормами, техникой, ГСМ

Вследствие засухи в животноводстве в 2010 году резко ухудшилась обеспеченность сельхозпроизводителей кормами. Так в расчете на одну условную голову скота на 1 января 2011 года в сельскохозяйственных организациях наличие кормовых единиц составило 780, что на 25 % меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года.

Что касается техники, то по состоянию на 14 января 2011 года в сельском хозяйстве имелось 505 тыс. тракторов, 128 тыс. плугов, 158 тыс. культиваторов, 199 тыс. сеялок. По-прежнему наблюдается отрицательная тенденция, когда списание техники значительно опережает ее ввод. На объемы приобретения техники в первую очередь влияет ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также рост цен на нее.

В 2010 году сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели 3,8 млн т дизельного топлива и 880 тыс. т бензина, что составляло соответственно 96,6 % и 89,1 % к уровню предыдущего года. По данным органов управления АПК, за период поставки топлива на льготных условиях (с 20 марта по 31 декабря 2010 года) было приобретено 2,2 млн т дизельного топлива и 238 тыс. т бензина со скидкой до 10 %, что было весьма существенно, так как в 2011 году цена на дизельное топливо выросла на 35 %, а на автомобильный бензин — на 9 %. Правительство РФ 11 февраля 2011 года приняло постановление, согласно которому предусматривается возможность снижения цен для сельскохозяйственных товаропроизводителей на горюче-смазочные материалы до уровня 90 % от цены, сложившейся в субъекте Федерации на 1 ноября 2010 года.

Господдержка сельского хозяйства

На государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в 2010 году были предусмотрены субсидии в объеме почти 99 млрд руб. По состоянию на 1 января 2011 года указанные субсидии профинансированы в объеме 95,6 млрд руб. (на 96,6 %), из них: на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 10 лет, выделено 45,3 млрд руб. (93 % от предусматриваемого объема); на возмещение части затрат на развитие малых форм хозяйствования — 6,1 млрд руб. (100 % от предусматриваемого объема); на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года, — 18,1 млрд руб. (100 %); на поддержку элитного семеноводства — 0,5 млрд руб. (100 %); на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений — 3,5 млрд руб. (100 %); на поддержку племенного животноводства — 4,1 млрд руб. (100 %); на поддержку экономически значимых региональных программ — 4 млрд руб. (100 %); на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации — 5,9 млрд руб. (100 %); на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности и на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» — 7,7 млрд руб. (100 %).

В 2010 году удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций составил 70,7 %, что на 10 % меньше, чем в предыдущем году. По данным бухгалтерской отчетности Минсельхоза России выручка от реализации продукции в 2010 году достигла 1015 млрд руб., затраты на производство и реализацию продукции составили 901 млрд руб., прибыль от реализации продукции была 113,5 млрд руб. В 2010 году на 7,2 % снизился размер бюджетных субсидий, составив 103,8 млрд руб. Прибыль до налогообложения сократилась на 6 %, что было обусловлено не только последствиями экономического кризиса, катастрофической засухой, но и быстрым ростом расходов на обслуживание кредитов. Рентабельность по прибыли до налогообложения снизилась до 8,7 % (см. табл. 2).

табл 2
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы (далее — Госпрограмма) достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства осуществляется на основе повышения доступности кредитов для сельскохозяйственных производителей. Основными целевыми индикаторами, характеризующими доступность кредитов, являются объемы субсидируемых краткосрочных и инвестиционных кредитов за счет бюджетных средств на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями, осуществляющими первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции, и займов, полученных в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Эта мера — одна из основных в Госпрограмме.

На осуществление мероприятий по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства в 2010 году из федерального бюджета было израсходовано 73 млрд руб., или 68 % всех средств Госпрограммы. Кроме того, в связи с чрезвычайной ситуацией — засухой 2010 года — для обеспечения финансовой устойчивости сельхозпроизводителей им дополнительно было перечислено 30,2 млрд руб. субсидий из федерального бюджета и 11 млрд руб. из бюджетов субъектов Федерации.

На субсидирование процентных ставок по кредитам из федерального бюджета в 2010 году было выделено 69,5 млрд руб., что на 14 % больше, чем было предусмотрено Госпрограммой. Финансирование остальных мероприятий Госпрограммы в прошлом году сократилось на 32,5 % по сравнению с планом. Для повышения контроля за расходованием бюджетных средств с 2009 года ведется общероссийский реестр сельхозтоваропроизводителей, получающих бюджетную поддержку. Крупнейшими кредиторами в агропромышленном комплексе являются такие банки, как Сбербанк, Россельхозбанк, Газпромбанк (см. рис. 4).

рис 4
В 2010 году объем выданных кредитов практически не увеличился по сравнению с предыдущим годом и составил, по предварительным оценкам Минсельхоза России, 777,7 млрд руб. Причем объем привлеченных кредитов на условиях возмещения части процентной ставки увеличился до 480 млрд руб. (на 16 % по сравнению с 2009 годом).

На государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в 2011 году предусмотрены субсидии в объеме 104,8 млрд руб., из них на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам — 56,6 % от общей суммы, по кредитам сроком до 1 года — 14 %, на возмещение части затрат на развитие малых форм хозяйствования — 6 %, на компенсацию части затрат по страхованию — 4,8 % от всех выделяемых средств.

Импорт сельхозпродукции

Сдерживающим фактором развития отечественного производства является продолжающийся рост объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным Федеральной таможенной службы, в 2010 году в Российскую Федерацию ввезено продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на сумму 36,4 млрд долл. США, что на 21,1 % больше, чем в предыдущем году. Это было обусловлено, с одной стороны, ростом физических объемов (по сравнению с 2009 годом) импортных закупок молока и сливок сгущенных (в 1,8 раза), сахара-сырца (в 1,7 раза), масла подсолнечного (в 2,6 раза), масла сливочного (на 7,2 %), сахара белого (на 10,2 %) и т. д., с другой стороны, ростом средних контрактных цен. Наибольший рост был отмечен по ввозимому мясу птицы (на 19 %), рыбе (на 18 %), маслу сливочному (в 1,4 раза), молоку и сливкам сгущенным (в 1,5 раза), ячменю (в 2,3 раза), маслу подсолнечному (на 27 %), сахару-сырцу (в 1,4 раза).

(В статье использованы данные, размещенные на официальных сайтах Росстата и Минсельхоза России).

Справка

Сельское хозяйство не является бюджетным приоритетом

рис
Поддержка сельскохозяйственной отрасли не является в Российской Федерации приоритетным направлением бюджетных расходов. По данным Федерального казначейства, в 2003–2010 годах расходы по статье «Сельское хозяйство и рыболовство» не превышали 1,8 % суммы расходов консолидированного бюджета РФ (см. рис.). Основная часть расходов по данной статье ложится на бюджеты субъектов РФ, однако компенсации на выплату процентов по кредитам, как правило, финансируются за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета.

А. Н. УДОВЕНКО, старший аналитик Центра исследования бюджетных отношений

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно