Версия для печати 10334 Материалы по теме
В России не хватает зернохранилищ

Крестьянинов
Россия имеет хороший потенциал по возможности экспорта зерна, но пока не использует его в достаточной степени. Причин тому несколько, одна из них — недостаточное количество и изношенность зернохранилищ. Как решать эту проблему, рассказывает заместитель директора Департамента регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры Минсельхоза России Артем Юрьевич КРЕСТЬЯНИНОВ.

— Артем Юрьевич, проанализируйте, пожалуйста, текущую ситуацию с логистической инфраструктурой зерновой отрасли в России: состояние зернохранилищ, соответствие их мощности и производительности растущим потребностям экономики.

— Анализ текущего состояния инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка страны показывает, что для качественного изменения сложившейся ситуации требуется масштабная модернизация, реконструкция и строительство новых мощностей на всех этапах реализации сельскохозяйственной продукции. В первую очередь необходимо развитие инфраструктуры рынка зерна, так как он является базовым для внутреннего рынка.

Значительная часть элеваторов, хлебоприемных предприятий и зернохранилищ была построена в 50–70-е годы прошлого века, процент износа основных средств и оборудования составляет в среднем 70–80 процентов. На момент их строительства использовались существующие тогда технологии по перемещению и контролю за хранимым зерном, которые на сегодняшний день устарели. Территориальное размещение имеющихся мощностей по хранению зерна в рамках существовавшей системы заготовки и хранения хлебопродуктов было рассчитано на значительные объемы импорта зерна (до 22 миллионов тонн в год) и межреспубликанские поставки.

Но в последние годы ситуация на российском зерновом рынке определяется растущим предложением зерна отечественного производства. В 2011 году ожидается валовой сбор на уровне 85 миллионов тонн, что выше среднегодового значения за последние 10 лет. С учетом значительных переходящих остатков предложение зерна на внутреннем рынке избыточно в сравнении с объемами его потребления. В связи с этим сохраняется высокий экспортный потенциал.

Существенный рост производства зерна выявил инфраструктурные ограничения внутреннего рынка. Прежде всего это касается уровня развития инфраструктуры зернового рынка и наличия емкостей по хранению зерна. Оценочный объем элеваторных мощностей на данный момент составляет 32,5–33 миллиона тонн, при этом, по данным Росстата, общая емкость мощностей по хранению зерна в России на 2009 год составляла 118 миллионов тонн (включая хранилища сельхозтоваропроизводителей).

При реализации поставленной задачи по увеличению объема производства зерна в России до 120–125 миллионов тонн в год дефицит элеваторных мощностей может вырасти к 2015 году до 33 миллионов тонн. Если опираться на зарубежный опыт, то количество элеваторов по объему хранения должно быть не меньше величины среднегодового урожая зерновых.

— Руководство страны в последние годы ставит амбициозные задачи по превращению России в ведущего мирового экспортера продовольствия, и в первую очередь зерна. Какие внутренние факторы сдерживают развитие зернового рынка в России, мешают реализации этой задачи?

— Рекордный экспорт в 2008–2009 годах показал, что экспортная инфраструктура по-прежнему является фактором, сдерживающим увеличение поставок зерна Российской Федерацией на мировой рынок. Портовые мощности по перевалке — один из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на объемы экспорта зерна. В настоящее время реальные совокупные мощности портов по перевалке, к сожалению, не превышают 20 миллионов тонн зерна в год. Основной объем перевалки происходит через порты Азово-Черноморского бассейна, перспективными направлениями являются порты западных и восточных регионов России.

Понимая серьезность поставленных перед нами задач и учитывая необходимую диверсификацию направлений поставок, мощности в России должны обеспечить перевалку зерна на экспорт до 41,5 миллиона тонн к 2020 году. Российским зерновым терминалам необходимы новые технологии, обеспечивающие повышение эффективности их эксплуатации. Сложившийся уровень затрат на портовые услуги негативно сказывается на конкурентоспособности российской зерновой отрасли.

Россия имеет долгосрочный интерес в проектах развития экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Спрос на зерно здесь превышает 15–20 миллионов тонн, так как с учетом темпов социально-экономического развития в этих странах ожидается увеличение объемов его потребления. Индонезия, Япония, Южная Корея входят в десятку крупнейших импортеров пшеницы.

Вместе с тем в последние годы устойчиво растет производство зерна в регионах Сибирского федерального округа. В 2009 году тут произведено около 17,5 миллиона тонн зерна — самый высокий валовой сбор за последние 20 лет. Это существенно выше внутреннего спроса, составляющего около 12 миллионов тонн, то есть поставки зерна на экспорт из Сибирского федерального округа могут достигать пяти миллионов тонн.

— Что собой представляет государственная система развития и поддержки зерновой отрасли, какие меры предпринимаются для ее совершенствования?

— В соответствии с поручением Президента РФ Д. А. Медведева с целью развития инфраструктуры агропродовольственного рынка Минсельхоз России разработал и утвердил приказом от 15 декабря 2010 г. № 434 целевую программу ведомства «Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка». Она предусматривает расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе с использованием потенциала открытого акционерного общества «Объединенная зерновая компания» на 2010–2012 годы.

Дальнейшее развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка будет предусмотрено в специальном разделе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, рассчитанной на 2012–2020 годы. В рамках программы планируется увеличить обеспеченность производства, потребления и экспорта зерна современными мощностями по подработке, хранению и перевалке, увеличить пропускную способность логистической цепи за счет строительства, реконструкции и технического перевооружения зернохранилищ и элеваторов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • создание новых и модернизация действующих предприятий по подработке, хранению и перевалке зерна;
  • развитие существующих и строительство новых глубоководных зерновых портовых терминалов в портах Азово-Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского бассейнов;
  • модернизация и строительство терминалов по перевалке зерна на основных судоходных реках, исходя из задач снабжения внутренних потребителей и развития экспорта;
  • увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции и продвижение ее на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки и Европы.

Поставленные задачи будут решаться за счет предоставления субсидий из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации (при условии долевого финансирования за счет средств региональных бюджетов) на возмещение организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011–2020 годах на срок до восьми лет на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение зернохранилищ и предприятий первичной обработки зерна и масличных культур, линейных элеваторов, узловых элеваторов, производственных элеваторов, портовых элеваторов.

Ожидается существенное повышение обеспеченности всех участников зернового рынка современными зернохранилищами и элеваторами. Количество мощностей по зернохранилищам будет увеличено с 48,70 до 53,41 миллиона тонн, по линейным элеваторам — с 54,00 до 59,40 миллиона тонн, по узловым элеваторам — с 1,1 до 5,8 миллиона тонн, по производственным элеваторам — с 14,62 до 16,22 миллиона тонн, по портовым элеваторам — с 2,18 до 3,94 миллиона тонн. Планируется обеспечить прирост мощностей единовременного хранения в основных производящих регионах и центрах переработки на 38,57 миллиона тонн. Экспортный потенциал логистической цепи будет увеличен с 23 до 41,5 миллиона тонн за счет строительства и модернизации мощностей по подработке, хранению и перевалке зерна.

Поделиться