Версия для печати 3270 Материалы по теме
Новый путь, новые возможности

Грачева
С января 2011 года ОАО «СМП-Банк» приступил к реализации нового направления, связанного с развитием программ государственного финансирования. Возглавила его Надежда Юрьевна ГРАЧЕВА, вице-президент «СМП-Банка», ранее занимавшая аналогичную должность в «Промсвязьбанке». Она рассказала нам о достигнутых результатах работы, планах и о том, какие задачи являются наиболее перспективными в данном секторе.

— Надежда Юрьевна, прошло несколько месяцев с момента вашего прихода в «СМП-Банк». Что сделано за это время, о каких результатах уже можно говорить?

— Мы начали с организации кредитного процесса. Зарегистрировались на всех пяти площадках (электронные торговые площадки (ЭТП) правительств Москвы и Татарстана, Сбербанка, РТС и ММВБ. — Прим. ред.), и по состоянию на середину апреля кредитный портфель банка составлял около двух миллиардов рублей, а сумма выигранных тендеров — более трех миллиардов рублей. И это только кредиты на финансирование дефицита бюджета и на погашение долговых обязательств публично-правовых образований. Что касается кредитования предприятий под государственные и муниципальные гарантии, тендерных кредитов, банковских гарантий и кредитов на исполнение государственного/муниципального контракта, то здесь мы находимся на завершающей стадии подготовительного процесса к данной работе. Ведь очень важно, прежде чем договариваться о сделке, отработать всю технологию внутри банка. У нас есть регулятор, а это значит, что все процедуры должны быть согласованы, одобрены и интегрированы в банковский процесс.

— Вы продолжаете развивать концепцию комплексной работы с регионами и муниципальными образованиями, начатую на прошлом месте работы?

— Да, конечно, а с учетом реформ, проводимых в стране, эта концепция становится все более актуальной. Реформы в части электронных торгов, межбюджетных отношений, смены статуса бюджетных организаций и т. п. диктуют необходимость появления достойного партнера для органов власти. В регионах много вопросов к законодателю, и выбор надежного партнера очень важен. Высокий профессионализм и ответственность нашей команды, сложившаяся репутация в финансовой системе страны гарантируют максимально эффективное решение поставленных задач.

— Поделитесь вашей как банкира оценкой реформы системы госзакупок...

— Система электронных торгов, создание с 1 января текущего года единой базы данных по разрозненным, построенным по различным правилам тендерам публично-правовых образований помимо ощутимой пользы для последних позволяет оптимизировать и банковские процессы, сделать участие в тендерах эффективнее в несколько раз. Кроме того, открытость проводимых торгов, контроль со стороны ФАС обеспечивают взаимовыгодные условия каждой из сторон. С другой стороны, в системе госзакупок почти за пять лет работы накоплена база участников тендеров, я имею ввиду государственных и муниципальных поставщиков и подрядчиков, это позволяет выстроить и оптимизировать систему выдачи им гарантий и кредитов, сократив наши трудозатраты и риски. Более того, СМП-Банк взял на вооружение ценный опыт организаторов данной реформы и в настоящее время организовывает свою ЭТП — «СМП-маркет» (www.smpmarket.ru— Прим. ред.)— для наших клиентов. Оптимизация издержек для бизнеса очень важна.

— Надежда Юрьевна, насколько интересны банку автономные учреждения?

— До принятия Федерального закона № 83-ФЗ государственные/муниципальные услуги могли оказываться только по одной организационной схеме. Теперь же возможно применение трех схем, позволяющих в конкретных условиях сделать выбор и оптимизировать организацию предоставления услуг. При этом переход учреждений от одного статуса к другому предполагается осуществлять по мере готовности к работе в новых условиях. Однако сегодня, несмотря на то что уже накоплен некоторый опыт перевода бюджетных учреждений в автономные, в субъектах Федерации очень много рисков, связанных с разработкой нормативной базы, обучением и поиском кадров (например, бухгалтеров), созданием моделей для однотипных учреждений и сохранением прежних объемов финансирования. Здесь как никогда важен партнер, к примеру банк, которому доверяют, специалисты которого проведут учреждение сквозь реформу, помогут разобраться с коллизиями законодательства. Мы, кстати, планируем проводить регулярное обучение специалистов своих филиалов, ведь именно им работать на местах. Более того, выше я упомянула о нашей площадке — «СМП-маркет», здесь тоже есть возможности сотрудничества автономных учреждений и банка.

В рамках работы по реформированию государственных закупок на федеральном уровне подготовлен проект закона, который можно назвать законом информационной прозрачности закупок естественных монополий, компаний с государственным участием. Он будет распространяться и на автономные учреждения. В данном законопроекте не идет речь о распространении процедур Закона № 94-ФЗ на закупки этих субъектов, включая государственные и муниципальные унитарные предприятия. В нем говорится о том, чтобы эти субъекты закупок предоставляли информацию о своих планах закупок и заключенных контрактах.

— А как бы вы охарактеризовали изменения, происходящие в рамках реформы межбюджетных отношений?

— Меняется сам подход субъектов Федерации и муниципальных образований к управлению ликвидностью. Теперь финансисты исходят из принципа: деньги должны работать, даже бюджетные деньги. Пример, конечно, — Минфин России. Так, в 2010 году Министерство финансов добилось очень высокого уровня исполнения расходов федерального бюджета (98,2 процента к уточненной росписи, для сравнения: в 2009 году было 97,2 процента, в 2008 году — 97,8 процента), и остатки неиспользованных бюджетных ассигнований за 2010 год сократились по отношению к 2009 году на 91,6 миллиарда рублей, (1,8 процента к плану, опять же для сравнения в 2008 году было 2,2 процента, в 2009 году — 2,8 процента).

Что касается региональных и местных бюджетов, то в стране очень своевременно начата работа по созданию аккредитивной формы перечисления средств субъектам Федерации под документы о фактической потребности. Речь идет о существенном экономическом эффекте в части остатков средств финансовой помощи из федерального бюджета на счетах субъектов Федерации. При этом параллельно будет внедряться система краткосрочного кредитования Федеральным казначейством субъектов Федерации и муниципальных образований. Концепция о преобразовании Казначейства России к 2017 году в так называемый бюджетный банк давно назрела.

— Конкуренции со стороны государства не боитесь?

— Нет. Очень правильно, что идет взаимный обмен опытом между бюджетной сферой и бизнесом, в частности с банками. Я уверена, что в стране выстраивается абсолютно правильная, соответствующая своему времени финансовая система. Банки и не должны конкурировать с государством. У них свои ниши, поиск которых очень интересная интеллектуальная задача. И здесь позиция банка должна звучать однозначно: «Не конкуренция, а только поддержка». Мы ведь и сейчас работаем с бюджетной сферой в разных направлениях. Разрабатывается новая актуальная для наших клиентов продуктовая линейка. Любая реформа, любой кризис заставляют включать мозги, и в интеллектуальном штурме рождается решение, уверена, любой задачи.

Мы всегда на шаг впереди и не работаем там, где работают конкуренты. В настоящее время мы предпринимаем шаги по развитию инфраструктуры банка и формированию команды высокопрофессиональных менеджеров и специалистов, имеющих убедительный опыт работы на финансовых рынках, созданию конкурентоспособного продуктового ряда услуг, соответствующих текущим тенденциям, а также отвечающих самым высоким стандартам современной технологической операционной базы банка. Важным фактором успеха и динамичного развития является доверие со стороны клиентов, ориентация на интересы которых всегда была одним из наших основных приоритетов.

— Будете ли вы продолжать работу по размещению временно свободных бюджетных средств?

— Работа по статье 236 Бюджетного кодекса РФ была начата нами еще в «Промсвязьбанке» несколько лет назад, и к январю 2011 года мы уже сотрудничали в этом направлении со многими субъектами Федерации, со всеми госкорпорациями. «Промсвязьбанк» стал пионером на этом направлении и сейчас продолжает начатое дело на высокопрофессиональном уровне. В настоящее время все остальные банки пытаются зайти на этот рынок, однако время прошло, подходы к управлению ликвидностью с учетом кризиса в стране меняются, создаются резервные фонды в субъектах Федерации, вносятся поправки в Бюджетный кодекс. На мой взгляд, нужно двигаться вперед и искать новые интересные, и в то же время надежные для клиентов схемы.

Сейчас само время актуализирует выход регионов на рынок капитала, здесь важно не просто разместить облигации клиента, а предложить высокотехнологичную и одновременно консервативную с точки зрения рисков схему управления ликвидностью. Мы живем в XXI веке, и работа с бюджетами должна быть не однобокой, а учитывать все основные внутренние и внешние обстоятельства, включать глубокое знание бюджетной системы, страховать от политических, финансовых и других рисков как клиентов, так и сам банк. Наличие постоянного информационного обмена с Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований позволяет нам видеть проблемы изнутри и предлагать профессиональную разработку заемно-инвестиционной системы публично-правовых образований в соответствии с возможностями рынка. При этом предлагаемая нами структура управления ликвидностью прошла апробацию в ряде регионов и позволяет размещать средства, увеличивая собственные доходы бюджета как напрямую за счет процентного дохода от размещаемых средств и сокращения издержек по ценным бумагам, так и косвенно — за счет увеличения налогооблагаемой базы.

— Расскажите о банке, о ваших планах...

— В российских и зарубежных деловых кругах «СМП-Банк» имеет репутацию динамично развивающегося банка с высокой степенью надежности. О стабильности и успешном росте наши клиенты и партнеры могут судить по динамике таких показателей, как активы и уставный капитал. Банк образован в 2001 году и в настоящее время осуществляет полный комплекс финансовых услуг для корпоративных клиентов и частных лиц. «СМП-Банк» имеет широкую сеть подразделений, насчитывающую более 90 офисов и охватывающую 26 регионов России. «СМП-Банк» представлен также в Латвии дочерним AS SMP Bank с головным офисом в Риге и 25 отделениями. На ближайшую перспективу динамичное развитие банка как универсальной кредитной организации и расширение филиальной сети — одна из наших стратегических задач.

Поделиться