XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
— 20 января 2006

Деньги, которые "липнут к рукам"?!

Версия для печати 2359 Материалы по теме

Сокрытие следов преступной деятельности мошенники все чаще вуалируют подлогом в бухгалтерских документах, в том числе в электронном виде. Обнаружить следы подлога под силу только специалистам в сфере бухгалтерского учета и новых информационных технологий. Так, к примеру экспертам-бухгалтерам удалось уличить председателя Комитета по делам молодежи, физкультуры и спорту администрации города Окска Л.С. Кучина в мошенничестве.
Дело в том, что господин Кучин, как любой руководитель, является распорядителем финансов и кредитов своего учреждения. Получив от администрации города пять тысяч рублей на приобретение новой спортивной формы и воспользовавшись своим правом руководителя, при пособничестве кассира изготовил подложные документы: расходный кассовый ордер и ведомость на выдачу заработной платы работникам. При проверке выяснилось, что подчиненные этих денег так и не получили. Кучин присвоил вверенные ему средства на приобретение спортивной формы в сумме пяти тысяч рублей.

Неоприходованные средства: карта-схема

Одним из наиболее распространенных видов нарушений при ведении операций по кассе является неоприходование денежных сумм в кассу от различных физических и юридических лиц. Приходные операции скрывают, не отражая поступающие средства в учетных регистрах (кассовых книгах, журналах-ордерах), отсутствуют первичные учетные документы, приходные кассовые ордера. Кроме того, встречаются случаи неоприходования в кассу денег, полученных с расчетного счета в банке. В этом случае факт мошенничества вскрывается встречной проверкой операций по кассе учреждения и движения денежных средств на расчетном счете предприятия экспертами-бухгалтерами. Здесь в первую очередь проверяющие специалисты сверяют выписки банка с расчетного счета предприятия, корешки выданных чеков с приходными документами по кассе. Признаками такого экономического преступления могут быть как недостача, так и излишки денежных средств в кассе.


Встречная Проверка
"Встречная проверка состоит в сопоставлении разных экземпляров одного и того же документа. Экземпляры соответствующих документов могут быть изъяты из различных предприятий. Цель такого сопоставления - установление тождества всех экземпляров соответствующего документа.
Встречной проверкой могут быть вскрыты факты неотражения в документах и учетных регистрах операций, которые в действительности были совершены. Разновидностью встречной проверки является сопоставление учетных записей, отражающих одну и ту же хозяйственную операцию в двух различных документах".
Т.М. Арзуманян, В.Г. Танасевич "Бухгалтерская экспертиза при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел", Москва, 1975 г.

Ярким примером подобного рода может служить Проектно-архитектурное предприятие "Зодчий". Одним из видов его деятельности являлось составление планов земельных участков для получения населением свидетельства на право собственности на землю в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Данная услуга, естественно, предоставлялась не бесплатно, а по установленным тарифам. Граждане несли свои кровные в кассу "Зодчего", не подозревая, куда уходят денежки.
Внеплановая проверка налоговой инспекции выявила недостачу денежных средств по кассе Проектно-архитектурного предприятия "Зодчий" в размере 53 200 рублей. По этому факту была назначена бухгалтерская экспертиза. При проверке квитанций, подтверждающих оплату населением оказанных ему услуг, экспертами-бухгалтерами обнаружено, что деньги в кассу от ряда клиентов не были оприходованы либо были оприходованы не полностью.

Деньги не пахнут

Как правило, дела о хищении в бюджетной сфере ассоциируют с денежными средствами, но это не всегда так. Лукавый глаз зачастую падает на любые ценные (впрочем, и не очень ценные) предметы, сырье и материал. Словом, на все, что плохо лежит.
Так Агропромышленной корпорацией был заключен договор с АООТ "Ключевский комбикормовый завод" на выработку, хранение и отпуск комбикормов по разнарядкам корпорации различным предприятиям и организациям, среди них был и Луговской дом-интернат.
"Ключевский комбикормовый завод" отгрузил Агропромышленной корпорации для Луговского дома-интерната 8,5 тонн комбикорма на сумму 13 600 рублей. Отгрузка комбикорма была произведена "Ключевским комбикормовым заводом" в адрес Луговского дома-интерната по следующим документам: приказу на отпуск комбикорма и доверенности на получение комбикорма.
Проведенная экспертами-бухгалтерами встречная проверка бухгалтерских документов в Агропромышленной корпорации и в Луговском доме-интернате, отражающих получение комбикорма, показала, что документы - разнарядка, приказ на отпуск комбикорма и доверенность на получение комбикорма - подложные, и комбикорм не поступал ни в корпорацию, ни в Луговской дом-интернат.

Рубли, зарытые в щебень

Следующий пример лишний раз подтверждает справедливость мнения заместителя начальника Управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства А.И. Бирюкова, которое было озвучено в нашем журнале. "Когда кто-то настаивает на покупке товара за наличные, он обычно что-то с этого имеет, заявил Александр Иванович. - Вы должны максимально ограничить хождение наличных денег. Отменяйте День кассира!" ("Бюджетный учет", 1/2005, стр. 29). Действительно, средства, взятые под отчет, нередко липнут к рукам. Специалисты в сфере внутреннего контроля в один голос рекомендуют переходить на безналичные формы расчетов, особенно в бюджетной сфере.
Так, в период с апреля 2001 по сентябрь 2002 года глава администрации поселка Котлово Т.М. Воронина и ее заместитель С.П. Моторина получали под отчет денежные средства, предназначенные на покупку щебня для подсыпки дорог в поселке. Цели, казалось бы, благие, по крайней мере, именно это было написано в актах расхода подотчетных сумм. В частности, в них указывалось, что денежные средства были потрачены на приобретение щебня для подсыпки дорог в поселке Котлово. Только никто так и не увидел результатов.
Судебно-бухгалтерская экспертиза выявила, что подотчетные лица не представили авансовый отчет о полученных суммах, как того требует законодательство. Более того, списание средств по актам не подтверждено документами: ни накладными на получение щебня, ни товарно-транспортными накладными, ни счетами-фактурами, ни актами выполненных работ. Таким образом, подотчетные денежные средства на общую сумму 10 800 рублей списаны не обоснованно и являются задолженностью подопечных лиц.

От "общего" к "частному"

В глубине души, должно быть, каждый понимает, что руководителем быть неплохо. Даже хорошо. Каждый делает вывод из собственных соображений: для кого-то это власть, для кого-то - хорошая зарплата или возможность реализовать себя.
Господин Щеглов, являясь исполнительным директором Экологического фонда, одновременно являлся владельцем контрольного пакета акций в ООО "Флора и Фауна". При проведении судебнобухгалтерской экспертизы было выявлено, что, вопреки распоряжению Госкомимущества РФ от 12 марта 1992 года "О предотвращении незаконной распродажи государственного имущества, находящегося в федеральной собственности" без согласования с Комитетом по управлению имуществом Щеглов передал безвозмездно, по акту, с баланса Экологического фонда на баланс ООО "Флора и Фауна" оборудование и оргтехнику на сумму 35 426 рублей. Так госсобственность перешла в частные руки исполнительного директора.


Наша справка.
Распоряжение Госкомимущества РФ от 12 марта 1992 г. N 75 Р...:  Избранное

... В целях прекращения бесконтрольной распродажи имущества государственных предприятий и организаций Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом обязывает комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, на которые возложены функции территориальных агентств Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее по тексту - комитет), контролировать совершение хозяйственных операций с имуществом предприятий, находящихся в федеральной собственности.
При этом необходимо руководствоваться следующим:
1. Распоряжение основными средствами, имущественными и иными правами государственного предприятия, организации, находящимися в федеральной собственности, должно осуществляться по решению соответствующего комитета.
Комитет определяет формы и условия распоряжения указанным имуществом и правами государственных предприятий, организаций на основании их предложений.
Реализация основных средств государственных предприятий, организаций осуществляется на конкурсах, аукционах, организуемых соответствующим комитетом, а также на биржах.


Н.Ф. Романюк,
отдел бухгалтерских экспертиз при ЭКЦ ОВД по Тульской области

И.В. Заховаева,
корреспондент журнала "Бюджетный учет"

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно