Версия для печати 6438 Материалы по теме
—Расскажите, пожалуйста, о том, в чем заключается специфика работы SAP в российском госсекторе?
—Специфика состоит прежде всего в особенности самого сектора. Ситуация в нем несколько парадоксальна, поскольку, с одной стороны, существует определенное отставание уровня информатизации российских государственных структур от зарубежных, но, с другой стороны, этот сектор имеет уникальный шанс сразу внедрять самые передовые решения. И наша компания может предоставить российским госструктурам такую возможность. SAP имеет представительства более чем в 50 странах мира. Вашим читателям, может быть, известно, что в мире решения САП являются безусловным лидером в государственном секторе, занимая более 48% этого рынка. Поэтому наши решения способны принести российским госструктурам тот уникальный мировой опыт, в котором они сейчас так нуждаются. Приведу один небольшой пример — в рамках подготовки тендера по выбору решения для казначейской системы Минфина РФ, который состоится в этом году, мы готовим прототип рабочей системы, в разработке которого участвуют опытнейшие сотрудники SAP со всего мира, настоящая интернациональная команда. Эти люди работали над подобными проектами в самых разных странах — от Мексики до Германии и Австрии, и они создают сейчас не нечто абстрактное в формальном соответствии с тендерными требованиями, а модель реально действующей системы, основанной на самых передовых решениях, внедренных в наших последних проектах. Наше подразделение представляет собой новое образование, поскольку работает в полноформатном режиме только с 1 января 2002 года. Учитывая средний срок принятия решений в госструктурах от двух лет и более, достичь серьезных результатов за этот период очень трудно. Тем не менее уже как минимум две серьезные победы у нас есть — это аналитическая система в департаменте финансов города Москвы и проект федерального уровня по автоматизации казначейской системы Азербайджана. Проработка этих проектов ведется на глубоком уровне, и мы надеемся, что оба проекта станут референциальными (что означает, что опыт их реализации будет включен в золотой фонд проектов САП во всем мире и на их примере будут учиться наши коллеги из других стран). Нельзя не отметить такую особенность госсектора, как проведение государственных торгов (тендеров). За последние несколько лет этот рынок сильно изменился. Количество тендеров по выбору информационных решений для госструктур стало заметно больше, и участие в них стало более доступным для серьезных компаний. В качестве примера можно привести ситуацию с тендерами по выбору ИТ-решений в казначейской сфере на постсоветском пространстве. В августе этого года мы были объявлены победителями в тендере по выбору ИТ-решения для казначейской системы Азербайджана. В ближайшей перспективе будут проводиться тендеры в казначействах Узбекистана, Армении, Туркменистана и Кыргызстана. Однако информатизация казначейств — всего лишь небольшой сегмент нашей работы в госсекторе. Мы активно предлагаем в России, а также в странах СНГ и Балтии решения SAP для информатизации министерств, федеральных служб, муниципальных администраций, региональных образований, учреждений высшего образования, здравоохранения.
—Приведите наиболее яркие примеры применения решений SAP в российском госсекторе, госсекторе стран СНГ?
—Внедрение решений SAP в Национальном банке Украины позволило перейти от ведения учета в разнородных локальных системах к мощному инструменту сквозного анализа, от начала операции до ее отражения в Главной книге. Использование информационной системы Главной книги, логистики, отчетности контроллинга и бюджета дает центральному аппарату Национального банка возможность оперативного контроля и управления ресурсами. Основное преимущество новой технологии заключается в том, что наряду с достоверной учетной системой реализована многогранная аналитическая система для принятия решений. Система является централизованной, работает в режиме реального времени — все сервера находятся в Киеве, в областных управлениях только рабочие места. Продуктивная и тестовая системы работают с использованием собственной системы защиты. В настоящее время в продуктивной системе работает 500 пользователей. Очень интересным, на наш взгляд, получается проект использования решения САП для аналитической работы Департамента финансов г. Москвы. Представители Министерства финансов Азербайджана и Министерства финансов Узбекистана, посетившие недавно казначейство департамента финансов города Москвы, дали высокую оценку его работе, особо отметив, как успешно вписались в нее решения САП, основанные на лучшем мировом опыте.
 —Вы затрагиваете российскую сферу образования?
 —Теперь хотелось бы сказать о системе высшего образования. Здесь работа компании ведется по двум основным направлениям. Первое направление — практическое внедрение систем для управления университетскими процессами. В мире SAP имеет более 650 таких клиентов; компания предоставляет интегрированные решения, облегчающие процессы проведения научных исследований, преподавания и обучения. Одновременно обеспечивается управление основными административными процессами, включая управление грантами и информацией, касающейся студентов, управление бюджетом, персоналом, а также бухгалтерский и финансовый учет. Второе направление — создание программ обучения средствам SAP. Следует отметить, что этому направлению мы уделяем особое внимание. SAP начинает вводить свои программы в систему высшего образования не случайно. Мы не рассматриваем ее как источник больших доходов. Скорее речь идет о долгосрочном инвестировании в обучение специалистов, поддержке процесса подготовки будущих лидеров бизнеса в области технологий и решений SAP.
 —Организации нередко сталкиваются с техническими проблемами после внедрения IT-продуктов. Ведет ли ваша компания сопровождение информационных систем, ведется ли их поддержка в удаленных регионах России и в зарубежных странах?
—Мы проводим активную работу с нашими клиентами и партнерами, стараясь объяснить им важность сопровождения со стороны SAP для успешной реализации проектов на базе продуктов SAP и для эффективной эксплуатации решений в течение длительного времени. В связи с этим мы хотели бы разъяснить вам, что именно входит в основное сопровождение SAP. Основное сопровождение SAP базируется на четырех элементах. Первый и основной элемент сопровождения — это обязательство SAP поставлять «Постоянные Деловые Улучшения». Деловой мир, окружающий наших клиентов, постоянно меняется. В соответствии с этим изменяются требования, предъявляемые к информационным системам, используемым нашими клиентами. Вот уже более 30 лет SAP поставляет своим клиентам продукты, отвечающие требованиям времени. И для наших клиентов все это делается в рамках сопровождения. Вторым неотъемлемым элементом сопровождения SAP является «Управление качеством». Этот элемент сопровождения обеспечивает наших клиентов инструментами, позволяющими вести эффективное внедрение системы и проводить проверку технической работоспособности решений на базе продуктов SAP. Третий элемент сопровождения обеспечивает передачу богатого опыта и знаний SAP по внедрению и эксплуатации комплексных решений нашим клиентам. Он носит название «Передача Знаний». Последним, четвертым элементом сопровождения SAP является «Решение проблем». Если клиенту необходимы более индивидуальные услуги по сопровождению, специальные договора могут быть предложены на основе индивидуального подхода к клиентам. Целевое предложение под названием «Максимальное внимание к поддержке решения» будет доступно для крупных государственных учреждений. Данный договор предусматривает выделение инженеров по сопровождению, которые будут работать локально на предприятии клиента для обеспечения бесперебойной работы и поддержки его решения. Мы хотим, чтобы наши клиенты хорошо понимали, что их договора на сопровождение действуют постоянно на всех фазах жизненного цикла программного обеспечения и что SAP никогда не прекращает поддержку своих клиентов.
—Готовые IT-продукты не всегда соответствуют задачам конкретной организации или предприятия. В чем состоит особенность разработки ПО для государственных органов?
—Важнейшим и абсолютно экономически обоснованным требованием государственных органов к готовым ИТ-продуктам является требование их интеграции с уже существующими информационными системами. Для этого необходимо наличие стандартизованной технологической платформы, позволяющей эффективно налаживать процессы межсистемного информационного взаимодействия. Осознавая исключительную важность такой задачи, компания SAP последние несколько лет активно занималась разработкой такой платформы, известной под названием NetWeaver. Еще одной важной особенностью госсектора являются повышенные требования к надежности функционирования информационных систем, устанавливаемых в государственных органах, поскольку любые вводимые и получаемые данные могут в конечном счете отражаться на деятельности государства. Не стоит забывать про масштаб ИТ-решений в госсекторе. Задачи, решаемые в нем, часто требуют организации взаимодействия сотен распределенных баз данных. Это особенно актуально в таком большом государстве, как Россия. С другой стороны, если посмотреть на задачи автоматизации предоставления электронных государственных услуг населению — такие системы предполагают количество внешних пользователей, сравнимое с количеством населения в государстве. Безусловно, к автоматизированным системам в государственном секторе во всем мире предъявляются очень высокие требования по защите информации. Это не означает, что любые готовые ИТ-продукты изначально не удовлетворяют этим требованиям, но в каждом государстве могут быть специфические национальные законы, как, например, в России. Это требует от поставщика ИТ-продуктов дополнительных усилий для обеспечения и подтверждения (сертификации) соответствия этим требованиям. SAP в России регулярно проводит такие работы. Еще одной особенностью являются нетиповые и нетиражируемые бизнес-процессы. В каждом отдельном ведомстве в каждом отдельном государстве специфичные бизнес-процессы определяются законами и постановлениями, федеральными, местными, ведомственными — в общем случае уникальными. Это же относится и к входным данным и отчетности. Мировая статистика показывает, что около 80% требований к системе составляют готовые решения, и 20% требуют доработки. Госсектор в этом ничем не отличается от коммерческих структур. Дельта всегда будет сохраняться, потому что между стандартной версией и локальными требованиями всегда будут расхождения. Но что касается компании SAP, мы заблаговременно проводим подготовку к реализации даже тех требований, которые могут возникнуть только в перспективе.
—Проводит ли SAP интеграцию существующих в организациях приложений при переходе на наиболее современные программные платформы?
 —Первое, что мы говорим государственному заказчику, когда начинаем работу — мы никогда не предлагаем заменить существующие информационные системы и наработки у клиента. Оставить существующие наработки, заменять их или нет — это прерогатива заказчика, ни больше ни меньше. Сейчас мы с большим оптимизмом смотрим на новое решение SAP NetWeaver. Эта технологическая платформа, работающая на базе Интернета, обеспечивающая обмен данными между государственными заказчиками и имеющая инфраструктуру для интеграции данных из различных приложений. Потенциальные заказчики проявляют особый интерес к этому продукту, поскольку это реальная экономия средств. Я думаю, здесь большие перспективы.
—Как вы оцениваете перспективы внедрения высокотехнологичного программного обеспечения в госсекторе России?
—Модернизация государства и качественное повышение эффективности власти возможно сегодня только на базе информационных технологий. В настоящий момент в государственном секторе России создается единое информационное пространство страны, в котором становится возможным эффективно использовать мировые интеллектуальные ресурсы и совместными усилиями решать важнейшие проблемы, обеспечивать партнерство государства, бизнеса и некоммерческих организаций. В качестве одного из примеров внедрения высокотехнологического программного обеспечения в госсекторе России можно привести проект создания автоматизированной системы Казачества РФ. Организационные рамки данного проекта включают не только подразделения Министерства финансов, задействованные в процессе казначейского исполнения бюджета, а также Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, финансовые органы субъектов РФ и муниципальные образования, получателей бюджетных средств. Таким образом, в той или иной степени данный проект охватит практически все государственные организации РФ и станет центральным элементом управления государственными финансами. —Вопрос национальной безопасности при построении системы управления страной встает в первую очередь... —Сегодня перед мировым сообществом стоит общая задача создания эффективной системы международной безопасности, которая обеспечит людям реальную защиту от терроризма и экстремизма. Основная концепция, лежащая в основе национальной безопасности, — это совместное использование информации силовыми структурами и агентствами различных государств для привлечения необходимых ресурсов в целях предотвращения террористических актов, катастроф и ликвидация их последствий. Консолидация информации и совместное использование данных, слежение за террористами и доступность ресурсов имеют большое значение для обнаружения и предотвращения будущих атак, реагирования на них и ликвидации их последствий. Необходимо развернуть передовые технологии для защиты информации и управления доступом к информации; также необходимо признать, что национальная безопасность является не одной интегрированной задачей, а группой различных задач и функций, выполняемых различными организациями на уровнях федеральных органов власти, органов власти региона и местных органов власти.
—В итоге как бы вы определили эффект от внедрения системы SAP в финансовых государственных ведомствах?
—Если рассматривать качественные показатели эффекта от внедрения системы — это порядок в управлении государственными финансами. Внедрение автоматизированной системы казначейства станет центральным элементом управления государственными финансами, которая предоставит всем уровням государственной власти всестороннюю, точную и своевременную информацию о ходе исполнения государственных бюджетов всех уровней, что существенно повысит эффективность в целом системы государственного управления в России. Если рассматривать количественные показатели эффекта от внедрения системы — это окупаемость затрат на создание системы. Внедрение автоматизированной казначейской системы исполнения бюджета, с одной стороны, позволит аккумулировать средства федерального бюджета и тем самым решить проблему нецелевого использования государственных средств, с другой стороны, новая схема исполнения бюджета позволит существенно сократить сроки доведения денежных средств до бюджетополучателей. Мировой опыт внедрения решений SAP для управления государственными финансами показывает, что окупаемость затрат на создание системы уже наступает в первый год продуктивной эксплуатации системы. Так, например, пунктуальные австрийцы подсчитали, что чистый доход от внедрения решения SAP в министерстве финансов Австрии составит около 320 млн. евро.  

Материал подготовил Дмитрий КОЖЕВНИКОВ
Журнал «Бюджет» №9 сентябрь 2004 г.

Поделиться