25 апреля 2024 года
Регистрация
— 20 августа 2004

Конфликт: победитель или побежденный?

Версия для печати 3344 Материалы по теме
Как часто во взаимоотношениях с людьми мы сталкиваемся с конфликтными ситуациями! И как часто мы пытаемся выйти из подобных ситуаций победителями!

Кравченко
Так что же такое конфликт и всегда ли это плохо?  В земной атмосфере в различных пропорциях содержатся химические элементы, необходимые для жизни и нормального функционирования организма. Они окружают нас и проникают внутрь. Подобную роль в социальной жизни людей играют и межличностные отношения.
Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет жизнь или делает ее не приносящей чувство удовлетворения. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут загрязнить ее, нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но люди могут изменить ее и так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ. Использование черно-белых категорий «добра» и «зла» для объяснения сложных явлений мешает понять, что же на самом деле происходит между людьми. Такой способ мышления с помощью оценок и ярлыков толкает на поиск виновных в бедах и неудачах, а затем и на суровую расправу над ними.
    Чувство неудовлетворенности общением присуще людям, в жизни которых слишком часто и с избыточной интенсивностью проявляются два важных феномена: столкновение и отчуждение.
        Столкновение — это чаще всего описываемая и встречающаяся форма контактов между людьми. В одних случаях столкновение проявляется исключительно в борьбе, в попытках противников обезоружить друг друга. Примером этого может быть ситуация, когда пытаются кого-то дискредитировать с помощью интриг, преследований, ложных обвинений. Другие формы столкновения больше похожи на поединки боксеров или фехтовальщиков. Главное, к чему стремятся партнеры, это доказать свое преимущество над другим. Иногда основной целью является установление господства над другими людьми, чтобы подчинить их своим интересам или использовать ради собственной выгоды.
        Среди различных форм столкновения есть и конструктивные формы: интеллектуальные споры, конфронтации разных позиций, которые могут приносить определенную пользу и удовлетворение, могут помочь улучшить ситуацию.  Общение в форме столкновений — это результат индивидуальных различий между людьми. Они возникают тогда, когда устремления участников в одной ситуации имеют аналогичную направленность. Столкновения бывают следствием несовпадения установок, чувств, стремлений, целей, моделей поведения и способов мышления. Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на отношения между людьми, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция.
Негативные последствия страха, враждебности и чувства опасности распространяются и на другие ситуации. Таким образом, возникает нечто вроде цепной реакции, которая охватывает все более широкие области межличностных отношений. Например, человек, воспитанный в атмосфере страха и опасности, сам впоследствии может стать источником этой атмосферы, воспитывая своих детей или руководя подчиненными. При этом он действует не вполне осознанно, не руководствуясь злым умыслом. Он всего лишь воспроизводит некоторый стереотип межличностных контактов, который когда-то в прошлом был закреплен в нем как часть его личности.
        Оборонительная реакция в ответ на чувство страха и угрозы может проявляться в различных формах поведения. Иногда под влиянием страха человек старается стать «маленьким и незаметным», чтобы не попадаться на глаза тем, кто служит для него источником угрозы. Нередко встречаются люди, которые когда-то в прошлом избрали для себя подобный стиль реагирования и поведения и ведут себя таким образом, хотя источника опасности уже не существует.
Другой вид оборонительного поведения — постоянная готовность к нападению, к уничтожению или обезвреживанию источника опасности. Часто для того, чтобы избежать потенциальной угрозы со стороны других людей, прибегают к попыткам подчинить их своей власти или постоянно контролировать их. Такое поведение не продиктовано злыми намерениями. Люди таким образом заботятся о том, чтобы чувствовать себя уверенно и безопасно.
        Еще один способ справиться с собственным чувством страха и надвигающейся угрозы — овладеть набором уловок, игр и манипуляций, с помощью которых можно удерживать другого человека на безопасной дистанции. Постоянная готовность к манипуляциям требует смены различных «масок» и «нарядов», которые призваны обмануть противника. Однако нередко происходит так, что тот, кто слишком часто играет или притворяется, сам перестает понимать, что в нем истинно, а что — искусственно. Иногда столкновение преобразуется в другую форму контактов, которую можно назвать отчуждением. Отчуждение — это форма самообороны в виде перемирия, часто связанная с ощущением собственного бессилия или усталости, наступающая в результате предшествующей борьбы. Отчуждение может быть характерно не только для отношений между людьми, мало знающими друг друга и почти не имеющими общих интересов, но и для отношений между теми, кто объединен общей работой, совместной деятельностью, принадлежностью к одной семье или группе.
        Каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений — это результат индивидуальных различий между людьми, которые возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации противоположны.
Решение конфликтов Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой нарастание соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоциональных разногласий. Ключ к решению этой проблемы состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт как на задачу, которая должна быть решена. В первую очередь следует выявить причину конфликта.
            Методами контроля конфликтной ситуации может овладеть каждый. Они помогут решить проблему практически любого типа — будь то внутренний конфликт или конфликт с окружающими людьми.
Необходимо рассмотреть причины конфликтов и заострить внимание на источнике напряжения. Например, некоторые конфликты вызваны обстоятельствами, некоторые связаны с особенностями вовлечения в них людей и т. п. Вот некоторые общие причины конфликтов между людьми: недостаточное общение или непонимание; различия в планах, интересах и оценках; противостояния в групповых конфликтных ситуациях.
       После выявления скрытых причин и источников конфликта надо их скорректировать. Например, если конфликт вызван недостаточным общением или его отсутствием, надо поискать пути налаживания общения. Если же конфликт связан с различием в жизненных планах, надо пойти на компромисс, выработанный в результате переговоров. Если же помехой являются собственные страхи и нерешительность, то решение заключается в выработке методов преодоления этих препятствий, возникших на вашем на пути.
        Потенциальные конфликты могут быть вообще предотвращены или разрешены и даже использованы в качестве источника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования. Ваша задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен, а в распознавании конфликта и контроле над ним для получения в итоге наилучшего результата.
В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников. Таким образом, одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций и эмоций других людей. После подавления эмоций появляется возможность использовать разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные решения.
Итак, основной подход к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения. Затем надо подобрать подходящий метод решения проблемы, пользуясь арсеналом возможных стратегических мер.  Выбираемая стратегия будет зависеть от того, на какой стадии находится конфликт (потенциальный конфликт, развивающийся конфликт, открытый конфликт), а также от важности конкретного решения, от оценки нужд и желаний других людей, от характера эмоций, проявляемых в конфликте.
Ниже приведены вопросы и соответствующая стратегия, которую можно применить при разрешении конфликтной ситуации.
            Рассмотрим подробнее некоторые методы и их применение. В наше время все чаще приходится прибегать к переговорам. Но стандартные методы их ведения перестали удовлетворять людей. Они видят лишь две возможности ведения переговоров: быть подталкиваемыми или жесткими. Мягкий по характеру человек желает избежать личного конфликта и ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки. Жесткий участник переговоров рассматривает любую ситуацию как состязание воли. Он хочет победить, однако часто это вызывает такую же жесткую реакцию и портит отношения с другой стороной.
Существует ли альтернатива позиционному подходу? Американскими учеными разработан метод ведения переговоров, который предназначен для эффективного и дружественного достижения разумного результата. Этот метод назван «принципиальными переговорами», или «переговорами по существу». Он состоит в том, чтобы решать проблемы, исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или не пойти каждая из сторон. Этот метод предполагает стремление к нахождению взаимной выгоды там, где только возможно. Там же, где интересы не совпадают, — настаивание на результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон.  Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но мягкий подход к отношениям между участниками переговоров. Этот метод дает возможность быть справедливым, одновременно предохраняя от тех, кто мог бы воспользоваться честностью другой стороны. Здесь следует учитывать: 1.Все люди обладают эмоциями, поэтому каждому трудно общаться друг с другом. Отсюда следует: прежде чем начать работать над существом проблемы, необходимо отделить «проблему людей» и разобраться с ней отдельно. Если не прямо, то косвенно участники переговоров должны прийти к пониманию того, что им необходимо работать бок о бок и разбираться с проблемой, а не друг с другом. Отсюда следует первая рекомендация: Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров.  2.Преодоление моментов, которые концентрируют внимание на позициях, заявленных участниками, а не на цели переговоров — удовлетворении интересов. Вторая рекомендация: Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.  3.Трудности, возникающие при выработке оптимальных решений под давлением. Попытки принять решение в присутствии другого сужают поле зрения переговорщиков. Когда многое поставлено на карту, способность к созиданию ограничена. Отсюда вытекает третья рекомендация:  Разработайте взаимовыгодные варианты.  4.Соглашение должно отображать справедливые нормы, а не зависеть от голой воли каждой из сторон. Отсюда четвертая рекомендация: Настаивайте на использовании объективных критериев.  Принципиальный метод позволяет более эффективно достичь постепенного консенсуса относительно совместного решения без всяких потерь. А разграничение между отношениями людей и существом проблемы позволяет иметь дело друг с другом просто и с пониманием, что ведет к дружескому соглашению. Кроме того, этот метод менее зависим от человеческих отношений.  

Ирина Кравченко
Журнал «Бюджет» №8 август 2004 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно