25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1236 Материалы по теме
Налоговая нагрузка на российских автомобилистов может вырасти

авто-кошелек
Налоговая нагрузка на российских автомобилистов может вырасти. Им предлагают участвовать в ускоренной модернизации российских дорог, оплачивая вместо нынешнего транспортного налога единый универсальный налог — за километр пробега.

Собирать такой налог поможет спутниковая навигационная система ГЛОНАСС, а тариф можно будет дифференцировать по регионам и автомобилям.

Эти и другие концептуальные идеи содержатся в «транспортном разделе» проекта обновления «Стратегии 2020».

Напомним, над этим документом по заказу правительства в течение полугода работала 21 экспертная группа. Изначальная установка была на то, чтобы «штурмовать» самые радикальные, неожиданные и смелые концепции, которые помогут стране сделать экономический рывок вперед. Как выразился руководитель одной из групп, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау, эксперты не улучшали и не переписывали Стратегию, а пытались взглянуть на ситуацию посткризисного развития России более глобально.

500-страничный сводный документ уже готов и направлен в правительство. Как пояснил «РГ» Кирилл Рогов, ученый секретарь группы N1, работавшей над предложениями по обеспечению макроэкономической и социальной стабильности, доклад состоит из двух частей — новая модель экономического роста и новая социальная политика. В конце августа правительство обсудит промежуточные итоги, выскажется по спорным идеям. После этого начнется второй этап работы. К концу 2011 года обновленная «Стратегия 2020» , задающая перспективы России, должна быть готова, напомнил Рогов.

По его словам, главное, на чем эксперты хотят заострить внимание правительства, — это необходимость смены экономической модели и социальной политики, которая способствует росту бедности. Хотя доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 2000 года практически втрое, концентрация детей в бедных семьях ведет к падению качества человеческого потенциала страны. Нынешняя модель, подчеркивается в докладе, исчерпала себя из-за закрытости экономики, недостатка прямых и длинных инвестиций, конкуренции на внутреннем рынке. «Продолжение такой политики не только не приведет к увеличению темпа роста, но и чревато макроэкономической дестабилизацией», — говорится в докладе. Что предлагается? Переход от модели, основанной на потребительском спросе, к инвестиционной. Но для этого потребуются трудные политические решения: масштабная приватизация, завершение тарифной реформы, улучшение делового климата. Нужны и коренные институциональные преобразования — защита прав собственности, общественный контроль за государственными органами, сокращение поддержки неэффективных производств, действенные меры по укреплению правопорядка и ограничению коррупции. Рекомендуется также в течение шести ближайших лет отказаться от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, а цены на них выравнять на внутреннем и внешних рынках.

Пенсионная реформа также неизбежна, приходят к заключению эксперты. По их мнению, минимальный стаж надо увеличивать с 5 до 15-20 лет: с 5 до 10 лет одномоментно, далее наращивать постепенно, по году в год. Пенсионный возраст нужно повышать до 63 лет для всех — мужчин и женщин, с постепенным повышением общего и минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Но к 2030 году. Краткосрочной альтернативой может быть стимулирование более позднего выхода работающих граждан на пенсию путем повышения дифференциации в уровне трудовых пенсий по возрасту. Одновременно с этим следует повысить порог зарплаты для отчислений в пенсионную систему до 720 тысяч рублей в год, наладить работу частных пенсионных фондов.

Среди мер повышения эффективности медпомощи эксперты указывают на необходимость более четкого разграничения между платными и бесплатными услугами, которое потребуется при переходе на софинансирование оказания части высокотехнологичных видов медпомощи.

Что касается возможных радикальных перемен в дорожной отрасли и связанных с ними налоговых новаций, то концепция, предложенная экспертами «транспортной группы», предполагает резкое увеличение акцизов на бензин к 2015 году примерно на 7-8 рублей за литр. Пока в Налоговом кодексе заложено повышение по рублю в 2012 и 2013 годах. Деньги целевым образом должны пойти на строительство, ремонт и обслуживание дорог. При этом топливные акцизы косвенно войдут в новый налог, который будет рассчитываться исходя из того, сколько бензина затратил тот или иной автовладелец. В среднем, по расчетам экспертов, налоговая нагрузка на них должна вырасти на 20 тысяч рублей в год, для жителей мегаполисов — на 45-50 тысяч рублей. И чем чаще они будут дорогами пользоваться, тем больше платить.

Сейчас сборы с водителей покрывают около 40 процентов расходов государства на содержание и строительство дорог, а автомобилисты являются, по сути, второй группой бюджетной поддержки после пенсионеров. С помощью же новой системы налогов, которую предлагают авторы концепции, можно достичь реальных перемен в финансировании дорожной сети.

По мнению налогового юриста Максима Лякишева, идея расчета единого налога от километража и затраченного на поездки бензина не нова. Но для этого придется перекроить весь механизм расчета этого налога, в том числе его администрирование. Но вот выгодно ли это будет государству и не снизиться ли налогооблагаемая база — вопрос. И это экономически нужно просчитать. «Сегодня в России — самые крупные плательщики транспортного налога, как правило, владельцы дорогих машин, которые вдобавок владеют еще несколькими машинами, но ездят на них не так часто. Если налоги будут считаться с километража, то это ударит по основной массе граждан с недорогими машинами. По тем же частникам, которые занимаются извозом. Сегодня именно эта категория автовладельцев интенсивно эксплуатирует дороги, экологию, а транспортный налог в сравнении с дорогими авто платит меньший».

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно