Версия для печати 9200 Материалы по теме
Администрации муниципальных образований сегодня параллельно проводят несколько реформ: местного самоуправления, бюджетного процесса, бюджетной сети, государственной службы – направленных на повышение качества услуг, оказываемых населению местной властью, за счет перехода к самостоятельному и эффективному управлению, ориентированному на результат. В ходе реализации законодательных новаций муниципальные образования часто приобретают самостоятельность, выражающуюся лишь в получении широкого перечня полномочий, не подкрепленных ни финансовыми, ни кадровыми ресурсами. Это приводит к несбалансированности местных бюджетов и невозможности осуществления собственных функций в полном объеме.

Как же обеспечить сбалансированность бюджетов муниципальных образований? Ответить на этот вопрос помогут методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, которые разработаны Министерством финансов РФ (письмо Министерства финансов РФ от 15 декабря 2006 г. № 06-04-08/01-161). В документе содержится программа действий по оптимизации расходов, мобилизации доходов и источников покрытия дефицита местного бюджета.
ижевск
#В качестве инструментов осуществления законодательных новаций идеологи реформ предлагают использовать информационные технологии, которые позволяют существенно сократитьм объем рутинного труда служащих и сосредоточиться на реализации изменений. Необходимость применения информационных технологий в процессе реформирования доказывает опыт Республики Удмуртия, Свердловской, Кировской, Липецкой областей, городов Челябинска и Сургута, которые используют в своей деятельности программный комплекс «САПФИР», разработанный Центром Информационных и Финансовых Технологий (Екатеринбург). В этих регионах информационная система обеспечивает эффективную поддержку планирования и прогнозирования бюджетов муниципальных образований, их анализ и корректировку в процессе исполнения. ПК «САПФИР» непрерывно совершенствуется и поддерживает целый комплекс задач управления общественными финансами с учетом современных потребностей региональных и муниципальных органов власти, одной из которых сегодня является обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
В соответствии с рекомендациями Минфина России ключевую роль в обеспечении сбалансированности в последнее время начинает играть оптимизация расходования бюджетных средств. Она достигается с помощью таких мер, как соблюдение принципов разграничения расходных обязательств, ведение реестра расходных обязательств, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, мониторинг, контроль и оценка эффективности бюджетных расходов.
Для оптимального расходования бюджетных средств особое значение приобретает составление и ведение реестра расходных обязательств муниципального образования. «САПФИР» помогает организовать сбор информации от всех главных распорядителей бюджетных средств, провести рассмотрение, согласование, оценку и утверждение обязательств. Система обеспечивает взаимную увязку расходных полномочий муниципального органа власти (с устанавливающими нормативно-правовыми актами) и вытекающих из них расходных обязательств (и нормативно-правовых актов, их закрепляющих). Каждое расходное обязательство кодируется, устанавливается соответствие с бюджетной классификацией, проводится оценка на заданный временной период.
Согласно методическим рекомендациям ключевым направлением совершенствования бюджетных расходов муниципалитетов является внедрение в их деятельность принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Реализация БОР на местном уровне представляет собой трудную и ресурсоемкую (с точки зрения использования временных, материальных и людских ресурсов) задачу, однако ПК «САПФИР» способен существенно облегчить ее решение.
сургут
Базовым инструментом концепции БОР является перспективное финансовое планирование, предполагающее не только расчет целевых ориентиров деятельности главных распорядителей бюджетных средств, но и учет факторов внешней среды, влияющих на их достижение. Инструментарий ПК «САПФИР» обеспечивает многовариантное среднесрочное планирование (в том числе для построения оптимистичного, реалистичного и пессимистичного сценариев перспективного плана) с учетом изменения внешних факторов (это, например, инфляция, темпы роста заработной платы, изменение тарифов ЖКХ и т.д.). Для осуществления перспективного планирования система позволяет хранить в единой базе данные за большой промежуток времени, сопоставлять полученные сведения и приводить их к единой классификации, исследовать и анализировать динамику развития.
Реализация БОР подразумевает и внедрение программно-целевых методов, в частности управление муниципальными целевыми программами. В ПК «САПФИР» поддерживается планирование и учет целевых показателей выполнения программы, расчет соответствующих объемов финансирования с учетом экономических и политических факторов.
липецк
Оптимизировать расходы муниципалитетов согласно рекомендациям Министерства финансов РФ помогут мероприятия по анализу и оценке эффективности расходования бюджетных средств. В качестве инструментов для осуществления данных мероприятий «САПФИР» предлагает ведение реестра бюджетных услуг и реестра бюджетополучателей, мониторинг бюджетной сети, анализ потребностей и фактического предоставления услуг; оценку качества и результативности деятельности бюджетных учреждений.
На сегодняшний день отсутствуют законодательно закрепленные оценки эффективности расходов местных бюджетов. Тем не менее ПК «САПФИР» успешно решает задачи благодаря консолидации всевозможных данных в едином информационно-аналитическом хранилище, реализации большого количества методик оценки, возможности сравнения результатов между собой.
Мероприятия по обеспечению сбалансированности местных бюджетов с помощью ПК «САПФИР» в настоящий момент уже проводятся в Свердловской (в 77 муниципальных образованиях), Кировской (44) и Липецкой (20) областях, Удмуртской республике (30), а также в городах Ижевск, Челябинск, Сургут, Иркутск. Этот факт доказывает востребованность ПК «САПФИР» как эффективного и современного инструмента управления муниципальными финансами в условиях реформирования.

Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.
Поделиться