Иностранные инвесторы, которых правительство стремится привлекать в Россию, оказались «пылесосами», высасывающими из страны сырьевые ресурсы. Они вовсе не хотят вкладываться в переработку российского сырья и в открытие своих предприятий непосредственно на территории РФ. Это не устраивает Россию, у нее иная политика, сообщил глава Минрегиона Виктор Басаргин на VII Байкальском экономическом форуме в понедельник. «Без обиды для наших иностранных инвесторов, но они работают по принципу „пылесоса“. Высасывают сырьевые ресурсы, вывозя их за рубеж, для того чтобы там осуществлять более глубокую переработку, — сказал Басаргин и добавил: — Вся глубокая переработка, в том числе древесины и минерально-сырьевых ресурсов, должна проводиться здесь, на территории РФ».
Басаргин произнес, казалось бы, правильные слова. Инвесторы действительно используют Россию скорее как кладовую ресурсов, а не как современного партнера, который может предоставить площадки для развития бизнеса. Но конкретный адресат претензий Басаргина остался для наблюдателей все же загадкой. Правительству, премьер-министру Владимиру Путину, Министерству экономического развития (МЭР) или Таможенной службе — кому именно Басаргин жаловался на то, что Россия ничем, кроме запасов сырья, привлечь иностранный бизнес не может? Ведь очевидно, что в сложившейся ситуации инвесторы «виноваты» в самую последнюю очередь.
Незаинтересованность инвесторов в переработке сырья внутри России не раз обсуждалась первыми лицами страны. Еще в докризисные годы правительство озаботилось тем, что российские соседи — в частности Финляндия — для своей целлюлозно-бумажной промышленности активно скупали у РФ лес-кругляк. То есть Россия поставляла партнерам самое простое сырье, которое только можно придумать, и оставалась в стороне от производства более сложной продукции.
Тогда правительство решило поднять вывозные пошлины на лес-кругляк, чтобы простимулировать иностранных инвесторов переместить переработку сырья внутрь России. В июле 2007 года пошлины выросли с 4 до 10 евро за 1 кубометр. С 1 апреля 2008 года экспортные пошлины на круглый лес составляли уже 25% таможенной стоимости, но не менее 15 евро за кубометр. Окончательно прекратить экспорт необработанной древесины предполагалось с 1 января 2009 года — после введения запретительной экспортной пошлины на уровне 50 евро за 1 кубометр. Но кризис-2008 скорректировал планы правительства. Введение запретительной пошлины на вывоз из России круглого леса было отложено на год. В 2010 году мораторий продлили.
Как показала практика, постепенное повышение пошлин на лес не привело к активному притоку инвесторов, желающих вложиться в переработку российского сырья внутри РФ. Большинство иностранных инвесторов скорее заняли выжидательную позицию. А с началом острой фазы кризиса вообще стали сворачивать свои проекты.
В стране катастрофически не хватает деревообрабатывающих предприятий. В отрасли эксплуатируется физически и морально устаревшая техника, которая порой стоит на предприятиях еще со времен Советского Союза и износ которой достигает 80%. До сих пор используются технологии с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. В таком состоянии отрасль требует огромных и долгосрочных инвестиций. Ранее представители Минпрома оценивали потребность в инвестициях на уровне 1,2 трлн. руб. вплоть до 2020 года. И это еще довольно скромные оценки. В 2008 году России удалось заключить инвестпроекты лишь на 144 млрд. руб. Однако заключение проекта не гарантировало ренессанс лесной промышленности, ведь с учетом особенностей российской бюрократии строительство новых предприятий могло бы растянуться на
Независимые эксперты соглашаются: стимулирование инвесторов к развитию переработки российского сырья на территории России — верный подход, он способствует развитию внутреннего потенциала и росту ВВП. «Даже если товар будет предназначен для вывоза, а не для внутреннего потребления, задействовать местные ресурсы выгодно — для улучшения качества сервиса, развития транспортной отрасли, инфраструктуры места, где будет производиться переработка сырья», — рассуждает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. Поэтому властям необходимо создавать для инвестора дружественную среду, способствовать решению налоговых и административных вопросов, обеспечивать их квалифицированными кадрами, предоставлять экономические преференции и льготные условия на время разгона производства, считает Микаелян.
Если же Россия хочет сама производить продукцию на экспорт, а не только предоставлять иностранцам первичное сырье, то от нее потребуются немалые инвестиции, в том числе в поднятии собственного статуса на мировом рынке. «Чтобы вывозить за рубеж не лес-кругляк, а отечественную мебель и бумагу, необходимо, чтобы соответствующие бренды пользовались спросом у зарубежного потребителя. А пока мы видим, что и в самой России статусная мебель продается в основном под импортными марками. Проблема упирается в профессиональный дизайн, грамотное позиционирование и рекламные расходы», — замечает гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский.
Исключительно путем запретов проблему не решить. «Необходимы особые льготы для тех отраслей, которые превращают древесину в высокодоходный продукт. Нужна поддержка для тех предприятий, которые способны работать на зарубежном рынке. Государство должно взять на себя расходы по продвижению возможностей России как перспективного экономического партнера в отрасли, только тогда сырьевиков сменят реальные бизнес-модели, — перечисляет Кухарский. — А пока Россию на Западе воспринимают как огромную кладовую сырьевых запасов с неэффективным менеджментом». По мнению эксперта, правительству удается реализовывать планы по переработке сырья пока только в пищевой отрасли благодаря сложившейся конъюнктуре внутреннего спроса.