Директор Института реформирования общественных финансов В. В. Климанов в начале своего выступления коснулся истории вопроса и сказал, что еще в середине
В ходе дискуссии обозначились разные подходы. Госпрограммы могут включать в себя почти все расходы бюджета, и это не противоречит успешной мировой практике, полагают одни участники чтений, ссылаясь, в частности, на опыт США. Так, по мнению О. В. Александрова, генерального директора Центра экономического и финансового консалтинга, программным подходом можно охватить и Резервный фонд, и Фонд национального благосостояния, и внебюджетные фонды.
Другие эксперты говорят, что превращать весь или почти весь бюджет в свод целевых программ совсем необязательно. М. В. Маслова, эксперт Фонда «Институт экономики города», напомнила коллегам, что в России некоторое время вместе с федеральным бюджетом существовал и бюджет развития. Не возвращается ли государство к прежнему подходу? Но тот опыт сложно назвать удачным. Проблема не в том, что документы плохи, а скорее в плохой связи между ними, заметил другой эксперт «Института экономики города» Д. В. Жигалов. «Мы похожи на человека, который пытается двигаться во все стороны одновременно», — образно выразился он.
Почти 80 % расходов федерального бюджета идут на соблюдение конституционных гарантий, они так или иначе связаны с социальной политикой, констатировала А. В. Бусарова, начальник отдела Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ. Но у бюджета есть также функция развития, и здесь без приоритетов и целей никак нельзя.
Мы развиваем рыночные отношения или усиливаем присутствие государства в экономике? Не ответив на этот вопрос, трудно идти дальше по пути программирования. Такой была суть выступления А. Е. Балобанова, ученого секретаря факультета государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Но данная тема дальнейшего продолжения не получила. Разве что А. Н. Митькин, заместитель директора Департамента стратегического управления и бюджетирования Министерства экономического развития РФ, сообщил, что по поручению первого вице-премьера И. И. Шувалова сейчас готовится план мероприятий по переходу на программный бюджет в 2013 году. Возможно, в 2012 году Правительство РФ рассмотрит и утвердит пока
Больше здравого смысла и непредвзятого взгляда со стороны — к этому в завершение разговора призвал присутствующих вице-президент Союза архитекторов России М. В. Перов. Попыткой без предубеждения взглянуть на одну из наиболее сложных финансово-экономических тем и были Августовские чтения. Организаторы не претендуют на истину в последней инстанции, ведь их девиз — «На пути к результату», подчеркнул в своем заключительном слове В. В. Климанов.