Версия для печати 3883 Материалы по теме
Государственные программы: быть или не быть?

Россияне
VIII августовские чтения по общественным финансам в России по традиции были посвящены самой актуальной теме года. Эксперты считают, что это — внедрение программного бюджета. Его и обсуждали 5 августа специалисты, приглашенные Институтом реформирования общественных финансов.

Директор Института реформирования общественных финансов В. В. Климанов в начале своего выступления коснулся истории вопроса и сказал, что еще в середине 2000-х годов появился термин «бюджетирование, ориентированное на результат». Тогда же были провозглашены приоритетные национальные проекты, а впоследствии родилась Стратегия-2020. В марте 2011 года премьер-министр В. В. Путин потребовал повысить отдачу от использования каждого государственного рубля. Вместе с тем начавшееся внедрение программного подхода уже выявило ряд проблем. Они касаются как федеральных министерств, так и регионов и муниципальных образований. Министерства не всегда могут четко поделить сферы ответственности, субъекты Федерации и муниципалитеты не знают, копировать им конструкцию федеральных программ или делать поправки на местную специфику...

В ходе дискуссии обозначились разные подходы. Гос­программы могут включать в себя почти все расходы бюджета, и это не противоречит успешной мировой практике, полагают одни участники чтений, ссылаясь, в частности, на опыт США. Так, по мнению О. В. Александрова, генерального директора Центра экономического и финансового консалтинга, программным подходом можно охватить и Резервный фонд, и Фонд национального благосостояния, и внебюджетные фонды.

Другие эксперты говорят, что превращать весь или почти весь бюджет в свод целевых программ совсем необязательно. М. В. Маслова, эксперт Фонда «Институт экономики города», напомнила коллегам, что в России некоторое время вместе с федеральным бюджетом существовал и бюджет развития. Не возвращается ли государство к прежнему подходу? Но тот опыт сложно назвать удачным. Проблема не в том, что документы плохи, а скорее в плохой связи между ними, заметил другой эксперт «Института экономики города» Д. В. Жигалов. «Мы похожи на человека, который пытается двигаться во все стороны одновременно», — образно выразился он.

Почти 80 % расходов федерального бюджета идут на соблюдение конституционных гарантий, они так или иначе связаны с социальной политикой, констатировала А. В. Бусарова, начальник отдела Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ. Но у бюджета есть также функция развития, и здесь без приоритетов и целей никак нельзя.

Мы развиваем рыночные отношения или усиливаем присутствие государства в экономике? Не ответив на этот вопрос, трудно идти дальше по пути программирования. Такой была суть выступления А. Е. Балобанова, ученого секретаря факультета государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Но данная тема дальнейшего продолжения не получила. Разве что А. Н. Митькин, заместитель директора Департамента стратегического управления и бюджетирования Министерства экономического развития РФ, сообщил, что по поручению первого вице-премьера И. И. Шувалова сейчас готовится план мероприятий по переходу на программный бюджет в 2013 году. Возможно, в 2012 году Правительство РФ рассмотрит и утвердит пока 5–7 государственных программ. Всего же их намечено не менее 40.

Больше здравого смысла и непредвзятого взгляда со стороны — к этому в завершение разговора призвал присутствующих вице-президент Союза архитекторов России М. В. Перов. Попыткой без предубеждения взглянуть на одну из наиболее сложных финансово-экономических тем и были Августовские чтения. Организаторы не претендуют на истину в последней инстанции, ведь их девиз — «На пути к результату», подчеркнул в своем заключительном слове В. В. Климанов.

Поделиться