Государство№9 Сентябрь 2011 — 14 Октября 2011

25 лет АСДГ и межмуниципальному движению в России

Версия для печати 3243 Материалы по теме
25 лет АСДГ и межмуниципальному движению в России

Бабуна
В октябре текущего года Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) исполняется 25 лет. В преддверии этого события в Иркутске было проведено XXVIII общее собрание АСДГ и Форум руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, посвященный обсуждению актуальных вопросов развития местного самоуправления в нашей стране. О современной ситуации в местном самоуправлении и основных итогах форума рассказывает вице-президент АСДГ Роальд Владимирович БАБУН.

Ситуация в МСУ

Несмотря на отдельные достижения, современную ситуацию в местном самоуправлении следует оценивать как сложную, а во многих малых городах и сельских территориях — как критическую, особенно в сфере финансов и кадрового обеспечения. Реальные результаты муниципальной реформы оказались отличными от провозглашенных целей. А главное — снижается зависимость органов местной власти от населения и повышается зависимость от органов государственной власти.

Сковывают местную инициативу чрезмерный государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, огромное количество надзорных инстанций, проверок и отчетности. Органы прокуратуры и суды постоянно предъявляют органам местного самоуправления невыполнимые по финансовым возможностям и срокам требования, что служит основанием для привлечения к ответственности руководителей муниципалитетов.

В органах местного самоуправления (кроме крупных городов) сохраняется острый дефицит квалифицированных кадров. Привлечению на муниципальную службу квалифицированных кадров препятствует крайне низкий уровень заработной платы, особенно в нижнем и среднем звеньях управления.

В ряде средств массовой информации проводится целенаправленная кампания по дискредитации местного самоуправления как некомпетентного и наиболее коррумпированного уровня публичной власти. К сожалению, коррупция и злоупотреб­ления в среде руководителей муниципалитетов действительно имеют место, особенно в сферах земельных отношений и муниципального заказа. И с этим нужно вести непримиримую борьбу. Но сплошь и рядом под так называемым превышением полномочий понимается нормальная, без личной корысти инициатива и самостоятельность руководителей муниципальных образований в условиях несовершенства правовой базы. Эта кампания является одной из существенных причин того, что степень доверия населения к органам местного самоуправления за последние годы снизилась.

В целом можно сделать вывод, что муниципальная реформа 2000-х годов проводилась бессистемно и не принесла ожидаемых результатов. Местное самоуправление в эти годы не усилилось, а, наоборот, ослабло, его авторитет и степень доверия у населения явно упали. В экспертном сообществе неоднократно высказывалась точка зрения, что местного самоуправления в истинном понимании этого слова в сегодняшней России нет, а есть нижний уровень государственной власти. Можно также согласиться с тезисом, что сегодня у государства фактически нет осознанной политики и концепции дальнейшего развития местного самоуправления.

Экономические и финансовые проблемы МСУ

За годы реформы не удалось даже приблизиться к решению ключевой задачи — приведению экономической и финансовой базы муниципальных образований в соответствие с объемами полномочий. Финансовая необеспеченность является на сегодня главной проблемой муниципальных образований. В большинстве субъектов РФ бюджетная и налоговая политика выстроена таким образом, что почти все муниципальные образования, в том числе высокоэффективные городские округа, оказываются бюджетодефицитными и получают от субъектов РФ дотации. Доля доходов местных бюджетов, собираемых на своих территориях, непрерывно сокращается, а возрастает доля дотаций, субсидий и субвенций. Не решены вопросы муниципальной собственности на земли населенных пунктов.

АСДГ неоднократно выступала с предложениями по укреплению финансовой и имущественной базы местного самоуправления. Понимая, что глобальный пересмотр основ налоговой системы сегодня нереален, целесообразно сосредоточиться в этой сфере на решении следующих вопросов.

1 Перевести в число местных налогов налоги, взимаемые по специальным налоговым режимам (на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения), применяемые для предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, ориентированных в основном на местные рынки. Это будет стимулировать органы местного самоуправления поддерживать развитие малого бизнеса на своих территориях и в дальнейшем при замене ЕНВД на патенты сохранить эти доходы за местными бюджетами.

2 В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в пополнении своей налоговой базы предложить органам государственной власти субъектов РФ увеличить объемы передаваемых в местные бюджеты нормативов отчислений от региональных и (или) федеральных налогов, включая дополнительные нормативы по налогу на доходы физических лиц, транспортный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др. В значительной части такая передача могла бы осуществляться без потерь для региональных бюджетов за счет сокращения объемов дотаций, как это предусмотрено в ч. 3 ст. 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

3 В этих же целях рассмотреть вопрос о делегировании органам местного самоуправления государственных полномочий по администрированию земельного налога и налога на имущество физических лиц, а в перспективе — единого налога на недвижимость.

4 Ускорить решение вопроса о разграничении между уровнями публичной власти земельных участков, государственная собственность на которые до настоящего времени не разграничена. В рамках такого разграничения отнести к собственности поселений и городских округов все земельные участки в границах населенных пунктов, свободные от прав третьих лиц. Внести соответствующие изменения в ст. 19 Земельного кодекса и в ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

5 Восстановить право органов местного самоуправления городов — административных центров субъектов РФ на распоряжение городскими землями при обязательном учете и соблюдении интересов органов государственной власти субъектов РФ по предоставлению необходимых для их деятельности земельных участков. Отмена данной нормы в отдельных субъектах РФ не принесла ощутимого положительного эффекта, напротив, во многих регионах увеличился аппарат управления, усложнились процедуры и удлинились сроки предоставления земельных участков.

6 Отменить действующие нормативные акты об освобождении от уплаты земельного налога, поступающего в местные бюджеты, крупных объектов федерального значения (обороны, железнодорожного транспорта, энергетики и др.) с компенсацией потерь владельцам этих объектов из федерального бюджета.

Перспективы МСУ в России и роль АСДГ

Независимо от данной выше весьма критической оценки современной ситуации в местном самоуправлении России, представляется, что перспективы укрепления и дальнейшего развития у местного само­управления есть. И эти перспективы связаны с курсом на модернизацию страны, выдвинутым Президентом РФ. Действительно, главной целью модернизации провозглашен сам человек, его условия жизни, его всестороннее физическое и духовное развитие. А люди живут не в государстве вообще, а на конкретных территориях и по своим жизненным проблемам имеют дело с конкретной местной властью. Именно органы местного самоуправления несут главную ответственность за работу по воспитанию подрастающего поколения, дошкольное и школьное образование, поддержку культуры, создание условий для обеспечения здорового образа жизни населения, развитие массовой физической культуры и спорта, активизацию деятельности многочисленных местных общественных организаций и других структур гражданского общества. В рамках переданных госполномочий органы местного самоуправления несут значительную долю ответственности за социальную поддержку и социальное обслуживание уязвимых групп населения. По всеобщему признанию, вложения в человека — самый выгодный вид вложений и лучше всего осуществлять их именно на муниципальном уровне.

Вторая глобальная задача органов местного самоуправления в процессе модернизации страны — создание благоприятной среды обитания человека во всех населенных пунктах. Сюда входит благо­устройство и озеленение территорий, развитие местной инженерной и транспортной инфраструктуры, инфраструктурное обеспечение массового жилищного строительства, содействие переводу жилищно-коммунального комплекса на ресурсосберегающие технологии и эффективные модели управления и самоуправления жилищным фондом.

Наконец, третья задача органов местного само­управления в процессе модернизации — всесторонняя поддержка развития малого бизнеса, работающего на местные рынки, в том числе инновационного, а также индивидуального предпринимательства.

В реализации перечисленных норм у местного самоуправления практически нет конкурентов. Решение этих задач может быть положено в основу современной концепции развития местного самоуправления в России. Надо ставить вопросы о повышении самостоятельности и реальной автономии органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, в том числе в экономической и финансовой сферах.

У АСДГ есть конкретный перечень предложений по совершенствованию федерального законодательства о местном самоуправлении. Они были сформулированы на прошедшем форуме и направлены в ряд федеральных и региональных органов государственной власти РФ.

Юбилей

В рамках форума прошли торжественные мероприятия, посвященные 25-летию со дня основания АСДГ. Состоялось торжественное награждение юбилейными медалями и памятными знаками лиц, которые создали ассоциацию и в разные годы возглавляли ее, развивая и совершенствуя этот институт, постепенно формируя серьезное, влиятельное сообщество муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока.

За большой личный вклад в становление ассоциации, системы местного самоуправления в России и в связи с юбилеем АСДГ золотыми памятными знаками и юбилейными медалями «25 лет АСДГ» награждены президенты ассоциации, возглавлявшие ее в разные годы. За большой личный вклад, творческую и организаторскую работу по становлению и развитию ассоциации и в связи с 25-летием АСДГ серебряными памятными знаками и юбилейными медалями награждены основатели и ветераны ассоциации. Юбилейными медалями также были отмечены все муниципальные образования, входящие на данный момент в состав ассоциации.

Вдоль Байкальского тракта в честь юбилея АСДГ были высажены 25 лиственниц. «Нет дела благороднее, чем посадить дерево, — сказал на церемонии открытия аллеи В. Ф. Городецкий, мэр Новосибирска, президент АСДГ. — Пусть эта аллея станет напоминанием всем, кто едет на Байкал, что 25 лет между городами Сибири и Дальнего Востока существует крепкая профессиональная дружба». Лиственничную аллею было решено высадить в самом начале Байкальского тракта как символ начала пути ассоциации. А на здании Байкальского лимнологического музея, в котором 25 лет назад состоялась первая конференция руководителей муниципалитетов и был подписан протокол о создании ассоциации, установлена памятная доска, на которой отмечено, что именно здесь была основана АСДГ — первая в СССР организация, которая положила начало возрождению местного самоуправления в России.

Материал подготовлен пресс-службой АСДГ специально для журнала «Бюджет»

Поделиться