Версия для печати 37113 Материалы по теме
О разработке прогнозов социально-экономического развития

Еремина
Председатель Правительства РФ В. В. Путин 12 сентября провел заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановой период. По словам премьер-министра, задачи комиссии — расставить акценты бюджетной политики, окончательно согласовать позиции ведомств по ключевым параметрам, а также рассмотреть прогноз социально-экономического развития России на 2012–2014 годы. В. В. Путин отметил, что «несомненным приоритетом государственных финансов остается баланс доходов и расходов» и уже в текущем году бюджет будет сверстан без дефицита. Наталья Викторовна ЕРЁМИНА, директор Института социально-экономического анализа, член Экспертного совета по законодательству о государственно-частном партнерстве Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству

Показатели и характеристики прогноза

Разработка ежегодных прогнозов социально-экономического развития регламентируется Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Правительством РФ приняты правила разработки прогноза социально-экономического развития (постановление Правительства РФ от 22 июля 2009 г. № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации»), предусматривающие корректировку показателей три раза в год: на этапе разработки сценарных условий, самого прогноза социально-экономического развития и уточненного прогноза. В правилах сформирован перечень показателей и характеристик, включаемых в состав прогноза:

  • оценка достигнутого уровня социально-экономического развития;
  • характеристика условий соци­аль­­но-экономического развития в очередном финансовом году и плановом периоде, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов;
  • основные показатели развития мировой экономики на очередной финансовый год и плановый период, включая прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;
  • оценка факторов и ограничений социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период;
  • перечень задач и целевых показателей, обеспечивающих реализацию целевого варианта прогноза, соответствующих целевым значениям показателей, определенных в ОНДП;
  • основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры на очередной финансовый год и плановый период;
  • основные направления территориального развития на очередной финансовый год и плановый период;
  • баланс институциональных секторов экономики на очередной финансовый год и плановый период, отражающий условия финансовой сбалансированности параметров развития экономики и секторов экономики, а также показатели развития институциональных секторов экономики с учетом влияния мер государственной политики в области экономического развития и другие показатели по согласованному между Минэкономразвития и Минфином России перечню.

Конкретизация показателей прогноза

Для конкретизации показателей Министерством экономического развития РФ приняты Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период. Данный документ описывает входящие в него конкретные показатели:

  • темпы роста мировой экономики;
  • курсы основных валют;
  • мировые цены на энергоносители (нефть, газ, нефтепродукты);
  • экспорт в целом и в разрезе 11 аналитических товарных групп ТН ВЭД России (см. справку «Бюджета»). Также выделяется экспорт сырой нефти, природного газа и неф­тепродуктов;
  • импорт в целом и в разрезе 11 аналитических товарных групп ТН ВЭД России. Также выделяется импорт из стран дальнего зарубежья и СНГ, предусмотрено выделение потребительского, инвестиционного и промежуточного импорта;
  • прогноз ценовых показателей, в том числе индекса потребительских цен (инфляции), предельных параметров роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, индексов цен производителей (ИЦП) и индексов-дефляторов цен по важнейшим видам экономической деятельности;
  • прогноз ВВП и его элементов;
  • прогноз производства по видам экономической деятельности;
  • прогноз оборота розничной торговли и платных услуг населению;
  • прогноз инвестиций в основной капитал с выделением бюджетных инвестиций;
  • прогноз демографических показателей, в том числе численности и структуры населения;
  • прогноз рынка труда, в том числе фонда заработной платы, среднемесячной заработной платы и среднесписочной численности работников, уровня безработицы;
  • прогноз величины прожиточного минимума и уровня абсолютной бедности;
  • прогноз развития социально-культурной сферы;
  • прогноз финансовых результатов экономики, включая прибыль, амортизацию и прогнозный баланс основных фондов по полной учетной стоимости;
  • прогноз развития малого и среднего предпринимательства.

Следует отметить, что прогноз социально-экономического развития по нормативным документам не включает территориальные аспекты, хотя в тексте доклада по прогнозу социально-экономического развития традиционно присутствует соответствующий раздел. В части долгосрочного прогноза социально-экономического развития законодательство пока предусматривает разработку документа единовременно (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

В настоящее время идет разработка законопроекта «О государственном стратегическом планировании», который должен расширить перечень положений, регламентирующих процессы прогнозирования, в том числе предусмотреть необходимость периодического составления (актуализации) долгосрочных прогнозов.

Прогнозы на региональном уровне

Система государственных прогнозов и порядок государственного прогнозирования в субъектах РФ установлены теми же законодательными актами, что на федеральном уровне. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ является документом социально-экономического планирования, который формируется с учетом положений ст. 173 БК РФ, Закона № 115-ФЗ, постановления Правительства РФ № 596. В зависимости от региона может приниматься нормативный акт, регламентирующий процедуры разработки прогноза социально-экономического развития субъекта РФ и входящих в его состав муниципальных образований.

При разработке прогноза применяются также Методические рекомендации по составлению прогнозов субъектами РФ, разрабатываемые Мин­экономразвития России. Такие Методические рекомендации ежегодно уточняются и направляются в субъекты РФ для применения в процессе прогнозирования и организации взаимодействия с муниципальными образованиями. Рекомендации готовятся в том числе для получения от регионов унифицированной информации о региональных показателях с целью их последующей обработки. Для этого субъектам РФ рассылается типовая форма, которая содержит около 650 показателей и предусматривает составление не менее двух вариантов прогноза. Данная форма содержит также блок показателей в сфере прогноза закупок продукции для региональных и муниципальных нужд.

Прогноз социально-экономичес­кого развития субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период, как правило, разрабатывается:

  • для определения тенденций и количественных значений показателей регионального социально-экономического развития;
  • определения значений показателей целей социально-экономической политики правительства субъекта РФ;
  • формирования основы для разработки проекта регионального бюджета, разработки и корректировки среднесрочного финансового плана субъекта РФ (в случае если бюджет формируется на один год);
  • обоснования внесения корректив в стратегию и программу социально-экономического развития субъекта РФ;
  • оценки степени воздействия отдельных решений федеральных и региональных органов государственной власти на социально-экономическое развитие субъекта РФ.

Как и на федеральном уровне, региональные прогнозы социально-экономического развития являются основой для составления региональных бюджетов. В основе региональных прогнозов лежат показатели, разрабатываемые на федеральном уровне, а также планы развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории, действующие программы и иные документы. Таким образом, в регионах прогноз экономических показателей может носить частично целевой характер. На федеральном уровне данный подход практически не применяется.

Прогнозы на муниципальном уровне

На муниципальном уровне процедуры, как правило, гораздо проще, чем на федеральном или региональном. При разработке прогноза развития муниципальных образований также применяются Методические рекомендации по составлению прогнозов субъектами РФ, разрабатываемые Минэкономразвития России. Кроме того, субъект РФ на своей территории может принимать собственные руководства по составлению прогнозов для муниципальных образований.

Прогноз социально-экономи­чес­кого развития муниципального образования (района, городского округа, поселения) разрабатывается, как правило, на один или три года. Однако в отдельных субъектах РФ прогноз должен разрабатываться на срок не менее трех лет с ежегодным уточнением. Несмотря на видимое сходство, технология составления прогноза на муниципальном уровне существенно отличается от работы на вышестоящих уровнях. Для составления прогноза используются данные муниципальной статистики. Правительством РФ принят Порядок предоставления органами муниципального статистического учета органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (МО) (постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 670). Однако кроме данных регулярной статистической и ведомственной отчетности существенное влияние на прогнозы развития МО оказывают:

  • информация об инвестиционных проектах на территории МО;
  • планы организаций, осуществ­ляющих деятельность на территории МО (в том числе оценки перспектив развития системообразующих предприятий, присутствующих почти в каждом МО).

Прогноз социально-экономи­чес­кого развития муниципальных образований разрабатывается, как правило, самостоятельно, однако возможны варианты, когда несколько муниципалитетов могут объединять усилия в соответствии с соглашениями (в частности, руководствуясь ст. 173 БК РФ). После разработки прогноза развития муниципального образования проводится его согласование с прогнозом субъекта РФ, в состав которого входит муниципалитет.

Как и на других уровнях, прогноз социально-экономического развития муниципального образования одобряется местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в представительный орган местного самоуправления. Прогноз и аналитическая записка к прогнозу являются неотъемлемой частью проекта бюджета и вносятся в представительный орган власти МО на утверждение в его составе.

Прогноз экономического развития на федеральном уровне оказывает ключевое влияние на результаты прогнозирования развития территорий. При этом в большинстве регионов непосредственно руководствуются ценовыми индексами, заимствованными из сценарных условий или прогноза социально-экономического развития страны.

Поделиться