Версия для печати 2968 Материалы по теме
В России завершился первый этап пенсионной реформы, о необходимости которой говорилось около десяти лет. Этой теме посвящено множество статей и телевизионных программ. В чем же суть реформы?
Фатима ДЗГОЕВА

Прежде всего произошел отказ от распределительной пенсионной системы, простроенной на солидарности поколений (когда все работающие содержат пенсионеров), — к индивидуально-накопительной, при которой каждый будущий пенсионер «откладывает» средства на свою старость. Так как же сказались новые правила на условиях назначения и размере пенсии?
Начнем с права на пенсию. Согласно новому законодательству, для того чтобы получить наиболее распространенную трудовую пенсию — по старости (существует также пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца), необходимо наличие двух условий.
Первое — достижение пенсионного возраста, который, несмотря на имевшиеся предложения, решено было оставить на прежнем уровне: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Стоит отметить, что в большинстве стран пенсионный возраст составляет 65—70 лет и не зависит от пола. Тем не менее его повышение в ходе реформы было признано преждевременным ввиду крайне низкой продолжительности жизни в России.  Трудовая пенсия по старости может быть предоставлена и в более раннем возрасте. Главным образом это «льготники», в прошлом имевшие право на пенсию за выслугу лет, которая теперь называется досрочной пенсией по старости. Кроме того, право на досрочную пенсию имеют: женщины, родившие пять и более детей; военнослужащие, получившие инвалидность вследствие травмы; инвалиды III степени по зрению; работники, осуществлявшие педагогическую, а также лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и другие.
Нужно отметить, что отдельным категориям граждан досрочная пенсия будет предоставляться по системе профессиональных пенсий, предполагающих дополнительные отчисления работодателей в Пенсионный фонд за подобные пенсии (в связи с этим планируется принятие закона о профессиональных пенсиях).
Вторым условием назначения пенсии по старости является наличие страхового стажа. Если раньше требовалось не менее 25 лет общего трудового стажа для мужчин и 20 лет для женщин, то теперь необходимо всего 5 лет (но именно страхового стажа). Следует отметить, что для приобретения права на трудовую пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца никаких требований к продолжительности стажа нет: данные пенсии могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца хотя бы одного дня работы. Иными словами, важен сам факт того, что лицо застраховано. Перечень включаемых в стаж периодов претерпел существенные изменения. Это вызвано сокращением требуемой продолжительности страхового стажа и тем, что теперь он не будет оказывать какого-либо влияния на размер пенсии, а должен определять только наличие либо отсутствие права на трудовую пенсию.
Так что же теперь включается в страховой стаж? Во-первых, периоды работы и иной деятельности при условии, что за это время уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Возможен вариант добровольной уплаты взносов и за неработающее лицо, закон также будет признавать это страховым стажем (лишь бы платились взносы). Кроме того, в страховой стаж могут включаться и «нестраховые периоды»: военная служба; получение пособия по временной нетрудоспособности; уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет.
Но при этом действует одно обязательное условие. Эти периоды засчитываются в страховой стаж лишь в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, за которые уплачивались взносы в Пенсионный фонд!
И еще. Включенные в страховой стаж периоды исчисляются календарно, то есть без льгот (ранее, в частности, военная служба по призыву засчитывалась как год за два и т. д.).
Что же не включаются в стаж? Исключены периоды учебы — в том числе в аспирантуре, докторантуре; проживание жен (мужей) военнослужащих вместе с супругами в местностях, где они не могли трудоустроиться; проживание за границей жен (мужей) работников российских учреждений и международных организаций и другие периоды.
Данная норма страхового  стажа введена новым законодательством с 1 января 2002 г.  У тех же граждан, кто работал до введения в действие нового законодательства, оценка пенсионных прав производится с учетом общего трудового стажа. Но, к сожалению, этот общий трудовой стаж хоть и шире страхового стажа, но все же не совпадает с тем общим трудовым стажем, который в действительности был до 1 января 2002 г. (в частности, в него не включается время учебы).
Теперь о размере пенсии. Новый порядок определения размеров трудовых пенсий связан с изменением механизма формирования средств Пенсионного фонда. Работодатели продолжают выплачивать пенсионные страховые отчисления в размере 28% в рамках ЕСН. Однако эти 28% теперь делятся на две части по 14% каждая. При этом 14% отчисляются прямо в федеральный бюджет и затем вновь направляются в Пенсионный фонд на выплату базовой части трудовой пенсии. Другие 14% непосредственно поступают в Пенсионный фонд. Из этих 14% только 8% расходуется на выплату текущих пенсий, а 6% (или от 2 до 4%) направляются в накопительные системы и в течение 10 лет расходоваться не будут. Таким образом, как мы видим, на сегодняшний день в накопительную систему вовлечены мужчины, родившиеся в 1953 г. и позже, и женщины, родившиеся не ранее 1957 г.
Однако установленный с 1 января 2002 г. порядок вновь будет претерпевать изменения, что связано с проводимой налоговой реформой. Совсем недавно Правительством РФ принято решение с 2005 г. снизить ЕСН с 35,6% (из которых 28% предназначалось на пенсионное обеспечение) до 26%. Из-за этого дефицит Пенсионного фонда в 2005 г. составит около 280 млрд. руб. В связи с этим предполагается снизить отчисления на базовую часть с 14 до 6%, а также исключить из накопительной системы граждан 1967 г. рождения и старше. Взамен эти граждане получат право добровольно отчислять в накопительную систему 4% от зарплаты.
Для стимулирования подобных отчислений было принято решение освободить добровольный взнос от подоходного налога, а также государство берет на себя обязательства добавлять к накопительным взносам еще 2%, но не менее 2 тыс. руб. в год. У тех граждан, кто вовлечен в накопительную систему, данные о размере накоплений отмечаются в специальной части индивидуального лицевого счета каждого застрахованного в территориальных органах Пенсионного фонда. Эти накопления будут инвестироваться в народное хозяйство. Таким образом, накопительный счет будет пополняться за счет инвестиционного дохода, который сумеет получить управляющая компания.
Таким образом, если ранее пенсия исчислялась исходя из продолжительности трудового стажа и заработка, то теперь пенсия будет зависеть от суммы фактически уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, то есть пенсионного капитала. Но поскольку весь капитал при достижении пенсионного возраста единовременно выплачен быть не может, необходимо было оценить, сколько же проживает в среднем лицо после выхода на пенсию, на какой срок растянуть ежемесячные пенсионные выплаты? В законе такой срок установлен в 19 лет, или 228 месяцев. В связи с этим структура трудовой пенсии по старости будет выглядеть следующим образом.
Базовая часть — в твердой сумме 450 руб. (на сегодняшний день с учетом индексации равна 621 руб.). Эта сумма не зависит ни от величины заработка, ни от страхового стажа. При определенных условиях (достижение возраста 80 лет, наличие инвалидности III степени первой группы) пенсия составляет 900 руб. При наличии иждивенцев ее размер повышается на 150 руб. Таким образом, размер базовой части может достигать 1350 руб. (без учета индексации).
Размер страховой части пенсии зависит от общей суммы страховых взносов (кроме накопительных) и иных поступлений, выплаченных за данное лицо на протяжении всей его трудовой деятельности в Пенсионный фонд, и количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев). Поскольку система исчисления страховой части с периодом ожидания в 19 лет может привести к крайне низким размерам пенсии, сумма базовой и страховой части трудовой пенсии не может быть менее 660 руб. в месяц.
Накопительная часть трудовой пенсии может быть установлена лишь в будущем тем лицам, для которых вводится накопительный страховой взнос.  Определяется накопительная часть путем деления суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии.
Из всего этого можно сделать вывод, что выплата страховой и накопительной частей в пределах накопленных средств на индивидуальном счете застрахованного предполагается, в частности, мужчинам до 79 лет, т.е. 19 лет после выхода на пенсию. В случае если гражданин переживет этот возраст, за ним сохраняется только базовая часть. Если же не проживает все 19 лет (а средняя продолжительность жизни мужчины в Российской Федерации — около 57 лет), то оставшаяся на его счете сумма может быть выплачена родственникам.
Как уже отмечалось, средства, предназначенные для накопительной части, предполагается инвестировать. Кому доверить свои пенсионные накопления — решать самим будущим пенсионерам. Существует возможность доверить управление накопительной частью своей пенсии частным управляющим компаниям или оставить в управлении государственной управляющей компании.
Инвестиционная деятельность государственной управляющей компании будет довольно консервативна — это в основном государственные обязательства. Возможны также ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством, денежные средства на банковских счетах. Скорее всего, доходность вверенных накоплений будет невелика, но сохранность средств гарантируется государством.
Негосударственные управляющие компании, имея лицензию на управление пенсионными накоплениями, заключают договор с ПФР и занимаются инвестированием средств за определенное вознаграждение (оно не должно превышать 10% от полученного дохода).
При проведении Минфином РФ конкурсного отбора негосударственных управляющих компаний предъявлялись следующие требования: компания должна иметь под управлением не менее 100 млн. руб.; собственные средства составляют не менее 50 млн. руб.; застрахована профессиональная ответственность; нет убытков по итогам как минимум двух из трех последних лет, а также не должна  быть просрочена задолженность перед бюджетом за два последних финансовых года.
Для управляющих компаний установлены некоторые ограничения. В частности, входящие в инвестиционный портфель госбумаги РФ или ипотечные ценные бумаги одного выпуска не должны превышать 35% находящихся в обращении бумаг этого выпуска.
Существуют ограничения: доля государственных ценных бумаг субъектов РФ — 40%; облигации российских эмитентов, выпущенные от имени муниципальных образований, — 40%; облигации российских хозяйственных обществ и акции российских  эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами, в 2004 г. должны составлять соответственно 50 и 40%. К 2007 г. этот лимит постепенно поднимется — соответственно до 80 и 65%. Предусмотрены и иные ограничения.
Если, делая свой выбор, гражданин решил, что его накопления должны остаться под контролем государства, либо, не зная, как поступить, не предпринял никаких действий — то есть ПФР не получил заявления в установленные сроки, — то «по умолчанию» средства, предназначенные для финансирования накопительной части, переходят под управление государственной управляющей компании. Однако застрахованный может изменять свой выбор. Ежегодно будет предоставлена возможность переводить деньги из государственной управляющей компании в негосударственную и наоборот, а также менять негосударственную компанию, если будущий пенсионер разочарован результатами ее работы. В частности в 2004 г. в течение трех месяцев (с 1 июля по 1 октября) Пенсионный фонд будет принимать заявления от граждан о переводе средств, а затем — с 1 октября по 1 декабря — обрабатывать такие запросы и передавать их в управляющие компании. Они, в свою очередь, обязаны с 1 декабря по 1 января направить деньги по указанному Пенсионным фондом адресу. Однако это может быть не совсем выгодно, поскольку управляющая компания оставляет себе часть накоплений в качестве неустойки.
Наряду с системой трудовых (страховых) пенсий, о которых шла речь, закреплена прежняя привилегированная пенсионная система, в соответствии с которой за счет государственного бюджета обеспечиваются: —все федеральные государственные служащие, проработавшие 15 лет и более. Они имеют право получать пенсию за выслугу лет в дополнение к трудовой (страховой); —военнослужащие и другие приравненные к ним категории граждан; —лица, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф, а также лица из числа участников войны, военнослужащие по призыву и их семьи, другие нетрудоспособные граждане, обеспечиваемые социальной пенсией. По последним данным, только 2% будущих пенсионеров доверили свои сбережения негосударственным компаниям. Из 41,5 млн. пенсионеров лишь более 700 тыс. человек предпочли услуги негосударственных управляющих компаний.   
Журнал «Бюджет» №5 май 2004 г.
При написании статьи использованы материалы правовой системы «Консультант плюс»

Поделиться