25 апреля 2024 года
Версия для печати 6770 Материалы по теме
От дотационности к самодостаточности

Мальсадов
Одной из наиболее актуальных для Республики Ингушетия проблем остается необходимость увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона. Этой цели должно способствовать создание рекреационных горно-туристических объектов республики, а также реализация инвестиционных проектов при поддержке государственных гарантий Российской Федерации. Мурат Багаудинович МАЛЬСАГОВ, министр финансов Республики Ингушетия

Бюджет-2012: основные новации

Бюджет Республики Ингушетия на 2012 год принят с превышением расходной части над доходной, то есть с небольшим дефицитом. В отличие от бюджета 2011 года доходная часть бюджета 2012 года будет увеличена за счет дополнительного распределения финансовых средств в разрезе субъектов РФ. Мы ожидаем получения дополнительных финансовых средств от главных распорядителей бюджетных средств, таких как Минобрнауки, Минэкономразвития, Минрегион России, Фонд реформирования ЖКХ. В 2012 году будет образован дорожный фонд, который также позволит республике получить дополнительные доходы от поступлений транспортного налога и средств от уплаты акцизов на горюче-смазочные материалы.

Что касается расходной части бюджета Республики Ингушетия 2012 года, то здесь главной новацией будет увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с решениями, принятыми в 2011 году и принимаемыми в 2012 году. Кроме того, в целях развития реформы здравоохранения в республиканском бюджете впервые предусмотрен трансферт бюджету республиканского фонда обязательного медицинского страхования в рамках реализации мероприятий программы «Модернизация здравоохранения на 2011–2012 годы». Переход к одноканальной системе финансирования бюджетных, автономных и казенных медицинских учреждений предполагает, что основная часть средств будет направляться из системы ОМС, при этом оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объема и качества оказываемых услуг.

Отмечу, что бюджет 2012 года позволит обеспечить стабильное выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, и прежде всего социальных.

Резервы для роста

Республика Ингушетия остается одним из высокодотационных регионов Российской Федерации. Зависимость от трансфертов из федерального бюджета обусловлена низкой доходной базой и необходимостью обеспечения всех полномочий субъекта. В то же время наблюдается тенденция к изменению ситуации. Анализ уровня дотационности республики показывает, что он имеет явную динамику к сокращению. Так, если в 2008 году уровень дотационности составлял 93,1 %, то к концу 2011 года он планомерно снизился до 85 % (в 2009-м — 92,4 %, 2010-м — 90,6 %, на начало 2011-го — 87,6 %).

Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней является одной из наиболее важных задач, стоящих перед органами исполнительной власти республики. В конце концов именно от уровня собираемости налогов зависит исполнение органами власти взятых на себя обязательств перед обществом. Учитывая дотационность бюджета Республики Ингушетия, вопросы увеличения собираемости налогов приобретают для региона особую актуальность. В связи с этим главой Республики Ингушетия перед правительством и налоговыми органами республики поставлена задача обеспечить значительный рост поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет региона. Правительством Ингушетии утвержден План мероприятий по увеличению поступлений по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней республики.

Несомненно, увеличению собираемости налогов в регионе будет способствовать реализация такого крупного проекта, как создание рекреационных горно-туристических объектов республики (прогнозируется до 4 млрд руб. налоговых поступлений в год), а также реализация трех инвестиционных проектов, отобранных в рамках предоставления государственных гарантий Российской Федерации, на общую сумму 13 млрд руб. Совокупный бюджетный эффект от реализации последних составит 8,3 млрд руб. В настоящее время в условиях отсутствия в респуб­лике достаточной налогооблагаемой базы и увеличения доли убыточных предприятий основным инструментом повышения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней остается работа по легализации объектов налогообложения, усилению контрольной деятельности, а также более тесное взаимодействие с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти.

Межбюджетные отношения: пути совершенствования

Последние законодательные изменения в сфере межбюджетных отношений в нашей стране касаются разграничения расходных бюджетных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти, разграничения налоговых доходов, корректировки правил предоставления межбюджетных трансфертов. Все эти преобразования способствуют оздоровлению общественных финансов, большей сбалансированности региональных бюджетов.

Вместе с тем в организации бюджетного устройства остается много нерешенных проблем. Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно только при правильном построении межбюджетных отношений и четком справедливом балансе доходов и расходов бюджетов всех уровней. Полагаю, что для усиления мотивации регионов к увеличению своего налогового потенциала и повышения уровня их самостоятельности в использовании инвестиционных средств необходимо пересмотреть методику распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и Фонда регионального развития, а также порядок предоставления инвестиционной поддержки регионов. Субъекты, получающие наибольшее финансирование из федерального бюджета, но пока числящиеся как дотационные, должны осознать перспективу сокращения этих дотаций. Тогда в их интересах будет повысить вклад таких инвестиций в прирост своего экономического и налогового потенциала. В связи с этим необходимо установить систему показателей качества жизни населения, за которые органы власти соответствующего уровня несли бы непосредственную ответственность и отчитывались перед федеральным центром и населением.

На мой взгляд, решение проблемы повышения эффективности российской модели межбюджетных отношений кроется в полноценной реализации принципа бюджетной сбалансированности, то есть соответствия доходов и расходов бюджета, и принципа бюджетной самостоятельности.

Финансовые взаимоотношения с местными бюджетами

В соответствии с федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 24 ноября 2008 г. № 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» с января 2010 года органы местного самоуправления республики приступили к исполнению своих полномочий.

В связи с реформой местного самоуправления произошли изменения и в бюджетной системе республики: сформировался новый уровень бюджетов — бюджеты сельских поселений, выравнивание бюджетной обеспеченности которых производится путем предоставления из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов субвенций на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам сельских поселений. В республике была создана нормативная база, регулирующая взаимоотношения республиканских органов власти и органов местного самоуправления в области наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и регулирования межбюджетных отношений. В связи с тем, что большинство муниципальных образований республики являются высокодотационными, основным направлением развития межбюджетных отношений на ближайший период является совершенствование механизма распределения финансовой помощи муниципалитетам с целью усиления их заинтересованности в расширении налоговой базы и собираемости налогов, в том числе путем замены части дотаций на дополнительные нормативы отчислений.

Отмечу, что начиная с бюджета 2012 года республика перешла на формирование трехлетнего бюджета, что создает условия для повышения качества финансового планирования местных бюджетов.

Реформа бюджетной сети

Не могу не упомянуть и о другой новации наступающего года. Уже с 1 января 2012 года Республика Ингушетия перешла на реализацию Закона № 83-ФЗ, что приведет к формированию кардинально новой системы финансирования сети бюджетных учреждений. Напомню, что упомянутым законом устанавливается переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года.

В республике разработана и утверждена вся необходимая нормативно-правовая база. Проведена большая работа по изменению статуса бюджетных учреждений и разработке перечней государственных и муниципальных услуг. Министерством финансов Республики Ингушетия осуществляется координация всей проводимой работы, а также размещение на официальном сайте Министерства финансов РФ структурированной информации в рамках реализации Порядка размещения, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 21 июля 2011 г. № 86н.

Справка "Бюджета"

Мурат Багаудинович МАЛЬСАГОВ, министр финансов Республики Ингушетия

Родился 20 декабря 1971 г. в городе Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР. Окончил Орджоникидзевский финансовый техникум, Северо-Кавказскую академию государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление».

В 1989 г. — ревизор-инспектор в Назрановском райфо.

В 1989–1991 гг. — служба в рядах Вооруженных сил.

В 1991–1995 гг. — экономист в АОЗТ «Амик».

В 1995–1997 гг. — ведущий специалист, главный специалист Министерства финансов Республики Ингушетия.

В 1997–1998 гг. — начальник отдела УФК

по Республике Ингушетия.

В 1998–2006 гг. — заместитель министра финансов Республики Ингушетия.

В 2006–2008 гг. — финансовый директор в ООО «Автоклуб», в ЗАО «Страховая компания „ЛК-Сити“».

С декабря 2008 г. — заместитель министра финансов Республики Ингушетия.

С мая 2011 г. — министр финансов Респуб­лики Ингушетия.

Заслуженный экономист Республики Ингушетия.

Женат, имеет троих детей.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно