По данным сайта, доходы московского бюджета в 2012 году составят 1,459 трлн рублей, а в 2013 году — 1,562 трлн рублей, в 2014 году — 1,724 трлн рублей. Расходы бюджета составят 1,712 трлн, 1,804 трлн и 1,945 трлн соответственно. Таким образом, в ближайшие три года запланирован дефицитный бюджет города.
Основную часть доходов Москве приносят налог на прибыль — 40,8% (540,3 млрд рублей) и налог на доходы физических лиц — 30,3% (401,9 млрд рублей). Еще 5,7% дохода в бюджет добавляет налог на имущество организаций, 4,6% — субвенции и субсидии из федерального бюджета, 2% — дивиденды, 1,4% — акцизы (в том числе на нефтепродукты) и 1,3% — доходы от арендной платы за землю.
Остальные налоговые и неналоговые поступления не превышают 1%. В эту категорию, к примеру, входит транспортный налог, доходы от аренды нежилых помещений, от продажи активов города и от реализации инвестконтрактов.
В итоге большую часть бюджета Москва пополняет за счет налоговых доходов, которые в 2011 году принесли 82,3% всех доходов, остальная часть — неналоговые поступления.
При этом больше всего город тратит на национальную экономику, образование и социальную политику. В 2011 году на них было потрачено 214,9 млрд, 206,4 млрд и 194,4 млрд рублей соответственно. На четвертом месте по объему расходов города статья жилищно-коммунальных услуг (180,2 млрд рублей), на пятом — здравоохранение (160,6 млрд рублей). Пять самых крупных расходных статьей в сумме дают 956,5 млрд рублей, что составляет 68,4% всех расходов от 1399 млрд рублей.Структура доходов во всех перечисленных городах будет существенно отличаться от доходов российских регионов, в том числе Московского, указывают эксперты.
«Дело в том, что в западной структуре налогообложения, по грубым оценкам, 80% налогов платят физическое лица и лишь 20% — юридические. В России же все наоборот. Обычный человек знает лишь транспортный и подоходный налоги, а все остальные страшные налоги: страховые выплаты в 30%, налог на прибыль, НДС и прочее — головная боль работодателя», — объясняет гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. Недавно посчитали: для того чтобы платить работнику «белую» зарплату в 100 тыс. рублей, работодателю надо 80 тыс. рублей отдать в бюджет в виде всех этих налогов, добавляет Пятенко. По его словам, из-за такой разной структуры налоговых поступлений сложно сравнивать бюджетные доходы Москвы и Нью-Йорка.
«Бюджет Москвы — это бюджет субъекта Федерации. Его доходы в массе составляют поступления от налога на прибыль организаций, налога по упрощенной системе налогообложения. Но львиная доля приходится на отчисления с прибыли сырьевого и финансового сектора. Головные офисы крупнейших российских компаний находятся в Москве, и здесь эти компании отчитываются перед бюджетом», — говорит партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов.
В Москве доля доходов от налога на прибыль составляет 40,8%, так как здесь существенная концентрация крупных налогоплательщиков. «Если в Нью-Йорке зарегистрируется какая-то крупная корпорация, то для бюджета города это не будет иметь серьезного значения. А если из Москвы уйдет любой из гигантов — это будет брешь для бюджета. Достаточно вспомнить, когда Газпромнефть перевели из Омска в Питер, как рухнул омский бюджет и как сложно было такую дыру латать. Налоги делают российские города более чувствительными к крупным налогоплательщикам», — соглашается Пятенко.Основная же строка доходов Нью-Йорка — это налог на имущество, который приносит порядка пятой части всех денег, десятую часть приносят зарплаты жителей, примерно столько же получает город от компаний, отмечает Сергей Варламов. «Нью-Йорк предоставляет налоговые стимулы для бизнеса, чтобы тот развивался и создавал рабочие места. Потому что работающий и проживающий в собственном, хоть и заложенном, жилище американец — это желаемый налогоплательщик для Нью-Йорка», — говорит юрист.
Сергей Пятенко указывает также на то, что Москва, по всей видимости, не добирает доходов в бюджет за счет управления городской недвижимостью. «Москва за счет сдачи зданий и участков земли в аренду получает существенно меньше, чем могла бы. Тут можно выдвигать различные версии, почему город сдает свою собственность так дешево. Но при столь больших налоговых поступлениях у города просто нет стимулов для более эффективного управления городской недвижимостью», — отмечает Пятенко из ЭПШ ФБК.
«Таким образом, бюджет Нью-Йорка живет в основном за счет налогов на имущество (недвижимость, автомобили) и зарплаты, а в России бюджеты регионов содержатся в основном от налога на прибыль. Нью-Йорк живет за счет создания рабочих мест и строительства нового жилья, а Москва — за счет финансовых успехов крупного и среднего бизнеса», — резюмирует Сергей Варламов.Затраты бюджетов двух городов также существенно отличаются. «Москва прилично тратится на цели здравоохранения, поскольку это предписывает законодательство об организации государственной власти в регионах. В США главенствующее место в системе здравоохранения занимает страховая система, поэтому бюджетное финансирование больниц в Нью-Йорке достаточно ограничено и касается незащищенных слоев населения», — указывает Сергей Варламов.
Кроме того, бюджет Нью-Йорка также включает в себя «затраты на демократию», к примеру на выборы судей, тогда как в Москве судьи назначаются, добавляет эксперт. Нью-Йорк также тратит на полицию, а в России полиция — это бремя «федералов», замечает партнер «Налоговика».
Впрочем, Пятенко считает, что логичней было бы сравнивать бюджет Москвы с такими городами, как Мехико или Рио-де-Жанейро, потому что с этими странами Россия находится на одном уровне экономического развития. «В Мехико никто с точностью до миллионов не может сказать, сколько в реальности там живет людей, так же как и в Москве. А это определенная нагрузка на бюджет. Официально в Москве живут 11,5 млн человек, но, я думаю, цифра в