25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5031 Материалы по теме
«У России есть возможность увеличить господдержку АПК»

Скрынник
На вопросы журнала «Бюджет» ответила министр сельского хозяйства РФ  Елена Борисовна СКРЫННИК.

— Елена Борисовна, какие формы финансовой поддержки АПК применяются государством в настоящее время?

— В рамках госпрограммы развития сельского хозяйства поддержка агропромышленного комплекса прежде всего осуществляется в форме предоставления федеральных субсидий бюджетам субъектов РФ на условиях софинансирования. В соответствии с постановлениями Правительства РФ, регламентирующими предоставление сельхозтоваропроизводителям субсидий, уровень софинансирования субъекта устанавливается не ниже 5 и не выше 95 процентов в зависимости от вида субсидии и уровня бюджетной обеспеченности региона. Субсидии выделяются на поддержку племенного животноводства, приобретение средств химизации, поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства, на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам, а также на развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства.

В федеральном бюджете в 2012 году предусмотрены средства в объеме 136,1 миллиарда рублей. При этом большая часть финансирования — 122,6 миллиарда рублей будет направлена на цели государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социального развития села. По сравнению с 2011 годом объемы господдержки увеличены на 13,2 миллиарда рублей. Так, в 2012 году на 1 миллиард рублей увеличен лимит по страхованию, на 0,6 миллиарда — лимит средств на поддержку закладки многолетних соглашений, на 0,5 миллиарда — на поддержку завоза семян в районы Крайнего Севера. Кроме того, на 6,8 миллиарда рублей увеличена компенсация затрат по инвестиционным кредитам и почти на 1 миллиард — компенсация затрат по кредитам для малых форм хозяйствования.

В 2012 году на экономически значимые региональные программы субъектов выделено 12,9 миллиарда рублей. Эти средства пойдут на финансирование как существующих направлений, так и на поддержку, создание и реконструкцию мелиоративных систем, а также на производство свинины. Кроме того, по поручению Председателя Правительства РФ В. В. Путина выделены 2 миллиарда рублей на программу «Начинающий фермер», 1,5 миллиарда — на развитие семейных ферм, 1,4 миллиарда — на оформление в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами земельных участков.

Еще одно важное направление — Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», которая включает мероприятия по улучшению жилищно-бытовых условий граждан, проживающих в сельской местности. Общий объем финансирования в 2012 году предлагается увеличить с 7,7 до 10,2 миллиарда рублей. Отдельного рассмотрения заслуживает Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв». В ее рамках в субъектах РФ проводятся агрохимические мероприятия по поддержанию почвенного плодородия. Общий объем финансирования в 2012 году составит 10,8 миллиарда рублей.

— Могут ли произойти существенные изменения в финансировании АПК в связи с вступлением России в ВТО?

— Переговоры о присоединении России к ВТО велись 18 лет. Как результат, согласованные условия для АПК — одни из лучших, на которых государства когда-либо становились членами этой международной организации. Присоединение России к ВТО не скажется на реализации мероприятий новой госпрограммы, рассчитанной до 2020 года, и на выполнении показателей Доктрины продовольственной безопасности.

Во-первых, у России существует возможность увеличения объемов государственной поддержки до 9 миллиардов долларов. Это почти в 1,5 раза больше, чем запланировано на 2012 год — 5,6 миллиарда долларов, или 170 миллиардов руб­лей. Во-вторых, в рамках реализации госпрограммы необходимо структурировать господдержку «по корзинам». 9 миллиардов долларов — возможный объем поддержки в рамках «желтой корзины», оказывающей искажающее влияние на торговлю. При этом по «зеленой корзине» ограничений нет — это строительство жилья, дорог, инженерной инфраструктуры, субсидирование научных исследований, образование, переподготовка кадров, развитие мелиорации. Также очень важно, что по условиям присоединения к ВТО Россия сохраняет возможность квотирования импортных поставок мяса птицы, свинины, КРС. При этом принято решение о выделении дополнительно 6 миллиардов рублей ежегодно в течение трех лет на поддержку глубокой переработки свинины.

Отмечу, что совместно с отраслевыми союзами и экспертами агропродовольственного рынка Министерством сельского хозяйства разработан комплекс дополнительных мер, которые необходимо реализовать для гармонизации процесса адаптации российского сельского хозяйства к условиям ВТО. В частности, подготовлены предложения по пролонгации действия ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей. Планируется продление льготы по налогу на прибыль, а также льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020 года. Будет усилено таможенное администрирование ввоза сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, необходимо внести изменения в Закон «О сельском хозяйстве» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства. Поддержка таких регионов будет относиться к «зеленой корзине», а это означает, что выплаты сельхозпроизводителям не будут подлежать ограничениям. Уверена, что позитивная динамика в отрасли будет сохранена, а ВТО станет дополнительным импульсом для прихода в отрасль новых стратегических инвесторов и наращивания объемов экспорта оте­чественной сельхозпродукции.

— Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы отрасли и возможные пути их решения?

— Среди ключевых вопросов, которые стоят перед российским АПК, я бы выделила проблемы инфраструктуры, логистики агропродовольственного рынка, а также вопрос равного доступа продукции российских сельхозпроизводителей в систему розничной торговли. Подчеркну, что их решение нашло отражение уже в рамках действующей госпрограммы до 2012 года, а также в новой госпрограмме до 2020 года.

Если говорить об инфраструктуре, то Минсельхозом России утверждена и выполняется соответствующая целевая программа. Она включает поддержку модернизации и строительства инфраструктуры через субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам на срок до восьми лет. Приоритетное внимание уделено развитию инфраструктуры и транспортной логистики зернового рынка — в частности, строительству и реконструкции элеваторов, морских зерновых терминалов, развитию речных перевозок зерна, расширению парка вагонов для перевозки. Программой предусмотрена реализация инвестиционных проектов по реконструкции и модернизации двух морских экспортных терминалов, строительству и реконструкции десяти узловых и линейных элеваторов, строительству пяти речных зерновых терминалов для развития перевозки зерна по внутренним водным путям, а также увеличение парка вагонов-зерновозов на одну тысячу единиц.

Кроме того, учитывая высокий урожай зерна в прошлом году, приняты оперативные меры для обеспечения перево­зок всего предлагаемого к отправке зерна. Наше министерство вместе с Минтрансом России, ОАО «РЖД», организациями-перевозчиками, морскими терминалами в рамках совместной рабочей группы постоянно осуществляет мониторинг ситуации с перевозками и разрабатывает прогнозы по отгрузкам зерна и потребностям в железнодорожных вагонах. Такие прогнозы будут составляться на каждый очередной сезон.

В контексте работы по обеспечению равного доступа продукции отечественных сельхозпроизводителей в розничные сети Министерство сельского хозяйства РФ тесно взаимодействует с ФАС России, Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) и другими отраслевыми союзами. Есть первые конкретные результаты. В целом ряде крупных торговых центров России созданы и успешно функционируют фермерские столы, где потребитель имеет возможность приобрести отечественную сельхозпродукцию, поступающую в магазин без посредников. В некоторых регионах розничными сетями на регулярной основе проводятся закупочные сессии фермерской продукции. Например, совсем недавно подобные сессии прошли в Алтайском крае, Башкортостане. Считаю целесообразным активно внедрять подобную практику повсеместно.

Еще одним направлением для обеспечения сбыта производимой продукции является развитие товаропроводящей инфраструктуры, включая создание системы оптовых распределительных центров. Так, в Астраханской области утверждена целевая программа по созданию оптовых распределительных центров. Ее цель — формирование комплексной системы заготовки, хранения, предпродажной подготовки и реализации сельхозпродукции. В рамках программы в регионе планируется создать десять подобных центров, увеличить объемы продукции, реализуемой через центры, до 200 тысяч тонн, а объемы, закладываемые на хранение, — до 100 тысяч тонн.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно