25 апреля 2024 года
Версия для печати 3523 Материалы по теме

Необходимость налоговой реформы сегодня является актуальнейшим вопросом и достаточно широко обсуждается общественностью и политиками. Каковы основные задачи налоговой системы на данном этапе? Что необходимо сделать для стимулирования экономического роста? Эти вопросы обсуждались на пресс-конференции «Перспективы модернизации налоговой системы», которая прошла 3 февраля в РИА «Новости».

Развивающейся экономике нужна новая налоговая система

Б. Ю. Титов, председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», отметил, что существующая на сегодняшний день налоговая система достаточно молодая. Она фактически начала работать с 2002 года, когда произошла серьезная налоговая реформа. На момент своего создания эта система была эффективной и выполняла поставленную перед ней задачу. После хаоса 1990-х требовалось все стабилизировать, привести в порядок, что и было успешно сделано. Однако сейчас перед нашей экономикой стоят другие задачи: эффективный рост, развитие промышленности и конкурентного сектора. С ними существующая налоговая система уже справиться не может. И потому нуждается в реформах.

Налоги должны стимулировать развитие рынка и конкуренции. Необходимо уделить особое внимание поддержке малого и среднего бизнеса, а также инвестированию средств в высокотехнологичные секторы. По мнению Б. Ю. Титова, все малые предприятия должны перейти на патентную систему налогообложения.

15—15—15

По словам Титова, структуру налоговой системы необходимо строить по примеру развитых стран, а именно минимальные налоги — на производство и максимальные — на потребление, особенно на роскошь. Когда предприниматель получает прибыль, у него должен быть стимул вложить ее в дальнейшее развитие своего предприятия. В связи с этим «Деловая Россия» предлагает установить налоги в следующем размере:

  • НДС — 15 %;
  • налог на прибыль — 15 %;
  • страховые взносы во внебюджетные фонды — 15 %.

При условии стабильной экономики с такими ставками бюджет недополучит 2,2 трлн руб. Каким образом можно компенсировать эти потери? Во-первых, за счет нефтегазовой отрасли. Если сейчас поднять газовые акцизы до уровня нефтяных, только это даст бюджету дополнительно 0,9 трлн руб. В нефтяной отрасли тоже можно найти резервы.

Необходимо вводить более высокие акцизы на табак. Если поднять их до уровня европейских, то мы получим еще 0,4 трлн руб. Важно ввести наконец-то налог на недвижимость. На сегодняшний день налог на имущество физических лиц приносит бюджету всего 16 млрд руб. Это чрезвычайно мало. Даже его администрирование стоит дороже.

Но самый главный резерв для роста бюджетных доходов — стимулирование производства. Если налоговая система будет способствовать росту ВВП, соответственно вырастет и налогооблагаемая база. Увеличение производительности труда на 10 % уже позволит полностью ликвидировать бюджетный дефицит.

Налоги должны стимулировать производство

О. Г. Дмитриева, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, также считает, что задачу пополнения бюджета можно в полной мере решить за счет высоких доходов от добычи нефти и газа.

Одна из ключевых задач модернизации налоговой системы — стимулирование экономического роста. Как полагают в «Справедливой России», для этого в первую очередь необходимо снизить НДС до 10 %. Второй важный шаг — вернуть инвестиционные льготы по налогу на прибыль. До 50 % прибыли, направленной на капитальные вложения, должно выводиться из-под налогообложения.

Еще одна задача налоговой реформы — структурный сдвиг в сторону обрабатывающих и инновационных отраслей. Эту задачу также поможет решить снижение НДС, поскольку именно этот налог дискриминирует производства с высокой долей добавленной стоимости. Нужны целевые льготы инновационным отраслям. Принципиальным для этого структурного сдвига является возвращение к вопросу о социальных взносах. В нынешней конфигурации страховые социальные платежи ставят в невыгодное положение компании с высоким фондом оплаты труда.

Не допустить чрезмерной дифференциации

Сейчас в России соотношение налогов, которые идут в федеральный центр и в региональные и местные бюджеты, — 65 на 35. Такую ситуацию нельзя назвать удов­летворительной. По мнению Дмитриевой, соотношение должно быть 50 на 50. Но при этом важно помнить о межбюджетном регулировании, так как производство, природные ресурсы и соответственно доходы распределены по регионам неравномерно.

Депутат также отметила, что НДФЛ должен быть спроектирован таким образом, чтобы обеспеченные категории населения платили его по повышенной ставке. Речь идет о гражданах с доходами свыше 3 млн руб. в год. Это менее 1 % населения. Налог на роскошь охватит еще меньшую часть граждан. Под роскошью понимается недвижимость стоимостью свыше 30 млн руб. и транспортные средства свыше 3 млн руб. Прогрессивная шкала и налог на роскошь будут способствовать выравниванию доходов населения. Чрезмерная их дифференциация не полезна ни с точки зрения решения социальных вопросов, ни с точки зрения стимулирования экономического роста.

Но самое главное — это то, что налоговая система должна модернизироваться комплексно. Нельзя выхватывать одну меру и забывать про остальные. Например, вводить налог на роскошь можно только при одновременном стимулировании создания новых рабочих мест и развития экономики. В противном случае это никогда не даст нужного результата.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно