25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3791 Материалы по теме
Штаб-квартира Ассоциации региональных банков России (ассоциация «Россия») расположена в самом центре Москвы, но основное внимание в своей деятельности уделяет регионам. Ведь именно от российской глубинки зависит благополучие всего огромного государства. О том, что происходит в банковской сфере России, в беседе с корреспондентом журнала «Бюджет» рассказывает президент ассоциации «Россия» Александр МУРЫЧЕВ

мурычев
— Банковская система России прочно ассоциируется с Москвой, где сосредоточена львиная доля банковского капитала. Но и в регионах она тоже в последнее время развивается более активно. Чем был примечателен для региональных банков прошедший год? 

— 2003 год для банковского сектора в целом был достаточно благополучным. Это касается и региональных банков. Большинство из них являются прибыльными, что позволяет им разрабатывать успешные программы по дальнейшей своей капитализации, о чем свидетельствует ее ежегодный прирост на 30%. Особенно ценно то, что этот процесс происходит на фоне скудости ресурсов.  Прошедший год выявил также и сложности, с которыми региональные банки столкнутся в 2004 году. И тем, кто заранее не работал над схемами по их преодолению, будет нелегко. 
— Что это за проблемы?
 — Прежде всего, нарастает конкуренция со стороны приходящих в регионы столичных банков. Происходит весьма бурное развитие сети банковских филиалов. Причем на региональные рынки стали выходить не только крупные, но и успешные средние московские банки. И эта экспансия усиливается. В нашу ассоциацию входит около 100 московских банков, и большинство из них имеют «завоевательные» планы в провинции. Одновременно мы наблюдаем оживление региональной экспансии банков с иностранным участием. Поэтому перед региональными банками стоит сверхактуальная задача по наращиванию своей конкурентоспособности. А это трудно сделать в силу ограниченности ресурсов.  Региональные банки сейчас напрямую сталкиваются с проблемой перехода на МСФО. Я бы назвал это эпохальным мероприятием для всей банковской системы России. Но для региональной ее части — и особенно для небольших банков — это очень серьезная проблема. И дело тут даже не в самом освоении новых стандартов учета — грамотных специалистов там достаточно — а в том, что процесс связан с немалыми затратами. Приходится отвлекать значительные ресурсы на создание новых программ, технологий, оплату аудиторских услуг и подготовку специалистов. Аналитики нашей ассоциации подсчитали примерный размер расходов: они выливаются во многие десятки тысяч долларов. И тянуть с этим уже нельзя. ЦБ требует, чтобы банки переходили на МСФО с нынешнего года, чтобы аудит проводился международными аудиторскими компаниями. А их услуги весьма дороги — от 60 тыс. долл. и выше. Это весьма обременительно даже для средних столичных банков. Но дело не только в деньгах, а в том, что специалистов, способных проводить аудит на международном уровне, у нас крайне мало.  В этой проблеме есть еще один нюанс. Деятельность далеко не всех банков требует перехода на МСФО. Те, кто имеют тесные контакты с западным бизнесом, уже давно перешли на международные стандарты. Сейчас в стране порядка 120 таких банков. У банков, которые обслуживают исключительно местные рынки, нет экономических мотивов внедрять МСФО. Поэтому возникает вопрос: есть ли насущная необходимость переводить на МСФО все банки скопом?  Другой глобальный вопрос — внедрение системы страхования вкладов. Региональные банки у себя дома являются лидерами по привлечению денег у населения. По размерам вкладных операций они уступают только Сбербанку, оттеснив филиалы московских банков на третью позицию. Поэтому для них это основной рынок, за счет этих пассивов они получают возможность кредитовать местную экономику. И для многих банков наступает период серьезных экзаменов, так как согласно принятому закону они будут отбираться в систему страхования на основе определенных и достаточно жестких критериев.  Эти сложности накладываются на отчетливую тенденцию снижения ставки рефинансирования, что неизбежно ведет к падению кредитных ставок банков. Это означает, что конкуренция между банками будет происходить на уровне получения доходов в 1—1,5% — как на Западе, где идет борьба за каждые полпроцента. Конечно, для экономики это хорошо, но банки имеют программы развития, для реализации которых нужны средства.  Нарисованная мною картина показывает, что 2004—2005 годы — это время большого перелома для банковской системы: меняются условия работы и адекватными должны быть перемены в стратегии банков. А ведь не за горами и 2007 год, когда кредитным организациям придется увеличить свой капитал до 5 млн. евро. Сейчас порядка 40% из их числа не соответствуют таким критериям. 
— Вы часто бываете в регионах, общаетесь не только с банкирами, но и с представителями местных администраций. Какие отношения сейчас складываются между этими двумя сторонами? 
— В целом региональные банки достаточно дистанцированы от органов местной власти. В большинстве своем это частные банки, которые сами определяют свою политику. Но есть и банки, более приближенные и даже учрежденные властью. Это так называемые муниципальные, губернские банки, которые и создавались для того, чтобы работать в интересах своих территорий. Но события последних лет заставляют эти банки задуматься, насколько для них перспективна такая зависимость? Дело в том, что возможности работы с бюджетными ресурсами сильно урезаны. Бюджетный кодекс не позволяет банкам работать с местными бюджетами, а потому этот рынок закрыт для них. На протяжении последнего времени ассоциация активно сотрудничала с законодателями, с тем чтобы расширить возможности банков проводить операции с бюджетными средствами. Ведь это выгодно не только банкам, но и местным властям, так как размещенные в казначействе деньги не приносят никакой прибыли. В то же время коммерческие банки начисляют на эти средства проценты. Пока наши усилия увенчались единственным успехом: на 2004 год удалось достигнуть компромиссного решения, и регионам-донорам позволено размещать депозиты в банках на конкурсной основе.  Но проблема эта общая для страны. Недавно я обратился к министру финансов Алексею Кудрину с письмом, где предлагаю внести изменения в Бюджетный кодекс. По нашему мнению, этот вопрос надо решать на принципиальной основе. Необходимо записать в БК возможность на конкурсной основе размещать бюджетные депозиты в банках. 
— Самая больная и актуальная тема для региональных банков — это пополнение их ресурсной базы. Какие появляются у них новые возможности? 
— В самое последнее время наметилась тенденция, что основным ресурсом для всех коммерческих банков, а региональных — в первую очередь, становятся остатки на банковских счетах средств населения. Причем их размер увеличивается ежеквартально. Растет отрыв от остатков средств предприятий, хотя всегда было наоборот. Тенденция эта, в целом, хорошая. Но если слишком увлекаться привлечением средств населения, то это повлечет за собой рост рисков. Поэтому надо дифференцировать ресурсную базу. Одновременно с возрастанием денег, которые наши граждане доверяют другим банкам, наблюдается снижение притока средств в Сбербанк. Во втором полугодии 2003 года остатки средств на его счетах уменьшились на 4%. Надо понимать, что даже в советские времена, где уровень доверия к государству значительно превышал нынешний, далеко не все сбережения люди несли в Сберкассу. И ничего тут не поделаешь, таков наш менталитет. Хочу подчеркнуть одну вещь: этот процесс начался еще до введения закона о страховании вкладов. Поэтому мы были противниками сохранения для Сбербанка госгарантий по вкладам до 2007 года. Это не имеет никакой экономической целесообразности. Кстати, и само руководство Сбербанка не возражало против этого. Но депутаты перед выборами решили «осчастливить» избирателей и сохранили эту гарантию до 2007 года. Мы же предлагали ввести «дедушкину» оговорку: сохранить гарантию для тех вкладов, которые были открыты в Сбербанке до принятия закона о страховании.  Следующая тенденция — быстрое развитие ритейлового бизнеса, рост объемов предоставленных ссуд населению и потребительских кредитов. Хотя сам размер этих операций в кредитных портфелях банков не превышает 10%, что очень мало. Но учитывая, что три года назад эта цифра равнялась 3%, то следует отметить быструю динамику процесса. Но и эта величина могла бы быть больше, если бы не целый ряд сдерживающих обстоятельств: законодательное несовершенство, большие издержки для организации ритейлового бизнеса и неустойчивость этой ресурсной базы — прежде всего в силу того, что сроки вкладов очень небольшие. Хотя в прошлом году увеличилось количество вкладов, открытых на срок более года.  Мы находимся на пороге потребительского бума, вызванного ростом доходов населения. Появляется все больше платежеспособных клиентов, у которых возникает все больше желаний и возможностей использовать банки для роста своего потребления. С другой стороны, законодателями, Центробанком ведется работа по созданию правового поля для этого вида операций. И здесь на первом месте — принятие законодательства по формированию института бюро кредитных историй. Без них ни ипотека, ни ритейл не получат должного развития. Надеемся, что такой закон будет принят в 2004 году. Со своей стороны, мы готовы принять в этом деле посильное участие. Более того, мы уже создали под эгидой ассоциации такое бюро, в которое входят свыше 100 банков. Хотя не могу не признать, что процесс идет тяжело, недоверие банков друг к другу весьма сильно. Но эти трудности следует обязательно преодолеть, потому что эта система приносит большую пользу.  Для большинства банков в мире главный рынок — это работа с населением. И он становится основным фактором, влияющим на деятельность российских банков. Но работа с населением требует больших затрат, и не все, особенно небольшие банки, способны вкладывать в этот бизнес нужное количество средств. Для этих банков встанет проблема нахождения ресурсов, и сейчас для них самое время задуматься о развитии партнерских схем. Они могут быть самыми разными: и образование банковских групп, и процесс слияния и присоединения. Думаю, что в ближайшее время этот процесс станет более интенсивным. 
— Какие главные направления в работе ассоциации намечены на этот год?
 — Первая программа — развитие банковского ритейла. У нее есть несколько принципиальных разделов: законодательство, пропаганда и обобщение международного опыта, проведение семинаров и подготовка кадров. 18 марта по этой теме состоится большая всероссийская конференция, в которой примут участие основные эксперты и специалисты. Чтобы максимально увеличить ее эффективность, мы проводим мониторинг того, что происходит на этом рынке, в чем банки испытывают потребность для работы на нем. Этот материал будет положен в основу аналитического 200-страничного доклада, где будет обобщена вся собранная информация.  Вторая программа направлена на капитализацию банковского сектора. Мы планируем ряд важных акций. Я бы выделил предложение по изменению налогового законодательства на прибыль, освобождение той ее части от налога, которая идет на капитализацию банка. Пока эту идею пробить не удается, но будем продолжать свои усилия.  У нас действует программа по выводу наших банков на международные рынки капитала. С этой целью мы уже провели серию мероприятий по презентации российских банков в Германии и Венгрии. В скором времени подобная акция предстоит в Нью-Йорке.  Мы также осуществляем программу «Партнерство». У нас есть активно действующее представительство в Цюрихе, которое помогает находить иностранные банки, желающие развивать свои деловые отношения с Россией. На основе полученных заявок формируем делегации из наших банкиров из самых разных регионов, которые уже ведут там переговоры со своими потенциальными партнерами.  Большое внимание уделяем развитию банковского законодательства. Я уже говорил о наших предложениях по принятию закона о бюро кредитных историй, поправок в Налоговый кодекс по изменению налогообложения прибыли банков, направленной на капитализацию, по внесению изменений в Бюджетный кодекс, по внесению изменений и дополнений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», об исключении заложенного имущества из конкурсной массы, по проекту закона «О саморегулируемых организациях» и т.д.  Мы активизируем работу нашего аналитического центра, и с этого года один раз в квартал будем выпускать два аналитических обзора, которые будут получать все органы власти и, конечно же, банкиры. Первым таким исследованием станет макроэкономический анализ экономики России с точки зрения банковского сообщества. Второй обзор — состояние и перспективы банковского сектора.  И еще нельзя не упомянуть такой аспект нашей деятельности, как формирование положительного имиджа банковской системы — как в глазах нашего населения, так и за рубежом. Тем более, что мы здесь явно недорабатываем, недостаточно рассказываем о тех положительных переменах, которые происходят в ней. Это задача не только нашей ассоциации, но практически всех, кто заинтересован в ускоренном развитии нашей экономики.  

Беседовал Владимир ГУРВИЧ
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2004 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно