25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 7314 Материалы по теме
Нижневартовск: бюджет города  и его перспективы

Сазонова
Формирование бюджета Нижневартовска на 2011 год и пла­новый период 2012 и 2013 годов проходило в условиях выхода из острой фазы кризиса, и основной задачей являлось сохранение показателей экономического роста, создание стабильной доходной базы. Ольга Викторовна САЗОНОВА, заместитель главы администрации города Нижневартовска, директор департамента финансов

В ходе исполнения бюджета администрацией города принимались меры по повышению собственных доходов бюджета Нижневартовска, из окружного бюджета выделялись дополнительные межбюджетные трансферты. В результате утвержденные плановые показатели на 2011 год в сумме 10,523 млрд руб. в течение года были уточнены до 13,157 млрд руб. Собственные доходы составили 6,308 млрд руб., безвозмездные поступления — 6,849 млрд. Фактически поступило в бюджет города 13,312 млрд руб. Это на 1,966 млрд руб. больше, чем в 2010 году. Расходная часть бюджета исполнена на 13,566 млрд руб., или на 96 % от плановых назначений. Расходы, как и прежде, носили социальную направленность. Доля затрат на финансовое обеспечение отраслей социальной сферы составила 63 %. При исполнении бюджета в 2011 году особое внимание уделялось ключевым вопросам, которые были определены в основных направлениях бюджетной и налоговой политики города. Это прежде всего повышение доходов работников бюджетной сферы.

В Нижневартовске завершен поэтапный переход учреждений социальной сферы на новые системы оплаты труда, которые позволили не только повысить оплату труда работников бюджетной сферы, но и переориентировать ее на повышение результативности и качественное предоставление бюджетных услуг. С 1 сентября 2011 года зарплата работников социальной сферы увеличена на 7 %, а для наименее оплачиваемых работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, библиотек и музеев — дополнительно на 18 %. Другим ключевым пунктом являлось предоставление социальной помощи гражданам пожилого возраста, малоимущим гражданам, а также гражданам, находящимся в критической жизненной ситуации, и другим льготным категориям граждан в рамках городской программы по поддержке отдельных категорий граждан. В целях социальной защищенности работников бюджетной сферы на протяжении ряда лет планируются и производятся выплаты социального характера и компенсации.

Актуальной является процедура поэтапного перехода от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных результатов. В целях повышения качества предоставления гражданам муниципальных услуг в прошедшем году произведен поэтапный перевод ряда бюджетных учреждений в новые бюджетные и автономные.

ЖКХ

Одним из основных направлений деятельности администрации города является развитие жилищно-коммунального комплекса. Для успешного решения задач в этой сфере продолжается работа по повышению уровня технической эксплуатации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, а также по внедрению энергосберегающих технологий. Создаются условия для развития конкуренции в отрасли, в том числе связанные с созданием товариществ собственников жилья, выбором управляющих компаний (УК). Управление жилыми домами осуществляют 11 УК, из которых одна — муниципальная, две — открытые акционерные общества с долей участия муниципалитета в уставных капиталах в размере 100 %, остальные восемь УК являются частными. Рост тарифов на коммунальные услуги составил 13,5 %, на жилищные услуги — около 9 %. В среднем рост платы за жилые помещения и коммунальные услуги для населения составил 11,5 %.

Большое внимание уделяется подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимних условиях. С начала отопительного сезона аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения города не зарегистрировано. Ремонт жилищного фонда, дорог, замена ветхих сетей тепло-, водоснабжения, благоустройство также являются ключевыми направлениями в сфере ЖКХ. Работа жилищно-коммунального комплекса характеризуется как стабильная, позволяющая надежно обеспечивать жизнедеятельность города.

Образование

Для обеспечения доступности дошкольного образования в Нижневартовске в 2011 году введено в строй муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение на 320 мест, развиваются вариативные формы дошкольного образования, в том числе группы кратковременного пребывания различной направленности. В целом охват дошкольным образованием составляет 64 %. В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Новая школа Югры на 2010–2015 годы» улучшена материально-техническая база образовательных учреждений, модернизированы условия, обеспечивающие комфортное и безопасное получение образования в образовательных учреждениях города.

Все образовательные учреждения оснащены системами электронного доступа, во всех школах и учреждениях дополнительного образования детей установлены системы видеонаблюдения. Увеличилась доля образовательных учреждений, укомплектованных современным учебным, учебно-наглядным и компьютерным оборудованием. На 2012 год в рамках выделенных средств запланировано выполнение мероприятий по устранению предписаний надзорных органов, связанных с работами капитального характера, оснащением 34 дошкольных учреждений системами видеонаблюдения, ремонтом пищеблоков и заменой технологического оборудования.

Реализация этих мер позволит решить вопросы качества материально-технической базы инфраструктуры образования, увеличить долю образовательных учреждений, оборудованных средствами антитеррористической безопасности и отвечающих современным условиям по осуществлению образовательного процесса. Ведется и работа по реконструкции зданий. В связи с этим предполагается вернуть в систему дошкольного образования два детских сада на 400 мест. Кроме того, в 2012 году за счет использования механизмов государственно-частного партнерства в Нижневартовске планируется строительство трех детских садов на 760 мест. Это позволит решить проблему обеспечения доступности дошкольного образования и значительно сократить очередность на получение мест в детские сады.

Задачи и приоритеты

Основные параметры бюджета на 2012 год таковы: доходы — 10,903 млрд руб., расходы — 11,444 млрд руб. Они превышают показатели 2011 года: по доходам — на 380 млн руб., по расходам — на 423 млн руб. Несмотря на незначительное повышение, расходы бюджета города в 2012 году все еще не достигают докризисного уровня 2008 года, когда исполнение расходной части бюджета составило более 13 млрд руб.

Основными задачами на ближайшую трехлетку остаются:

  • увеличение доходов городского бюджета;
  • совершенствование механизмов управления находящимися в муниципальной собственности объектами недвижимости, в том числе земельными ресурсами;
  • сохранение достигнутого уровня социальной защищенности льготных категорий граждан;
  • улучшение инвестиционного климата, стимулирование жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья экономкласса и индивидуального жилищного строительства;
  • повышение эффективности использования бюджетных средств за счет оптимизации бюджетной сети и повышения качества и результативности оказания муниципальных услуг;
  • развитие и модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства города, внедрение энерго­сберегающих технологий.

Как и в предыдущие годы, при осуществлении бюджетной деятельности соблюдаются все ограничения и процедуры, установленные законодательством и муниципальными правовыми актами в данной сфере. Наши приоритеты следующие.

1Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города, оптимизация расходных обязательств. Любое новое решение анализируется с точки зрения возможности его финансового обеспечения и вклада в достижение целей. Расходы бюджета города направляются только на исполнение тех полномочий и расходных обязательств, которые установлены для муниципалитета федеральным и окружным законодательством и определены муниципальными правовыми актами.

2 Переход на новые формы финансового обеспечения муниципальных учреждений. С принятием Федерального закона № 83-ФЗ существенно изменился правовой статус бюджетных учреждений, расширена их самостоятельность и одновременно повышена ответственность за результаты деятельности. Согласно положениям ст. 78.1 Бюджетного кодекса с 2012 года в бюджете города предусмотрены субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, а также субсидии на иные цели. Таким образом, в корне изменился подход к формированию бюджета.

3 Повышение отдачи от использования муниципальных расходов. В связи с введением с 1 января 2012 года новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг сформированы муниципальные задания для бюджетных и автономных учреждений и нормативы их финансового обеспечения, утверждены отраслевые методики определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) с учетом отраслевых особенностей. В целях улучшения уровня финансового планирования, бюджетной дисциплины внедрена практика оценки качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств.

4 Повышение эффективности бюджетных расходов. В целях эффективного расходования бюджетных расходов ведется работа по разработке программы повышения эффективности бюджетных расходов в городе на период до 2014 года. Важным моментом является дальнейшее развитие системы муниципальных заданий, перевод основной части расходов на программный принцип, повышение самостоятельности субъектов бюджетного планирования.

Бюджет 2012 года также социально ориентирован. По-прежнему в общем объеме средств лидируют расходы на отрасли социальной сферы. В приоритетном порядке обеспечены финансированием расходы по оплате труда и начислений на оплату труда, публично-нормативных обязательств, коммунальных услуг, на выплату гарантий и компенсаций.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно