Версия для печати 2086 Материалы по теме
Самолет (текст)
Не секрет, что отечественное авиастроение, являющееся одной из наиболее наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности, находится в состоянии глубокого кризиса. Из-за недофинансирования производства, старения фондов, отсутствия заказов на изготовление самолетов заводы практически стоят. Загрузка производства составляет, в лучшем случае, 5—10% от реальных возможностей. С другой стороны, последовательный рост деловой активности населения и жизненного уровня России способствует увеличению спроса на авиаперевозки. К слову сказать, пассажиропоток в течение последних лет растет в среднем на 6% ежегодно. Люди летают все больше и больше.
Но, к сожалению, в основном не на российских, а на импортных самолетах. Сейчас в структуре пассажирооборота самолеты западного производства составляют уже 17,5%, российские нового поколения — менее 7%, все остальное — стареющий, не соответствующий международным стандартам, тающий буквально на глазах парк воздушных судов, на обновление которого у авиакомпаний нет денег. 
Проедать остаточный ресурс имеющихся самолетов какое-то время еще можно, но рано или поздно он будет исчерпан. Так что приходится думать о новой технике, строительство которой требует немалых средств. А при нынешних налогах и кредитах развитие отечественного авиапрома невозможно без прямой поддержки государства и четко выработанных схем финансирования производства.  Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова (КАПО) в начале 90-х гг., как и многие другие авиастроительные предприятия, было практически остановлено. Но в 2001 г. КАПО начало серийный выпуск нового отечественного самолета Ту-214, являющегося улучшенным вариантом Ту-204. В нем воплощены передовые достижения российской аэрокосмической технологии. Самолет имеет высокую топливную эффективность, высокий уровень комфорта и безопасности и при этом обладает привлекательной стоимостью. Эта машина, как заявляют разработчики и производители, — современный гражданский самолет, не уступающий по эксплуатационным характеристикам Boeing-757 или А-320.
По мнению экспертов, в самом ближайшем будущем Ту-214 может составить основу летного парка всей российской гражданской дальней авиации. Стоимость одного самолета составляет чуть более 25 млн долл. Кстати, аналоги нового российского авиалайнера за рубежом стоят более 50 млн долл.  За свою историю завод выпустил 34 типа и модификаций аэрокосмической техники — общим числом более 18 тыс. единиц.  Среди них — мировые рекордсмены АНТ-9, АНТ-20, ТУ-104, ТУ-160. Теперь появился новый среднемагистральный пассажирский авиалайнер Ту-214.  Сейчас на заводе полным ходом идет наращивание производственных мощностей, обновляется станочный парк, внедряются передовые технологии. Растет число занятых в авиационном производстве.
 Последние приятные метаморфозы во многом стали возможны благодаря многостороннему соглашению о производстве самолетов. Оно было заключено между правительством Татарстана, администрацией Хабаровского края, КАПО им. С.П. Горбунова и авикомпанией «Дальавиа». Оператором сделки выступила Финансовая Лизинговая Компания (FLC).  Вот уже несколько лет государственный проект поддержки отечественного авиапрома реализуется на заводе зримо и однозначно. Самолеты, построенные по лизинговой схеме, летают и приносят прибыль. Наверное, причина успеха состоит и в том, что FLC грамотно разработала финансовый инструмент, позволивший наиболее эффективно реализовать механизм лизинговой схемы в России. Это вклады российских регионов (10 млн долл. от правительства Татарстана и 6 млн долл. от администрации Хабаровского края). Кроме того, несколько банков вложили средства на условиях возвратности. Оставшуюся часть  (16 млн долл.) вложило в проект КАПО — в виде работ по достройке воздушных судов. А FLC стала первой и единственной компанией, которой удалось реально реализовать лизинговые сделки с новой российской авиатехникой. Продемонстрировав при этом классический вариант лизинга!  Чтобы практически возродить и оживить производство на КАПО им. Горбунова, потребовались многолетние совместные усилия. Огромную помощь FLC оказывали специалисты ОАО «Туполев».  Параллельно с КАПО шла работа по возобновлению контактов с поставщиками комплектующих, связь с которыми была практически утеряна изза многолетнего простоя производства. В FLC был специально создан департамент поставки комплектующих изделий. 
И вот, к 2001 г. ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова» произвело пять самолетов Ту-214, два из которых, по договору с Финансовой Лизинговой Компанией, переданы в коммерческую эксплуатацию на условиях финансового лизинга хабаровской компании «Дальавиа».  А 23 декабря 2003 г. в торжественной обстановке был передан в лизинг третий Ту-214. В течение 2004 и начала 2005 г. КАПО им. С.П. Горбунова при поддержке FLC планирует произвести еще пять самолетов Ту-214. Получается, что лизинг — основное и на сегодняшний день единственное средство замены воздушного парка в авиакомпаниях. Это уникальная практика по фактическому возрождению отечественного авиапрома. И FLC, по мнению многих экспертов, благодаря вхождению государства в число акционеров (58% акций), и грамотной работе профессионалов успешно проводит идеи государства. Многие считают, что именно здесь качественно используются гарантии государства по подъему российской авиапромышленности через лизинг воздушных судов.  Встав в январе 1997 г. на нелегкий путь, FLC вошла в российский лизинговый бизнес с новыми и, главное, эффективными проектами.
Компания поставила перед собой амбициозную задачу перевооружения отечественных мощностей ВПК. Приятно, что в первую очередь самые эффективные результаты появились в отечественном авиастроении.  Сегодня, специализируясь на оказании лизинговых услуг, FLC возрождает важнейшие отрасли российской промышленности, способствует успешному и достаточно быстрому развитию наукоемких технологий, помогает предпринимателям воплощать в жизнь идеи, о которых раньше можно было только мечтать.  

Панорама «Бюджета»
Впервые для России
В декабре 2003 г. в Стокгольме (Швеция) заключен первый международный договор об изготовлении и поставке в Россию нейрохирургического оборудования Leksell Gamma Knife — LGK. Продавец и единственный производитель этого уникального оборудования — компания ELEKTA INSTRUMENT АВ (Швеция). Договор подписали представители ELEKTA INSTRUMENT АВ, ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» (FLC) и ОАО «Деловой Центр Нейрохирургии» в присутствии представителей НИИ им. Н.Н. Бурденко. Со стороны FLC договор подписал начальник департамента А.В. Денисов.  В составе делегации от FLC работал главный специалист правового департамента компании С.В. Торхов. Страхователем сделки выступает ОСАО «Ингосстрах». Финансирует сделку банк «Ингосстрах — Союз». Стоимость контракта 3 млн 800 тыс. евро. Срок сделки — 5 лет. Срок исполнения договора о поставке — 14 месяцев с момента подписания документов. Расчетное время запуска установки — апрель — май 2005 года.  Осуществляет проект ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» (FLC) совместно с ОАО «Деловой центр нейрохирургии». При реализации проекта приобретение оборудования осуществляется за счет ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» (FLC). Оборудование предназначено для НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко.  Цель проекта — создание на базе НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко РАМН (руководитель — академик А.Н. Коновалов) современной группы стереотаксической радиохирургии, оснащенной установкой «Гамма нож».  «Гамма нож» позволяет лечить опухоли головного мозга, включая метастазы, без хирургического вмешательства и длительного многодневного облучения. В некоторых случаях применение «Гамма нож» — единственно возможный способ лечения. В России подобные операции не производились из-за отсутствия оборудования. Потенциальное число нейрохирургических пациентов для радиохирургии в нашей стране составляет примерно 25 тыс. в год. В настоящее время больные с показаниями к лечению методами радиохирургии получают квалифицированную помощь только за границей, в основном в Европе. Стоимость лечения в среднем составляет около 10 тыс. евро. При максимальной загрузке установки можно выполнять до 800 операций в год. В США число нейрохирургических пациентов, лечившихся методом стереотаксической радиохирургии, составило более 50 тыс. человек в год.  Отличительная особенность сделки — привлечение негосударственных средств с целью приобретения дорогостоящего современного медоборудования для оснащения ведущей клиники России.

Материал подготовила Ольга ФИЛАТОВА
Журнал «Бюджет» №1 январь 2004 г.

Поделиться