25 апреля 2024 года
Образование№6 июнь 2007 — 20 июня 2007

Как подготовить элиту государственного управления

Версия для печати 6870 Материалы по теме
В майском номере журнала «Бюджет» мы рассказали о церемонии торжественного открытия нового факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова – Высшей школы государственного администрирования (ВШГА МГУ). Сегодня о новом учебном заведении мы беседуем с первым заместителем директора ВШГА Владимиром ЕРЕМИНЫМ.

– Владимир Львович, расскажите, как появился замысел создания Высшей школы государственного администрирования?
– Можно сказать, что эта идея давно витала в воздухе: история вопроса очень длинная. Мне посчастливилось учиться во французской Национальной школе администрации (ENA). Именно там я понял, насколько важно эффективное функционирование государства и его администрации. Уже в России я и мои соученики создали ассоциацию российских выпускников этого учебного заведения с тем, чтобы обмениваться мнениями, обсуждать различные проблемы, в том числе перспективы развития страны и вопросы подготовки кадров для государственной службы. ENA – одно из самых престижных учебных заведений во Франции, где в принципе не так много учащихся. Российских выпускников здесь совсем мало: чуть меньше чем за 15 лет ее окончили около 20 наших соотечественников.
Через несколько лет я узнал, что в России планируется создать аналогичное учебное заведение. В 2004 г. замысел обрел конкретные черты. Мне предложили возглавить этот проект, и в должности советника ректора МГУ я занялся созданием Высшей школы государственного администрирования. Работа шла одновременно по нескольким направлениям, в числе которых реконструкция здания, международная деятельность, непосредственная подготовка учебных программ и многое другое. Наиболее активными участниками проекта были ректор МГУ В. А. Садовничий, который инициировал создание этого учебного заведения в рамках Московского университета, а также О. В. Дерипаска, который финансово поддержал инициативу и помог в развертывании проекта, оплатив реконструкцию здания и формирование материально-технической базы. На мой взгляд, абсолютно правильно, что ВШГА создана именно в рамках МГУ, а не в форме самостоятельного вуза: у Московского университета уже есть обширная база, которая может эффективно использоваться при развитии Школы.
В 2005 г. между МГУ и Национальной школой администрации было подписано соглашение о совместной работе по подготовке кадров для государственной службы, которое предусматривало создание в России Школы по модели французской ENA.
– В чем заключалась помощь французской стороны?
– Во-первых, это была очень ценная консультационная помощь. В течение двух последних лет непрерывно функционировала российско-французская рабочая группа, и именно французская сторона внесла решающий вклад в создание модели Школы, в «дизайн проекта». Во-вторых, нам оказали методологическую поддержку – помощь в создании учебных планов и программ, а также в непосредственном преподавании. С французской стороны был продемонстрирован высочайший уровень: в рабочую группу входили директор ENA Антуан Дюрлеман, руководитель проекта со стороны Франции Мари-Элен Берар, почетный член Госсовета и бывший генеральный секретарь Правительства Франции Жак Фурнье, ранее принимавший участие в разработке российской административной реформы, и член Конституционного и Государственного советов Оливье Дютейе де Ламот. Совместно мы проанализировали российское законодательство и написали проект, который учитывал все отечественные образовательные стандарты и при этом ориентировался на французскую модель подготовки кадров для высшего звена государственной службы.
– В ВШГА реализуется принцип индивидуализации обучения. В чем он заключается?
– Люди, которые поступают в ВШГА, уже имеют одно, а то и несколько образований, есть даже кандидаты наук. Поэтому преподавать им основы экономики не имеет никакого смысла. Мы выстраиваем процесс обучения так, чтобы слушатели Школы осваивали индивидуальную программу в зависимости от выбранной ими специализации. Естественно, этому должен предшествовать некий общий цикл, который приведет их к «единому знаменателю». Важнейшую роль мы отводим системе тьюторства, которую планируется ввести после завершения общего цикла: у каждого слушателя будет свой персональный руководитель – так называемый тьютор. Это может быть как научный руководитель – университетский или академический работник, так и практик из того или иного министерства или ведомства, в зависимости от темы магистерской диссертации и направления дальнейших исследований конкретного слушателя.
– Что изучают слушатели ВШГА?
– Обучение выстраивается по шести основным направлениям: государственное администрирование, макроэкономика, право, иностранные языки (английский и французский), международные отношения, государственные финансы.
Если говорить о конкретных дисциплинах, то среди приоритетов можно назвать финансовый и стратегический менеджмент (разумеется, с упором на публичный сектор), блок экономических дисциплин, корпоративное управление, административное право, государственное управление.
– Кто преподает в ВШГА? Привлекаются ли иностранные специалисты?
– Мы задействуем как преподавателей МГУ – профессоров и академиков, так и преподавателей из других ведущих вузов. Поскольку в Школе нет собственных кафедр, все наши преподаватели, по сути, являются приглашенными.
В учебном процессе ВШГА планируется широкое участие иностранных преподавателей. На основании соглашения МГУ с Национальной школой администрации Франции мы приглашаем для проведения занятий французских преподавателей высочайшего уровня, в том числе префектов – фактически руководителей регионов. Крайне важно, что делиться знаниями со слушателями нашей Школы будут опытные практики, которые занимаются разработкой проектов, руководят бюджетами, управляют рисками и принимают серьезные управленческие решения как на региональном, так и на национальном уровне. В дальнейшем также предполагается привлечение специалистов из органов управления Европейского Союза: они могли бы рассказать о процедуре принятия решений в рамках европейских структур, об управлении рисками и других актуальных для России вопросах.
– Официальная миссия Высшей школы государственного администрирования – подготовка управленческой элиты. Какие люди должны стать для нее «исходным материалом»?
– Все поступающие в ВШГА проходят строгий отбор. Кандидаты должны иметь по крайней мере одно высшее образование, опыт работы, а также лидерские качества, которые им придется проявить при поступлении. Кроме того, необходимы запас знаний в области экономики и менеджмента и свободное владение английским языком – и потому, что это язык международного общения, и потому, что часть занятий будет проводиться именно на английском. Согласитесь, при таких критериях уже можно вести разговор об элите государственного управления, которая в будущем поможет России занять достойное место среди мировых держав. Изначально у нас было более 30 кандидатов на поступление, из них мы отобрали всего 18. Причем гарантии, что все они дойдут до выпуска, нет – возможно, будет производиться отсев. Учиться в ВШГА сложно, здесь нужна максимальная отдача. Чтобы освоить все дисциплины, каждая из которых является уникальной, потребуются серьезные усилия.
– Достаточно ли двух лет для того, чтобы подготовить чиновника высшего звена государственного управления?
– Да. Во французской Национальной школе администрации обучение также длится два года. И магистерские программы предусматривают как раз двухгодичный срок обучения.
– Предполагается ли в будущем увеличить число слушателей ВШГА?
– Мы стремимся не выходить за определенные рамки, поскольку они продиктованы необходимостью обеспечить индивидуализацию обучения. Летом текущего года планируется набрать 25 человек. В дальнейшем же поток слушателей не будет превышать 50–60 человек. Такое образование не может быть массовым.
– Большое внимание в Школе уделяется такому компоненту обучения, как прохождение практики…
– Да. Я считаю, что практика едва ли не важнее, чем само обучение. В процессе обучения вас только готовят к работе, а во время стажировки или практики вы уже отвечаете за конкретное направление. Это незаменимый способ приобретения необходимых навыков и умений. Слушатели ВШГА будут проходить практику как в российских органах власти различного уровня (федерального, регионального, муниципального), так и, по согласованию с нашими партнерами из ENA, за рубежом.
Кроме того, мы планируем организовать прохождение практики на предприятии, в компании, где слушатели Школы могли бы понять, как функционирует частный сектор. Следует помнить, что государство существует не ради самого себя, но в том числе и для поддержки деятельности компаний. На сегодняшний день государственные интересы и интересы частных компаний заметно различаются. А значит, нужно необходимо сделать так, чтобы эти интересы были общими.
– ВШГА получила поддержку на самом высоком уровне. Ваши студенты ощущают свою ответственность за судьбу этого проекта, причастность к новому важному делу?
– Безусловно. Мы наблюдаем за развитием наших слушателей, находимся с ними в постоянном контакте и можем с уверенностью заявить, что они готовы нести ответственность за оказанное доверие. Практически все слушатели ВШГА проявили лидерские качества и стараются как можно лучше овладеть современными методиками и технологиями управления. Многие из них уже работали или работают в сфере управления, а остальные активно готовятся, много читают, уделяют время дистанционному обучению. Все слушатели записались на те курсы, которые были предложены Школой. Приятно осознавать, что они готовы уже через полтора года стать управленцами серьезного уровня. Характерный пример: на презентации ВШГА вице-премьер Сергей Нарышкин, выслушав выступление одного из наших первокурсников, сразу пригласил его пройти практику в аппарате Правительства РФ.
– Известно, что среди слушателей ВШГА есть представитель Таджикистана. Вы планируете в будущем готовить профессиональных управленцев не только для России, но и для стран СНГ?
– Это вполне возможно. Страны Содружества проявили большой интерес к проекту. Было много звонков с Украины, из Узбекистана. Не исключено, что при местных филиалах МГУ когда-нибудь появятся отделения ВШГА. Однако пока говорить об этом рано. Вероятнее всего, мы будем принимать на обучение выпускников филиалов МГУ – тех, кто выразил соответствующее желание и прошел отбор. Это очень интересное и перспективное направление. Причем речь может идти не только о СНГ, но и о государствах Восточной Европы: в частности Болгария, Румыния, Польша, Словакия и ряд других стран уже продемонстрировали заинтересованность в сотрудничестве с ВШГА.
Сейчас к нашему учебному заведению приковано большое внимание. Не знаю, есть ли еще вузы, попечительский совет которых возглавляют такие серьезные фигуры, как заместитель председателя Правительства РФ С. Е. Нарышкин. Но ВШГА это ко многому обязывает, и мы постараемся сохранить заявленный высокий уровень обучения.

Справка «Бюджета»

Владимир Львович ЕРЕМИН, первый заместитель директора ВШГА МГУ
Родился в 1966 г. в Перми.
Окончил Военный Краснознаменный институт, Национальный институт им. Екатерины Великой, Национальную школу администрации Франции.
Служил в армии, работал в Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, преподавал в Военном университете.
С 2006 г. – первый заместитель директора ВШГА МГУ.

Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ
Журнал «Бюджет» №6 июнь 207 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно