25 апреля 2024 года
Версия для печати 4994 Материалы по теме
Международный опыт плюс новации

цифры
Очередное заседание экспертной группы по публичному обсуждению вопросов создания и развития информационных технологий в сфере управления общественными финансами «Электронный бюджет» было проведено 26 мая в Финансовом университете при Правительстве РФ.

На заседании были рассмотрены предварительные результаты первого этапа комплексного проектирования системы «Электронный бюджет». Заместитель министра финансов РФ Т. Г. Нестеренко, коснувшись истории вопроса, напомнила участникам, что в конце 2011 года экспертам была представлена схема автоматизации — технологическая архитектура указанной системы, являющаяся составной частью документа «Общая архитектура», одобренного правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Следующим этапом создания системы, который продолжался до настоящего времени, как раз и стало проведение комплексного проектирования, обеспечивающего формирование требований, достаточных для начала разработки непосредственно системы.

При этом, как отметила Т. Г. Нестеренко, просто сформировать данные требования было недостаточно. Необходимо было также провести исследование рынка ИТ-решений, изучить тенденции его развития, чтобы понять, присутствуют ли на нем решения, отвечающие требованиям общей архитектуры, все ли новации рынка использованы, какие применяются возможности, какие компоненты потребуют собственной разработки и какими могут быть расходы на приобретение промышленных систем.

О целях и задачах комплексного проектирования более подробно рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства В. А. Смирнов. Согласно Концепции создания и развития системы «Электронный бюджет» на первом этапе необходимо было выполнить ряд мероприятий. Поскольку система должна быть многокомпонентной и многоуровневой, охватывающей регионы и муниципалитеты, целью являлась именно разработка общесистемных решений. При таком масштабе и степени сложности на первый план, естественно, вышли технические и технологические аспекты. «Система такого класса — штучное изделие», — сделал вывод В. А. Смирнов. Победителем конкурса, объявленного Министерством финансов РФ, стала компания IBS (в лице ООО «ИБС Экспертиза»), с которой затем был заключен контракт на выполнение работ по комплексному проектированию. Директор департамента названной компании С. В. Сергиенко выступил перед экспертной группой с докладом.

По его словам, процесс изучения рынка информационных технологий был очень интересным и полезным для проекта в целом. При этом удалось выявить новые возможности, которые целесообразно было бы включить в число требований к системе «Электронный бюджет». В основу же самого исследования лег в числе прочего обширный международный опыт. Предметом внимательного рассмотрения стала аналогичная система Chorus (Франция), создававшаяся с 2006 по 2012 год. Несмотря на то что сроки ее создания оказались продолжительнее запланированных, решения французских коллег признаются весьма успешными. Кроме системы Chorus большой интерес у ИТ-специалистов вызвала система Digital Budget and Accounting System — dBrain (Южная Корея), хотя специфика этой страны существенно расходится с российскими реалиями. Помимо этого были изучены материалы по аналогичным системам из других стран (США, Бразилии, Вьетнама).

Компания ориентировалась также на опубликованные рекомендации аналитических агентств в сфере ИТ-технологий, используя как зрелые, так и перспективные разработки, которые еще долгое время будут сохранять свою актуальность. Как сказал С. В. Сергиенко, при составлении рекомендаций выбор был сделан в пользу технологий, считающихся современными и перспективными в ближайшие 5–10 лет. Что касается целевых свойств будущей российской системы «Электронный бюджет», то они следующие: масштабируемость, открытость, адаптивность, высокая доступность, безопасность, производительность, виртуализация и управляемость. Обязательно учитывался и такой фактор, как разумная стоимость. Докладчик сравнил «Электронный бюджет» не с жестко централизованной конструкцией, а с экосистемой. По его мнению, это скорее «правила игры», поддержанные программными и техническими решениями, и свой вклад в общее дело смогут внести многие компании, представленные в сфере информационных технологий.

В ходе обсуждения доклада было высказано пожелание наряду с автоматизацией не упускать из виду задачу повышения эффективности бюджетных расходов. Как выразился один из экспертов, при минимуме вложений хотелось бы обеспечить максимум результатов. Т. Г. Нестеренко подтвердила, что эта идея изначально лежала в основе всей концепции, но подчеркнула, что на данной дискуссионной площадке идет поиск прежде всего наилучших технических решений... На предложение коллег уделить внимание работе пользователей «Электронного бюджета» через мобильные приложения, так как субъекты РФ пока недостаточно охвачены кабельными сетями, представитель компании-проектировщика ответил, что такая возможность закладывается в систему. Председатель правления компании IBS С. С. Мацоцкий, дополнив положения основного доклада, сказал, что с технологической точки зрения система «Электронный бюджет» создается на 10–15 лет вперед и здесь имеет большое значение возможность системы гибко адаптироваться к изменениям требований к ней со стороны государства и пользователей, а подобные изменения неизбежны в течение столь долгого срока. Таким образом, говоря о стоимости, не следует забывать про стоимость владения, эксплуатации и развития системы. Если не обеспечить гибкость и адаптивность создаваемой системы, то, учитывая масштабы нашей страны, это может впоследствии дорого обойтись государству.

Возможность высказаться получили все участники экспертной группы. Закрывая обсуждение, Т. Г. Нестеренко сообщила, что Минфин по-прежнему открыт для предложений со стороны ИТ-компаний и будет дальше следить за состоянием рынка информационных технологий. «Здесь нет финишной черты», — заключила она.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно