25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4254 Материалы по теме
златкис
Позитивные сдвиги в российской экономике привели к тому, что начинает ощущаться дефицит качественных инвестиционных проектов. Структура управления госфинансами становится сложнее, но это позволяет более гибко использовать государственные средства. Центральный депозитарий ценных бумаг может быть создан через два года. Об этом и многом другом в интервью обозревателю нашего журнала рассказывает заместитель министра финансов РФ Белла ЗЛАТКИС.

— В 2004 году объем внутренних заимствований предлагается увеличить на 10—15%. За счет чего это может быть достигнуто? Что мешает сейчас увеличить общую долю внутренних заимствований в структуре госдолга до 25%?
— Увеличение размещения государственных ценных бумаг РФ является единственным способом увеличить и объем внутренних заимствований. По расчетам Министерства финансов РФ, в 2004 году — как и в прошедшие два года — объем денежной ликвидности будет несколько превышать спрос на деньги. Это связано, с одной стороны, с высокими ценами на нефть (симптом «голландской болезни» уже хорошо знаком финансистам), а с другой — с недостаточным развитием рынка негосударственных активов.  Правительство РФ заинтересовано, безусловно, не столько в увеличении государственных заимствований, сколько в стимулировании инвестиций, что создает долгосрочные тенденции к увеличению налоговых поступлений в федеральный бюджет. Что касается увеличения в 2004 году доли внутренних заимствований в структуре долга до 25%, то это просто нереально, так как для этого пришлось бы погасить сразу большую часть внешнего долга (около 60 млрд долл.) и привлечь с внутреннего рынка около 1,5 трлн руб. И то, и другое — абсурдно, так как погашение внешнего долга обусловлено сроками выплат, на которых основаны соответствующие условия, а на 1,5 трлн руб. заимствований просто не может существовать внутреннего спроса, вся денежная база сопоставима с этой суммой.
— Как повлияет деятельность негосударственных пенсионных фондов на развитие российского фондового рынка? Управляющие компании серьезно ограничены в праве формирования инвестиционных портфелей. Каким же образом они смогут обеспечить доходность, превышающую уровень реальной, а не прогнозируемой инфляции?
— Негосударственные управляющие компании могут вкладывать средства пенсионных накоплений во все 9 разрешенных законодательством видов активов. Здесь весь спектр качественного актива: госбумаги РФ и субъектов РФ, муниципальные ценные бумаги, акции и облигации негосударственного сектора, депозиты, ипотечные бумаги, средства на счетах в банках. По нашему мнению, эти активы вполне дают возможность заработать доходность выше инфляции. Достаточно вспомнить, как в 2002—2003 годах росла стоимость акций лучших компаний, или посмотреть, какую доходность обеспечивают облигации вполне успешных субъектов Федерации либо надежных корпораций.
— Почему иностранные ценные бумаги в Россию будут допущены только в 2004 году? Как это повлияет на фондовый рынок и характер торгов?
— 2004 год уже практически наступает. Иллюзий относительно ценных бумаг нерезидентов у меня нет: качественный американский либо европейский актив даст доходность еще ниже, чем государственные ценные бумаги РФ — думаю, от 1,5% до 4% годовых. Учитывая укрепление рубля, можно предположить, что большой доходности от таких вложений не ждут.
— Хотя страховой бизнес в России стремительно развивается, все же не так много найдется компаний, подпадающих под критерии отбора Минфина для компанийстраховщиков пенсионных средств. Может быть, есть смысл смягчить требования?
— Что касается страховых компаний, страхующих риски в системе пенсионных накоплений, здесь компромиссов быть не может, критерий один — супернадежность. Закон разрешает страховым организациям образовывать пулы. Никаких проблем с участием страховых организаций в пулах нет.
— В первом полугодии 2003 года из-за того, что во внешнем долге учитывались заимствования российских банков и предприятий, сумма долга за полгода выросла на 7 млрд долл. (4,6%) — до 159,1 млрд долл. Какова ситуация с долгом органов госуправления, сокращают ли свою часть внешней задолженности регионы?
— Регионы сократили свой долг до минимума — чуть больше 1 млрд долл., поскольку бюджетный кодекс запрещает субъектам Федерации занимать средства за пределами РФ.
— Реальный сектор российской экономики отчаянно нуждается в капиталовложениях. Государство, выступая в роли заемщика средств на внутреннем рынке, становится конкурентом этого сектора. Как устранить это противоречие?
— Государство не становится конкурентом экономики, так как госдолг в целом сокращается, средства на погашение долга вместе с процентными расходами, которые государство вбрасывает на рынок, существенно больше, чем сумма денег, которую мы изымаем с рынка. Повторяю, с 2001 года в России больше свободных денег, чем потребляет экономика, так что все наоборот: проблемой является отсутствие в достаточном количестве инвестиционных проектов.
— Общий объем долгов российских субъектов и муниципальных образований оценивается на уровне 250 млрд руб. Как будут реструктурироваться долги? Чем рискуют регионы, прибегая к новым заимствованиям?
— А зачем их рестуктурировать? Все без исключения регионы исправно платят свои долги. Риски новых заимствований скрыты в бюджетной системе. Если объем привлекаемых ресурсов слишком велик, а стоимость обслуживания слишком высока
— возникает риск чрезмерной нагрузки на бюджеты последующих лет. Для этого существуют ограничения по заимствованиям, установленные бюджетным кодексом.
— Каковы перспективы создания в России центрального депозитария ценных бумаг? Какой приблизительно объем средств для этого потребуется?
— Вопрос о центральном депозитарии прорабатывается органами исполнительной власти. Полагаю, что он будет создан в течение ближайших двух лет. Думаю, гадать о стоимости проекта рано, следует определиться с концепцией: это может быть конструкция на базе существующего депозитария с минимальными затратами, а может быть новое государственное предприятие — профессиональный участник финансового рынка. 
— Учиться всегда актуально. Какие программы подготовки и переподготовки финансовых работников бюджетной сферы вы рекомендовали бы нашим читателям?
— Учиться действительно актуально, даже для меня (говорю так не из-за своей должности, а исходя из стажа работы, опыта и возраста). Программы конкретные не рекомендую — не могу рекламировать. По-моему, самое важное для профессионала — понимать, что учиться надо постоянно, финансовые технологии совершенствуются не менее быстро, чем медицинские или космические.
— Если позволите, вопрос личного характера. Как строится ваш рабочий день? Остается ли время на увлечения? Стиль одежды всегда был проблемой для деловой женщины. Как вы ее решили?
 — Мой рабочий день (в неделе их шесть) начинается в девять утра и заканчивается уже много лет в районе одиннадцати вечера (бывает, правда, и в десять, но редко, а случается, что и в два часа ночи...). Стиль одежды проблемой для меня не является, проблема — катастрофическая загрузка и лишний вес. Увлечение — главное — книги. Очень люблю растения, сад-огород, собаку. Обожаю театр, но выбираюсь редко. Не люблю тусовки, даже деловые, стараюсь их избегать. 
— Есть легенда, согласно которой вы родились в нынешнем здании Минфина. Это правда? Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей семье, родителях.
— Родилась я действительно практически в Минфине, и это — не легенда: у меня мама работала в Минфине СССР. Только тогда не было декретных отпусков. В семье нахожу понимание не всегда, а «как правило». Всеобщее понимание — это сладкая утопия. Я уверена, что муж и дочь меня любят, для меня они — самое главное и любимое в жизни, нам этого достаточно. Свободного времени, к сожалению, мало. Поэтому в домашних делах мне помогают дочь и муж. А еще у меня есть сестра-близнец. Мы с ней и ее семьей очень близки: она, ее муж, племянники — тоже мои самые дорогие помощники в жизни. Свободное время всегда провожу с семьей, этим общением мы все дорожим.

Справка «Бюджета»
Златкис Белла Ильинична (заместитель министра финансов РФ) Родилась 5 июля 1948 г. в г. Москва. Образование - высшее.
В 1970 г. окончила Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит».Кандидат экономических наук.
1970 - 1985 - экономист, старший экономист, главный экономист, заместитель начальника отдела Управления финансирования промышленности Министерства финансов РСФСР.
1985 - 1986 - начальник отдела управления по совершенствованию хозяйственного механизма и цен Минфина РСФСР.
 1986 - 1988 - заместитель начальника  управления по совершенствованию хозяйственного механизма и цен Минфина РСФСР.
1988 - 1990 - начальник Сводного отдела денежного обращения, ценных бумаг и финансов торговли Минфина РСФСР. 1990 - 1998 - начальник отдела, управления, Департамента ценных бумаг и финансового рынка Минфина РФ, член коллегии.
1998 - 2000 - руководитель Департамента управления государственным внутренним долгом Минфина РФ, член коллегии.
 С 08.2000 г. - по настоящее время - заместитель министра финансов РФ.
В 1998г. награждена Почетной грамотой Правительства РФ. В 2001г. объявлена благодарность Президента РФ Является заслуженным экономистом Российской Федерации. Замужем, имеет дочь.

Беседовал  Айдар КОЖАХМЕТОВ
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2003 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно